Самарский завод клапанов
13
,
1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.
Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и начинаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.

Предприятие строилось в начале 1930-х годов и находилось в ведении «Ватозапчасти» — Всесоюзного государственного объединения по производству и сбыту автомобильных и тракторных запасных частей и деталей.
В апреле 1932 года была пущена первая очередь завода. Он занял территорию в границах нынешних улиц Водников, Князя Григория Засекина и Кутякова.
Как и все предприятия страны, после начала войны завод «Автотрактородеталь» стал выпускать и военную продукцию – сопла и стабилизаторы к реактивным снарядам, а также мины. К середине 1942 года было освоено их массовое производство.
Завод оказал завод помощь крупному предприятию, эвакуированному в Куйбышев из Москвы. В одном из корпусов «Автотрактородетали» были размещены электропечи и пирометрический щит Государственного подшипникового завода, известного нам как ГПЗ-4.
Они работали здесь до весны 1942 года, когда оборудование было отправлено на Безымянку, в филиал подшипникового завода, который позднее станет именоваться ГПЗ-9.
Но и мирная продукция, производимая «Автотрактородеталью», оставалась востребованной в годы войны. Так, в августе 1943 года на предприятии было выпущено 12 тысяч клапанов, пальцев и шатунных болтов для машинно-тракторных станций Смоленской области.
Много оборудования, инструмента и запасных частей было отправлено на Харьковский тракторный завод, разрушенный в годы войны.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте