СТОП! СНЯТО. Ирина Якоби смотрит и комментирует фильмы и сюжеты о городе Куйбышеве

 548

Автор: Редакция

.
,

«Другой город» предлагает тебе на один теплый ламповый вечер оторваться от созерцания нового Шерлока и посмотреть (периодически, может, захлебываясь слезами ностальгии) на то, как выглядела Самара лет эдак 30 назад. И даже все 70. В те годы, впрочем, и не «Самара» вовсе.

Текст: Ирина Якоби

Если здесь есть люди старше 25 лет, то, возможно, они смутно помнят те светлые времена, когда в парк им. Ю. Гагарина еще можно было зайти без боязни отхватить поленом в лоб. Мало того, возможно, кое-кто из них помнит, что в этом самом парке тогда работал кинотеатр-самолет «Антошка» — настоящий самолет Ан-10, в котором на большом экране крутили детские мультики.

В середине 90-х он сгорел, и его демонтировали. А в 2012 году городские власти заикнулись о том, что неплохо бы вернуть самолет обратно в парк, но на дворе уже 2014… Зато «Антошка» остался в нашей памяти (ладно, в моей – нет) и на кадрах хроники 1981 года. «Бременские музыканты» и горка, прикиньте, ну!

Все равно никто тут, скорее всего, не читает описания видеороликов, поэтому расскажу-ка я анекдот.

Значит, собрались однажды метростроевцы и говорят такие: «Будем в Самаре отличнейшее метро строить! Три линии будет: одна – от Безымянки до центра города, вторая — от Металлурга до железнодорожного вокзала, а третья… Третья, мужики, от Ботанического сада пойдет за Самарку!». И пошли скорее строить в Самаре три линии метро, ахаха!

АХАХАХА!

А вот этот самый анекдот рассказывает в 1980 году на весь Советский Союз диктор программы «Время».

«Вы знаете, сколько дней его готовят? 71! Щи за это время 850 раз сварить можно!» — внезапная статистика от авторов короткого документального фильма 1966 года о Жигулевском пиве (12 кастрюль щей в сутки — не понимаю, зачем я это подсчитала).

В фильме подробно и с любовью описывается процесс приготовления «Жигуля» на куйбышевском пивзаводе и его дегустации людьми в белых халатах («Вкус пива нормальный, я считаю»). Ролик вызывает острое желание бросить все и бежать в сторону «Дна» галопом. Хотя, полвека прошло… Может, и не вызывает.

С 2011 года в Самаре проводят 7 ноября Парад Памяти – большое мероприятие с шествием колонн, военной техникой, авиашоу и прочими оркестрами. В понедельник или там в четверг в первой половине дня. Почему-то многие (из тех немногих, кто вообще слышал об этом параде и уж тем более там был) думают, что данный проект партии власти посвящен Победе в ВОВ, как и парад на 9 мая — так вот нет.

7 ноября 1941 года в Куйбышеве прошел масштабный военный парад, в котором приняли участие порядка 22 тысяч человек, в присутствии маршала Ворошилова и всесоюзного старосты Калинина. Парад был призван продемонстрировать мощь страны в условиях военного времени. Над площадью Куйбышева пролетело несколько сотен боевых самолетов, участвовавшие в параде солдаты затем уходили на фронт. Кадры правда впечатляют, особенно вид сверху.

А вот так в 1986 году в Куйбышеве с невиданным размахом праздновали День города – 400 лет с года основания. Праздничное шествие, скоморохи, пляски на улицах, медведи на набережной, кафе «Отдых» и все как один кудрявые.

В начале ролика, кстати, по улицам едет разукрашенный трамвай, забитый развеселыми жителями – так вот это тот самый, который стоит сейчас под открытым небом за прозрачным забором депо ТТУ напротив сквера Мичурина. Вагоны созданы по чертежам первых самарских трамваев начала прошлого века.

Куйбышев 1973 года. Первые три минуты ролика посвящены, как водится, трепетному описанию жития в дореволюционной Самаре товарища Ленина, который «так любил Волгу», так любил — кушать не мог! Ну, и потом из экрана периодически вываливаются крупные «М. ФРУНЗЕ» и «В. КУЙБЫШЕВ», но быстро и ненавязчиво, так что можно и потерпеть. Хотя бы ради отличных кадров съемки с воздуха чистейших куйбышевских улиц 40-летней давности, свободных дорог и газонов, будто бы нарисованных по линейке. Вот только шапки одинаковые у всех.

А вот, кстати, и полная версия видео с кадрами про «Антошку». Смотреть целиком, впрочем, необязательно – слишком много передовиков и восторгов по поводу впечатляющих результатов ударной пятилетки (конец 70-х – начало 80-х). Зато примерно с 12:30 показывают виды совсем еще свежего, только что построенного автовокзала и то, как должны были, согласно планам, выглядеть станции местного метрополитена, если б все пошло по-людски, а не вот так. Станция «Площадь им. Куйбышева», например.

Ну, и напоследок. Вы меня извините, но вот вам концерт группы «Динамик» и Владимира Кузьмина в Куйбышеве в 1985 году. Похоже, что во Дворце спорта ЦСК ВВС.

«И не случицца ничегооо (уооо!)! Да я и сам не верю в чууудо!»…

Ох, ноги в пляс идут!