,
Экскурсоводы много рассказывают нам о городе, его жителях, знаменитых фактах и секретных историях. Но они совсем мало говорят о себе и собственной жизни.
Корреспондент ДГ Юлия Морозова узнала, как молодые экскурсоводы пришли в профессию, почему их не отпускают городские истории, а также о собственном месте в Самаре.
Яна Травкина
об уходе с завода ради работы в музее, военной разведке и «знатоках» города
Яна Травкина работает экскурсоводом в музее им. Алабина уже шесть лет, но в профессию она пришла не сразу.
«Я получила второе высшее образование как искусствовед, уволилась с предыдущего места работы на заводе приборных подшипников и размышляла о том, чем же я хочу заняться в жизни».
Несмотря на диплом искусствоведа, опыта работы в культурной сфере у Яны не было. Поэтому она начала с волонтёрства в музее им. Алабина:
«Я нашла на сайте электронную почту и написала письмо с просьбой поучаствовать в каком-нибудь музейном мероприятии. Меня пригласили прочитать лекцию по искусству. Затем пригласили ещё раз.
Так началось моё сотрудничество с музеем, которое превратилось в настоящее взаимодействие, когда мне предложили работу экскурсовода. Можно сказать, что это профессия выбрала меня».
Любимым маршрутом Яны стала пешеходная экскурсия «Самарский щит: разведка и контрразведка», которую она сама разработала к юбилею празднования победы в Великой Отечественной войне.
Особенно экскурсовод выделила разведчика Рудольфа Абеля (также известен как Вильям Фишер), на основе жизни которого снят фильм Спилберга «Шпионский мост».
«У нас в городе есть сквер имени разведчика Рудольфа Абеля и мемориальная табличка на доме, где жила его семья во время эвакуации в Куйбышев.
Наш музей сотрудничает с союзом ветеранов ФСБ, и несколько книг по истории самарской разведки и контрразведки мне подарил полковник в отставке Георгий Дмитриевич Тищенко».
Без сложностей в работе экскурсовода тоже не обходится:
«Иногда в исторической части Самары к экскурсии могут прибиться местные жители, не всегда трезвые, и они часто пытаются рассказать «настоящую» историю.
Если они доброжелательные, то это не проблема. Экскурсанты обычно относятся с пониманием к таким ситуациям. А вот если они агрессивные, то здесь уже нужно быть осторожными и по возможности быстрее перейти на другую точку маршрута.
К счастью, за всю мою практику в шесть лет такой случай был всего один раз».
Анна Киселёва
о Струковском саде, туристическом потенциале и сложностях работы
Анна Киселева всего пару лет назад окончила Самарский университет. Но сейчас она уже старший научный сотрудник Самарского литературного музея и часто проводит экскурсии по городу.
Такая работа, по словам девушки, пришла к ней сама собой:
«С детства с родителями мы постоянно путешествовали. Меня приучали, что летний отдых — это не только лежание на пляже, обязательно нужно искать что-то такое, что надолго запомнится.
Мне нравится воплощать свои специфические интересы в программы, которые привлекают людей. Нравится видеть, как то, что зажигает огонь в моём сердце, с новой стороны узнают те, кто совсем не задумывался ни о чём подобном.
Люблю знакомиться с новыми людьми, люблю гулять, люблю рассказывать о том, что мне интересно — где это делать, как не здесь?».
Особое место в сердце Анны занимает исторический центр Самары и деревянная архитектура, что немудрено — у девушки есть семейные корни в Томске, который славится своим деревянным зодчеством.
«Я очень люблю Струковский сад. Начиная с его прошлого, где были сам Григорий Струков, его основатель, герой русско-турецкой войны, а также многие писатели и поэты. Например, Максим Горький, который не раз по нему прогуливался.
Ещё мне нравится представлять, как в Струковском саду работал электротеатр «Синема» под открытым небом, звучал вальс «Мокшанский полк на сопках Манчьжурии».
Люблю и современную историю Струковского сада за стелу Студенческой весны, разные фестивали и просто как хорошее место на карте Самары. Всё это как-то неразрывно сплетено у меня в душе с Волгой, Самарой и детством».
Сложностей Анна не боится, для неё они лишь ступени развития. Когда получает негативные отзывы, она, конечно, расстраивается, но берётся улучшать программу, делать её интереснее.
Идеи часто возникают из трудностей, которые кажутся другим непреодолимыми, считает Анна:
«В сотрудничестве с Инклюзивным ресурсным центром мы в музее проводили небольшую экскурсию-лекцию в рамках «Добро.Конференции» для людей с ПОДА, которым трудно перемещаться по экспозиции.
Отсутствие музейных предметов под рукой с лихвой компенсировали стенды с навигацией по усадьбе, различные материалы и увлекательные истории от экскурсовода.
Для таких идей у меня есть лучшая на свете команда волонтёров, без которых усадьба в прямом смысле не стала бы такой, какая она сейчас».
Стремления Анны на этом не заканчиваются. Она мечтает открыть туристический потенциал Металлурга и Безымянки.
Анна Казакова
о начале карьеры, любимом маршруте и локальном бренде
Анна Казакова начала свой путь ещё будучи студенткой Самарского университета на специальности «Культурология».
«Мы с одногруппницами участвовали в «Ночи музеев» от Литературного музея. Мне очень понравилась атмосфера музея, и после я устроилась работать научным сотрудником, а затем перешла работать экскурсоводом в Художественный музей».
В музеях других городов девушка не может сдержать свой пыл экскурсовода: «Начинаешь рассказывать про экспонаты, искать схожие черты и различия со своим музеем».
А на историю Самары Анна смотрит с маркетинговой стороны. По её мнению, из того факта, что Самара была хлебной столицей Российской империи XIX века, можно сделать отличный локальный бренд.
Светлана Аскарова
о первой экскурсии, языке жестов и обучении в Третьяковской галерее
В Самаре познакомиться с историей и архитектурой города могут и люди, имеющие проблемы со слухом. Светлана Аскарова — слабослышащая сурдопереводчик и культорганизатор, которая недавно стала ещё и экскурсоводом.
В этом году она закончила обучение в проекте Третьяковки «Покажи Самару». Это была программа подготовки глухих экскурсоводов. За 8 месяцев они прошли обучение в нескольких музеях и галереях Самары: Музее Модерна, Литературном музее и галерее «Виктория».
«У меня появилась возможность проводить экскурсии на моём любимом жестовом языке. Пока я провела одну экскурсию по самарскому конструктивизму, этот маршрут я сразу полюбила.
В процессе работы столько всего узнаешь интересного из истории своего города, для меня это важно. Так как моя основная работа связана с глухими, я должна знать всё».
Илья Приданцев
о кришнаитах в Самаре, суде над Маяковским и свидании-экскурсии
Илья Приданцев закончил филологический факультет в 2017 году. В Литературный музей он пошёл спонтанно — была вакансия. Думал, что будет работать где-то в фондах музея, но вышло всё иначе.
«На собеседовании меня спросили, люблю ли я работать с людьми, в частности с детьми. Я зачем-то ответил, что люблю, и оказался в отделе работы с публикой, хотя совсем этого не планировал.
Скоро начал водить экскурсии по музею, чуть позже присоединились и пешеходные по городу, без которых я себя уже не представляю. Начались литературные клубы и студии. Мой любимый сейчас проект в музее — литературная студия для подростков «Вточку».
Главной сложностью для Ильи оказалось то, что идей и историй больше, чем времени и сил: «В этом году я прошёлся по пяти пешеходным экскурсиям, а мне всё мало».
Среди исторических периодов Илья Приданцев выделяет 1920-е годы. Тогда сразу несколько литературных групп спорили, какой будет советская литература, и боролись за символический капитал.
Это и Российская ассоциация пролетарских писателей, и Пролеткульт, который работал в Самаре, и «Ничевоки», работавшие в Москве и Ростове-на-Дону. Кстати, последние судили самого Владимира Маяковского литературным судом и вынесли ему приговор: пойти к «пампушке» (памятнику Пушкину) на «Твербуле» (Тверском бульваре) и чистить ботинки всем прохожим.
«Такое возможно было только в 1920-е», — утверждает экскурсовод. Любителям литературы Илья предлагает прочитать книгу Василия Аксёнова «Корабль мира «Василий Чапаев».
По сюжету группа кришнаитов отправляется по Волге в Самару, потому что однажды их гуру увидел название Самары на карте, и это напомнило ему слово «самвара», в переводе — «высшее благо».
За шесть лет работа так крепко вошла в жизнь Ильи, что свидание с девушкой чуть не обернулось очередной экскурсией.
«Гуляли с девушкой по улице Куйбышева, в какой-то момент во мне включился режим гида — начал всё показывать и рассказывать.
К счастью, очень быстро подвернулось нужное заведение и свидание не успело окончательно испортиться, всё переключилось на кофе».
Фото от героев материала и музеев
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте