,
Недавнее ДТП с участием трамвая, в результате которого один человек погиб и трое госпитализированы, стало наиболее крупным подобным происшествием в нашем городе.
Случившееся имело и другие печальные последствия: сразу после торжественного празднования 100-летия самарского трамвая директор ТТУ Андрей Спиридонов был отстранен от должности.
Напомним, что именно произошло: водитель выбрал неправильную скорость при повороте, вагон сошел с рельсов и врезался в столб. Такое, увы, иногда случается. Люди — не машины. Им вдруг становится плохо, они теряют сознание и управление. И наказывать за это руководство странно и нелепо.
Журналисты ДГ собрали подборку наиболее резонансных аварий с участием трамваев в России и Самаре и выяснили, чем это закончилось для руководителей транспортных управлений.
«Бешеный» трамвай таранит легковушки
Неисправность тормозов и потеря сознания водителя – наиболее частые причины крупных дорожно-транспортных происшествий с трамваями в России.
Например, в 2012 году в Перми произошло ДТП с «бешеным» трамваем, как его назвали местные жители. Тогда из-за отказа тормозов вагон проехал два квартала, тараня попадавшиеся на пути машины. На одном из перекрестков в трамвай въехал внедорожник — от удара вагон слетел с рельсов и ударился в здание. За помощью к врачам после аварии обратились 6 человек, еще четверых госпитализировали.
Виновным в той аварии признали водителя трамвая и отстранили ее от управления транспортным средством на 1 год и 8 месяцев. Досталось и водителю автобуса, который «собрал» трамвай на одном из перекрестков. Суд признал, что водитель остановился на рельсах в зоне действия знака, запрещающего выезд на трамвайные пути. Его лишили водительских прав на полтора года. Руководящий состав ТТУ не пострадал.
В конце того же года крупная авария произошла в Орле. Водитель потерял сознание, после чего трамвай проехал три перекрестка и снес несколько легковушек. Остановиться удалось лишь после столкновения с другим трамваем. В результате было повреждено 12 машин, 10 человек были госпитализированы с переломами и ушибами.
Расследование по этому делу длилось около года. В результате прокуратура вынесла представление руководителю ТТП (трамвайно-троллейбусное предприятие), по результатам которого 6 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, директор заплатил штраф в 15 тысяч рублей. С должности его не сняли.
Водителя трамвая суд признал невменяемым и отправил на принудительное лечение. По данным следствия, вагон во время аварии был исправен.
Годом ранее необычное ДТП произошло в Курске. Тогда трамвай врезался в жилой дом. Вагон наехал на камни, лежавшие на рельсах, водитель не смогла затормозить и въехала в стену. От удара с крыши дома осыпался шифер, трамвай же оказался лишь слегка помят и поцарапан. Жертв тогда удалось избежать. Увольнений тоже.
В 2012 году в Москве два трамвая не поделили одни пути и столкнулись друг с другом. Тогда на улице Преображенской водитель вагона, следовавшего по 4-му маршруту, уснул и врезался в ехавший впереди трамвай № 13. В результате инцидента пострадали 3 человека.
Одним из самых крупных ДТП с участием трамвая в российской истории стало происшествие 1930 года, случившееся в Санкт-Петербурге. Тогда трамвай столкнулся с поездом, причем авария произошла в первый день объявленной тогда декады безопасности. Тогда в столкновении погибли 28 человек, 8 пострадали.
К судебной ответственности были привлечены 16 человек и получили сроки лишения свободы от 1 года до 10 лет.
Спецтехника меряется силами с трамваями
В Самаре происшествия с трамваями нередки. Практически каждую неделю появляются сообщения о падениях пассажиров, конфликтах с водителями или кондукторами и пешеходах, попавших под трамвай. Но иногда на пути трамваев встают грузовики, а в некоторых случаях вагоновожатые сами пытаются пробить путь через забитый машинами перекресток.
Одно из последних происшествий – столкновение трамвая с бетономешалкой, случившееся в январе прошлого года около аэрокосмического университета. Тогда неудачно закончился рейс для маршрута № 13 – итогом стал разбитый вагон и серьезная пробка на Московском шоссе. В той аварии никто не пострадал.
В июле 2010 года с трамваем также сталкивалась спецтехника. Тогда в Железнодорожном районе в вагон врезался экскаватор, за рулем которого никого не было. Водитель припарковал технику, но не убедился, что она неподвижна. В результате экскаватор начал самопроизвольное движение, выехал на трамвайные пути и столкнулся с трамваем. В результате происшествия пострадала 65-летняя пассажирка – она получила ушиб грудной клетки.
В 2012 году помериться силами с трамваем решил водитель КамАЗа. Тогда, в январе, в 5.26 утра на улице Ново-Вокзальной около ЗАГСа Промышленного района грузовик не уступил дорогу трамваю, следовавшему по 25-му маршруту, и врезался в первый вагон. От удара он сошел с рельсов и перегородил движение в противоположном направлении. Пострадали два пассажира – мужчина с травмой позвоночника и женщина с закрытой черепно-мозговой травмой оказались в больнице. Водитель и пассажир КамАЗа не пострадали и утверждали, что столкновения вовсе не было, а вагон сошел с пути, потому что рельсы были скользкие.
В апреле того же года произошло еще одно крупное ДТП с трамваем. Тогда на пересечении улиц Аэродромной и Мяги 23-й трамвай вылетел на перекресток и протаранил три автомобиля – ВАЗ-2113, внедорожник УАЗ и грузовик Mitsubishi. Не обошлось без жертв – из УАЗа вылетела пассажирка и упала на дорогу, после чего на нее рухнул и сам автомобиль. От полученных травм женщина скончалась. Из 60 пассажиров, ехавших в трамвае, никто не пострадал. Та авария произошла из-за неисправных тормозов у трамвая – остановиться он смог лишь за счет специальных механических «башмаков», расположенных на рельсах.
Виновником аварии признали водителя ВАЗа.
Еще один случай, когда трамвай выступил тараном, был зафиксирован в мае 2014 года. На пересечении Московского шоссе и улицы Ташкентской вагон вылетел на перекресток на запрещающий сигнал светофора и врезался в проезжавший автобус. Как выяснилось, водитель трамвая потеряла сознание. Два пассажира автобуса пострадали, один из них был госпитализирован.
Одна из наиболее крупных аварий произошла в Самаре в 2006 году. Тогда у трамвая, следовавшего по улице Ново-Вокзальной, отказали тормоза. Неуправляемый вагон столкнулся с вазовской легковушкой на проспекте Карла Маркса и доехал до пересечения со Ставропольской. Там трамвай сошел с путей и опрокинулся на левый борт, задев пешеходов, стоявших на остановке. Водитель, поняв, что вагон неуправляемый, открыла двери и посоветовала пассажирам выпрыгивать на ходу. В результате того происшествия 3 человека погибли, но люди, оставшиеся в вагоне, выжили.
Водителя трамвая приговорили к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Ни в одном из вышеперечисленных случаев директора ТТУ с должности не снимали.
Решение об отстранении от должности Андрея Спиридонова произвело такой резонанс, что даже официальный паблик горадминстрации вчера вечером опубликовал ссылку на статью, где приводятся мнения жителей города, сомневающихся в вине директора ТТУ.