ЭФИР НА ВЕСЬ МИР. Алексей Елхимов объясняет, зачем и кому нужны радио и фестиваль «Время Звучать!»
145
Постмодернистская, но честная некомедия без антракта о будущем рок-фестивале «Время Звучать!» в Загородном парке, роли графоманов и экспертов, интернет-радиостанциях и судьбе живой музыки в провинции.
==========================================================================================================================
Действующие лица:
Алексей Елхимов – актер театра «СамАРТ», идеолог и руководитель радиостанции «Время Звучать!», а также одноименного фестиваля-пикника в Загородном парке, который состоится в это воскресенье, 31 августа;
Данила Телегин – автор текста.
Фото из Вконтакте.
==========================================================================================================================
Кофейня недалеко от «СамАрта». На столике — две чашки американо. Сосредоточиться на беседе слегка мешает бормотание телевизора, поэтому Алексею Елхимову приходится слегка форсировать голос. Впрочем, может быть это профессиональное, актерское. Разговор начинается с главного.
Д.Т.: Зачем ты делаешь этот «пикник» в Загородном?
А.Е.: У каждой радиостанции должен быть свой фестиваль. А тут лето заканчивается и хочется какого-нибудь праздника музыки… Вот мы и решили сделать третий фестиваль «Время Звучать!» в формате пикника. Своего рода отчетное мероприятие.
Д.Т.: Есть ощущение, что во всем что ты делаешь, ты будто спасаешь наследие «Нашего Радио в Самаре»…
А.Е.: «Нашему радио» в Самаре, наверное, ничего уже не поможет…
Д.Т.: Да, но примерно та же музыка, примерно та аудитория…
А.Е.: Ты, наверное, вспоминаешь проект «Реформация»… Но тут идея немного другая: локальной музыки настолько много, что количество иногда переходит в качество, и вполне возможно, на мой взгляд, за счет этого развить сетевую станцию.
Каким-то образом всё действительно слегка напоминает ситуацию 98-го года, которая произошла с «Нашим Радио». Тогда вдруг некоторые люди поняли, что есть огромный пласт музыки, пользующейся популярностью и уважением. Они провели маркетинговые исследования и решили, что это направление можно развивать. За мощными группами-локомотивами шли волнами талантливые коллективы, и было их достаточно, чтобы создать успешную коммерческую станцию. Тем более, была определенная конъюнктура: новая страна — новая музыка…
Д.Т.: Но сейчас-то — ни конъюнктуры, ни локомотивов. А ты пытаешься нагнетать некую музыкальную провинциальную волну.
А.Е.: Во-первых, в нашем мире всё довольно быстро меняется, и, во-вторых, я не склоняюсь к тому, что нужно работать на конъюнктуру. Живучесть «Времени Звучать!» говорит о том, что у разных социальных групп (молодежи, бизнесменов, у тех, кто ностальгирует по 90-м или верит истово, что рок-н-ролл жив) волнообразно возникает огромный интерес к этой музыке. Можно только удивляться тому, как всё складывается. Например, для фестиваля в этом году совершенно неожиданно нашлась площадка, внезапно появились люди, готовые напечатать полиграфическую продукцию… Я считаю, что если есть такой отклик, значит происходящее в своем замысле правильно.
Д.Т.: Есть ряд групп, которые радио «Время Звучать!» за собой везде таскает. Ты — человек искусства и хорошо знаком с оттенками творчества разного рода… Но из той подборки, что у вас есть, существенная часть… как бы помягче… Зачем тебе графоманы?
А.Е.: Ох, сейчас я попробую найти точные слова… Если заниматься исследованием творчества в регионах, мы столкнемся с большим количеством людей, которые производят продукт, не имеющий культурной ценности. Но наша задача — найти те крупицы, которые могут оказаться интересны не только увлекающемуся живой музыкой, рок-н-роллом, искусством, но и постороннему человеку, который внезапно услышит мелодию, созвучную своему сердцу.
В перспективе, конечно, возникает дилемма. И есть два пути. Либо уходить в поиск элементарных правильных частиц, либо предоставить площадку абсолютно для всех, кто хочет заниматься творчеством.
Д.Т.: Для естественного отбора?
А.Е.: Да. Одна из возможных миссий станции — быть ситом. То есть, когда всё намешано, но внутри отдельных спецпроектов происходит отбор действительно стоящих вещей… С другой стороны, я когда-нибудь мечтаю найти увлеченного музыкального редактора, который составил бы стратегию так, чтобы плейлист «Времени Звучать!» сразу слушателя «брал за горло». Тогда отсев будет жёстким, и мы очень резко сократим свою музыкальную базу, где сейчас больше шестисот песен, и вместе с ней потеряем такую аудиторию, как участники групп, звучащих на радио, и их друзья.
Д.Т.: То есть, получается, что на «Время Звучать!» местные музыканты слушают друг друга, чтобы в какой-то момент услышать среди прочих себя?
А.Е.: Есть и такое. Вот если вернуться к фестивалю, то одна из его целей — общение внутри творческой среды. Это важно. Лично я на театральных фестивалях с большим удовольствием и пользой для себя смотрю спектакли ребят из других городов, слушаю профессиональных критиков. И на фестивалях музыки то же самое должно происходить.
Но вообще фестиваль, который мы в этом году делаем, абсолютно не претенциозный. Мы даже не задавались целью показать лучшие силы города. Это просто маленький праздник, который проходит на парковой территории в последний день лета, с 15:00, и все выступающие коллективы — позитивные или нейтральные, воскресные. Легкий музыкальный пикник для широкой аудитории, который не распугает ни людей с детьми, ни влюбленные парочки.
Д.Т.: А у тебя нет чувства, что рок-музыка уже не особенно интересна? Её легко делать, её везде полно. Вот ты говоришь «более шестисот песен» — огромное предложение, а вот спрос…
А.Е.: Да, для узкоформатной радиостанции достаточно 450 песен, чтобы звучать круглосуточно и не надоедать слушателям.
Но, как мне кажется, не надо упираться в термины — «рок-музыка», «фолк-музыка» или «арт-музыка»… Назовем это «живая музыка» или же предложим такой формат — свободный образ мысли. А ещё представим себе слушателя как человека, который любит жить и любит чувствовать. Если он услышит музыку, созвучную ему — это и будет искомый формат.
Д.Т.: Как вовлечь аудиторию в процесс осмысления и прочувствования того, что они услышали? Чтобы люди не просто заходили за друганов «лайк» поставить, но и всерьез интересовались.
А.Е.: Для этого есть, наверное, какой-то стандартный набор инструментов. Я, например, считаю, что для региональных музыкантов важно мнение экспертов, которые не расставляли бы оценки — вот тебе двойка, а вот пятерка, — а компетентно рассказывали бы о том, что слышат. Вообще же многие радиостанции движутся к мультимедийному формату, организуя некий элементы игры. «Время Звучать!» — тоже своего рода интерактивная радио-игра.
Д.Т.: Ну так зачем она, по большому счету, тебе? Делает жизнь более объемной?
А.Е.: Как-то, вскоре после запуска радиостанции, мы обсуждали, зачем она вообще нужна… Для начала нужно было аккумулировать музыку самарского региона, накопившуюся со времен «Реформации» на «Нашем радио» и «Самлайф». Но я понял, что развитие в рамках спецпроектов себя исчерпало… Вот появляется на коммерческой станции абсолютно некоммерческий, узкоцелевой проект. И мы играем в рейтинги, в то, что какая-то группа лучше или хуже, хотя там по двадцать-тридцать голосов… Это всё быстро надоедает, поскольку развиваться некуда.
А вот перспектива «Время Звучать» меня очень увлекла. Я увидел такой стратегический проект: сначала возникает радио с локальной музыкой, которое вещает 24 часа в сутки. Потом в какой-то момент появляется аналогичное радио с локальной музыкой Саратова, Ульяновска, Пензы, Ханты-Мансийска, и они объединяются. Потом ты начинаешь делать фестиваль. Появляется ещё и рекорд-компания, и ты начинаешь помогать музыкантам издавать их диски. То есть, развиваться можно бескончено… Может быть, замысел пока и не оформился окончательно, но он постепенно собирается, как терминатор из капелек.