ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

Единственный визит Виктора Цоя в Самару: концерт в ДК, выступление в университетском кафе и критика со стороны комсомольцев

 4 813

Автор: Андрей Артёмов

.





,

21 июня 1962 года родился Виктор Робертович Цой. Поэт и музыкант, сооснователь и лидер группы «Кино».

С нашим городом его связывают единственные гастроли, состоявшиеся в апреле 1986 года. Тогда Цой приехал в Куйбышев без группы «Кино» и выступал сольно. В поездке его сопровождал президент ленинградского рок-клуба Николай Михайлов.

Во всевозможных источниках указывается разное количество выступлений Виктора Цоя во время того визита в Куйбышев. Нет единого мнения и о площадках, на которых они прошли. Один из  причастных к этому приезду – культуролог Виктор Долонько – считает, что приезд Цоя состоялся в 1987, а не 1986 году.

Мы проанализировали все данные из открытых источников и представляем вам наиболее полную хронологию пребывания Виктора Цоя в нашем городе.

Диспозиция

Прежде чем перейти непосредственно к визиту Цоя в Куйбышев, скажем пару слов о том, как в начале 1986 года у него обстояли дела на творческом фронте.

За плечами группы «Кино» к тому моменту было уже пять студийных альбомов. Последний из них – «Ночь» – был издан в январе 1986 года на студии звукорежиссера Андрея Тропилло.

Когда рок-музыка в СССР будет легализована, «Ночь» станет первым альбомом группы, выпущенным фирмой «Мелодия». Но произойдет это лишь в апреле 1988 года.



В апреле же 86-го до статуса звезд «киношникам» было еще далеко. Видимо поэтому Виктор Робертович и не отказался немного подзаработать, выступив в городе имени Валериана Владимировича.

Вызов из Куйбышева

Инициатором приезда Виктора Цоя в наш город был диск-жокей Александр Астров. О нем тоже стоит рассказать отдельно.

В первой половине 1980-х годов студент Куйбышевского авиационного института Александр Астров был известен как устроитель дискотек и мероприятий, которые можно назвать музыкально-театральными представлениями.

В 1984 году Астров сотрудничал с куйбышевской рок-группой «Час пик». Плодом их совместного творчества стала запись, позднее ставшая магнитоальбомом. Который большинство музыкальных критиков впоследствии признало первым в нашей стране рэп-альбомом. Собственно, так он и назывался – «Рэп».


В 1986 году Александр Астров решил попробовать себя на ниве организации рок-концертов.

Выбор пал на лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова (признан в Российской Федерации иностранным агентом), до этого уже выступавшего в Куйбышеве со своим «Аквариумом» в 1979 году. Но привезти БГ не получилось.

Александр Астров вспоминал об этом в интервью газете «Культура», опубликованном в мае 2021 года:

«Гребенщиков в тот момент еще не был звездой, но у него уже были какие-то менеджеры, роль которых иногда выполняла его мама. При каком-то необъяснимом количестве телефонных звонков в Ленинград я так никогда и не разговаривал с самим Гребенщиковым.

Всегда были какие-то сложности. И так как эти сложности в какой-то момент задолбали, я сказал: да ну хрен с ним, с Гребенщиковым, давайте привезем Цоя».

В назначенный день

В субботу, 12 апреля 1986 года, Виктор Цой и Николай Михайлов прилетели в Куйбышев. Остановились ленинградцы в гостинице Дома молодежи, что на улице Аэродромной.

Первое выступление Виктора Цоя прошло в клубе ГПЗ-9 (Победы, 96а), где в то время работал Александр Астров. Зрителей было немного.

Николай Михайлов в 1991 году вспоминал:

«Началась эта поездка с того, что в местном Доме самодеятельности Виктору прямо по приезде заплатили 80 рублей…

Он сказал: «Да-а, это, конечно, не деньги, но впервые мне платят, когда я еще даже не раскрыл гитару».

Также Николай Михайлов добавляет: «Мы приехали с очень такой любопытной миссией: я рассказывал о деятельности рок-клуба, а для Виктора это была одна из первых поездок в несколько необычной для него роли. Он должен был отвечать на вопросы, общаться с залом.

Ему это тяжело давалось, потому что он всегда был не склонен давать интервью. А там, в Куйбышеве, он что-то разошелся, я помню.»

Ниже представлена программа мероприятий в клубе ГПЗ-9 на 11—13 апреля 1986 года. Концерт Виктора Цоя в нее не попал.

Второе выступление Виктора Цоя прошло в месте, которое в большинстве источников именуется как ««стекляшка Промышленного райкома»». Здесь собрались на некий «вечер трезвости» местные комсомольцы.

Вероятнее всего, речь идет о кафе-стекляшке «Рассвет», что в сквере Калинина, напротив Дворца спорта. Заведение было достаточно презентабельным, находилось на территории Промышленного района, да и райком был поблизости — на улице Краснодонской.

Само кафе «Рассвет» было построено в начале 1970-х годов, а в 78-м к нему со стороны улицы Физкультурной был пристроен пивной бар «Жигули».

В заметке из многотиражки Куйбышевского авиационного завода отмечалось, что персонал этого бара подбирали совместно с райкомом комсомола.


Именно в кафе «Рассвет» Виктор Цой встретился лицом к лицу с, как бы сейчас сказали, хейтерами. Куйбышевские комсомольцы, по воспоминаниям очевидцев, объясняли ему, что алюминиевых огурцов не бывает, пытались добиться ответа, о чем песня «Мама-анархия», и никак не отреагировали на лиричную «Восьмиклассницу».

Вспоминает Николай Михайлов:

«Они очень нападали на Виктора за то, что он поет такие безыдейные песни. И мы, как могли, с Сашей Астровым защищали его. Виктор совершенно разозлился на нас и на них и спел песню «Я объявляю свой мир безъядерной зоной»».

Нужно сказать, что эта песня была написана Виктором Цоем в 1984 году. Тогда, на II фестивале Ленинградского рок-клуба, каждая группа обязана была исполнить антивоенную песню.

Виктор Цой написал «Безъядерную зону», которая так понравилась жюри, что ею открыли фестиваль, хотя сама группа «Кино» выступала последней.

Понравилась эта песня и куйбышевским комсомольцам. Николай Михайлов продолжает:

«Комсомольцы начали говорить: «Вот может же человек, ведь понимает, что в этой жизни нужно, у него есть идейная позиция».

Но тут уже разозлились мы с Сашей. И начали говорить: «Неужели не понимаете, что эта безъядерная зона – не только зона, свободная от ядерного оружия, но и свободная от электростанций атомных…

«Которые имеют обыкновение время от времени взрываться», — сказал Виктор… И две недели спустя случилась Чернобыльская катастрофа».

Вечером 12 апреля Виктор Цой отправился в клуб-кафе Куйбышевского госуниверситета «Гаудеамус». Там представляла свою новую программу местная рок-группа «Седьмая ступень».

В книге журналиста и исследователя биографии Виктора Цоя Виталия Калгина приводится такое воспоминание очевидца:

«В 1986 «Седьмая ступень» записала свой первый «профессиональный» магнитоальбом. Появились контакты с питерским рок-клубом – запись там очень хорошо приняли.

Весной в Самару приехали Цой и Коля Михайлов, один из руководителей рок-клуба. Они привезли очень качественно записанные магнитоальбомы, которые потом быстро разошлись по Самаре.

Цой отыграл на паре площадок в городе, а ночью они прибыли в закрытое на ремонт университетское кафе «Гаудеамус», где и состоялось выступление «Седьмой ступени» в узком кругу.

Отыграли очень сильно. Все были просто в восторге. Потом Цой пел свои песни под гитару почти до утра. Никогда не забуду эту ночь…

Цой пел за столом, но с полной отдачей, как на концерте. Было человек 30. Много общались. Питерцы рассказывали, как им удалось создать рок-клуб. Все это напоминало встречу подпольщиков. Рок-революция не за горами… Разошлись под утро».

В воскресенье, 13 апреля, Виктор Цой выступил в кафе «Согласие» при гостинице «Театральная» (Полевая, 4). Это был его четвертый, финальный концерт в Куйбышеве.


Слева направо: Николай Михайлов, Виктор Цой, Александр Астров.

Утром 14 апреля Виктор Цой и Николай Михайлов улетели в Ленинград. Устроитель концерта Александр Астров был уволен из клуба ГПЗ-9, но достаточно быстро нашел новое место работы – в газете «Волжский комсомолец».


Ну а Виктор Цой вернулся в Ленинград. 19 мая 1986 года он начал сниматься в короткометражном фильме «Йя-Хха» студента ВГИКа Рашида Нугманова.

31 мая группа «Кино» неудачно выступила на IV фестивале Ленинградского рок-клуба. Впрочем, Виктор Цой получил приз «За лучшие тексты».

Именно с того момента он начал работать над своим героическим образом, в частности, стал петь более низким голосом. Окончательно образ сложится после премьеры фильма «Игла» все того же режиссера Рашида Нугманова.

Именно таким последним героем в черных одеждах Виктора Цоя запомнит вся страна.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте