,
Признайтесь, вам наверняка набили оскомину разговоры о том, что мужчина нынче не тот. Живет в свое удовольствие, приятно пахнет, опрятно выглядит, имеет водительское удостоверение категории “В” и рассекает на блестящем от полировки автомобиле, купленном в кредит… В общем, мельчает. Но, к счастью, это не ко всем относится. “Другой город” встретился с настоящим мужчиной Антоном Карташовым, который давно уже выполнил обязательную программу-минимум «дерево-дом-сын», и теперь занимается строительством морской шхуны размером с двухэтажный дом.
Я без труда нахожу самодельную судоверфь в одном из пригородов Самары — ангар в котором Антон и товарищи строят свой “Ноев ковчег” выглядит “архитектурной доминантой” среди коттеджей и частных домиков. Несмотря на то, что температура “за бортом” упала ниже -20 С, в ангаре тепло и вполне рабочая атмосфера.
Предваряя мои вопросы, Антон выкладывает:
— Строю классическую гафельную шхуну проекта американского конструктора Джона Алдена для совершения кругосветного плавания и для работы в высоких широтах. Материал корпуса — дерево. Длина — 60 футов 5 дюймов (более 18 метров), ширина максимальная — 15 футов 10 дюймов (4,5 метров), осадка — 7 футов 10 дюймов (2,1 метра), водоизмещение около 36 тонн. Гафельная шхуна — это тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и оснащенная гафельными парусами. Гафельный парус — вид косого паруса в форме неправильной трапеции.
— Это Ваша первая лодка? Вы когда-нибудь работали с деревом?
— У меня был определенный опыт ремонта яхт и лодок, но строительством я занимаюсь впервые. Ну и с деревом так плотно я никогда не работал. Только в быту доводилось что-то там сколотить или беседку построить.
— Что побудило начать строить именно свою лодку, а не купить ее?
— Сейчас у меня есть парусная яхта, но я из нее уже, что называется, вырос. С 1977 года я занимаюсь морским многоборьем, мной накоплен определенный опыт, который подсказывает, что мне нужна вот такая лодка, как в этом проекте. В настоящее время существует только одна лодка, построенная по этому проекту. Она совершает коммерческие рейсы в прибрежных водах Северной Америки. Купить ее невероятно сложно, поэтому я и решил построить ее сам. Тем более, что у меня был этот ангар, который мы построили с отцом еще в конце 90-х, не зная тогда, для чего мы его строим.
— Когда заложили лодку? Когда планируете спустить на воду?
— Разметку плаза (чертеж шхуны в натуральную величину на полу помещения) и прочие подготовительные работы мы закончили в декабре 2010 года, киль заложили в середине 2011-го, спустить на воду планируем в 2016 -м.
—Используете особые породы дерева? Будет ли она будет обшита пластиком?
— Для киля и шпангоутов мы используем краснодарский дуб, а обшивка будет изготовлена из ангарской сосны. Наши местные породы дуба и сосны не годятся, поскольку дуб сучковат, а сосна у нас рыхлая. Строить лодку из такого дерева — верная гибель (при этом Антон на двух заготовках показывает мне разницу в структуре дуба, привезенного с одной из самарских лесозаготовок и краснодарского). Пластика в обшивке не будет.
— Вы работаете один или вам помогают?
— Начинал я строительство один, потом дал объявление о том, что требуются столяры, слесари, мастера корабелы, любители работы с древесиной и вообще все, у кого есть желание принять участие в постройке корабля, руки и голова. За то время, что мы строим лодку, приходило великое множество желающих, но в итоге нас осталось четверо.
— Если я правильно понял, вы строили лодку для кругосветного путешествия?
— Нет у меня такой конкретной цели — сходить в кругосветное путешествие, как, знаете, у альпинистов, обязательно подняться на Эверест. Но шхуна эта будет вполне подготовлена для такого путешествия.
Тем более, что кругосветное путешествие может быть совершено само собой. Уходя летом на зимовку в теплые воды, например на Карибские острова, мы пересекаем Атлантический океан. Там очень логично через Мыс Горн или Панамский канал выйти в Тихий океан, а дальше, минуя Галапагосские острова и Полинезию выйти к Австралии. А потом очень логично через Мыс Доброй Надежды замкнуть круг на Капо-Верде.
— Какое место лодки занимают в вашей жизни? Как удается совмещать строительство с работой?
— Конкретной работы у меня сейчас нет, но раньше удавалось совмещать мое увлечение морем с работой на заводе “Экран”. А семья моя — жена и двое детей — разделяют мои увлечения, и я не вижу себя вне моря и вне семьи. Конечно, очень трудно переносить разлуку в три месяца, например, когда я в море, а семья на берегу. И проект этот был выбран в том числе потому, что позволит нам в будущем больше проводить времени вместе. Пока строится шхуна — подрастает её команда.
— Помните самый сильный шторм в который вы когда-либо попадали? Где это случилось и было ли вам страшно?
— Бывало такое. Причем, страшно бывало и не в сильный морской шторм, но и когда на Волге попадали в сильный ветер… Как-то случилось на нашей яхте на Белом море в Кандалакшском заливе идти против встречного северо-западного ветра 30-35 узлов (15-17 метров в секунду). Вот был мандраж! Нас было всего 3 человека, очень холодно, Белое море — оно само по себе холодное, вода от 5 до 8 градусов. Уставали очень вахтой стоять. Буквально по полчаса, потому что мерзнешь очень, ничего не чувствуешь и не соображаешь ничего. Понимаешь только одно: если выкинет за борт — парни, которые рядом, не смогут вернуться и подобрать. Потому что предел живучести в такой воде — 5-7 минут, а этого времени не хватит, чтобы яхту развернуть.
— Что планируете успеть в этом году?
— Я действующий капитан, и, несмотря на строительство лодки, этот сезон пропускать не собираюсь. Буквально через три недели улетаю в Англию на три недели, потом на Карибы на полтора месяца — совершим переход через Атлантику с заходом на различные острова (Бермуды и Азорские) и дальше до Ирландии. Затем гонка Италия — Франция, я возвращаюсь, и мы начинаем делать обшивку шхуны.
— Для вас как участника команды на корабле, романтики больше в путешествии или работы?
— Конечно, обывателями любое путешествие воспринимается как романтика, но по большому счету любое плавание, подготовка к нему — это довольно серьезная работа, которая остается за кулисами. Представьте себе, что смотрите фильм — наслаждаетесь игрой актеров, лихо закрученным сюжетом, работой оператора и т.д. Но для режиссера и его команды это прежде всего работа, бессонные ночи. Но мы все в итоге наслаждаемся результатом. Без работы не будет романтики.
И еще о романтике. Представьте — мы сейчас с вами на лодке посреди океана и до ближайшего берега пару тысяч миль. И не на палубе огромного круизного лайнера — такого острова с ресторанами, бассейнами, где и качки то не заметишь, — а на небольшой яхте, на щепке в океане. От одной мысли об этом у меня захватывает дух!