В Доме архитектора состоится презентация книги о клубе имени Дзержинского

 510

Автор: Евгений Нектаркин

В среду, 22 марта, в Доме архитектора состоится презентация книги «Клуб ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского» екатеринбургского издательства TATLIN. Авторы книги – архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко — прочитают лекцию об одной из ярких построек зрелого конструктивизма в Самаре.

В программе вечера — лекция «Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры». Лекцию прочитает Елена Лапшина, автор одноименной книги, посвящённой истории создания башни Татлина и воссоздания ее модели-реконструкции в Пензе в 1993 году.

В этот день в Доме архитектора также откроется выставка плакатов «Archilog: Мастера авангарда».

Место: Дом архитектора, Чапаевская, 210
Дата и время: 22 марта, 18.00
Вход: бесплатный

Фото из блога Вадима Кондратьева
Клуб им. Ф.Э. Дзержинского. Фото из блога Вадима Кондратьева

С разрешения автора Виталия Самогорова ДГ публикует небольшой отрывок из книги «Клуб ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского»:

Комплекс зданий ОГПУ и клуб им. Ф.Э. Дзержинского в Самаре

Комплекс зданий ОГПУ (архитекторы Л. Волков, Н. Телицын, Проектная контора «Промстрой» города Самары) находится в исторической части города в квартале, ограниченном улицами Степана Разина, Пионерской, Алексея Толстого и Комсомольской был построен в 1930-1935-е годы. В его состав вошли клуб, три жилых дома для командного состава, здание Управления МВД, 3-этажное здание поликлиники, офицерское общежитие, главный распределитель.

Клуб им. Ф.Э. Дзержинского, построенный в начале 1930-х годов на пересечении улиц Пионерской и Степана Разина (бывший проезд им. Дзержинского) относится к числу наиболее ярких построек зрелого конструктивизма в Самаре. Здание клуба является главным элементом административно-жилого комплекса ОГПУ и запроектировано как крупная градостроительная форма. Цилиндр в шесть этажей с фойе и открытыми прогулочными галереями находится между двумя объемами лестнично-лифтовых блоков. Главным планировочным элементом здания является зрительный зал на 600 мест, продольная ось которого расположена под углом 45 градусов к направлению улиц.

Вход в клуб осуществляется тактично, не с угла, а сбоку за лестнично-лифтовым блоком со стороны улицы Ст. Разина, благодаря чему главная цилиндрическая форма остается цельной. Вынос консолей прогулочных галерей, ориентированных на перекресток, достигает трех метров, за счет применения монолитной ребристой конструкции перекрытия, что в условиях того времени было явным технологическим достижением. Объемы помещений спортивного блока по ул. Пионерской каскадом спускаются по рельефу в сторону Волги.

На первом этаже запроектирована входная зона с гардеробом, фойе и санузлами. На втором этаже располагается еще один гардероб. По периметру зрительного зала организовано фойе с санузлами и курительными комнатами. Из фойе зрители могут попадать на открытые террасы с видом на город. Зрительный зал имеет классическую структуру – партер, балкон, сцена со сценической коробкой и артистическими помещениями. С третьего по шестой этажи в цилиндрической части размещаются клубные помещения. Вход в спортивную часть осуществляется с улицы Пионерской, с промежуточной междуэтажной отметки. На втором и третьем этажах располагаются гардероб, клубные помещения, читальный зал, раздевалки, двухсветный спортивный зал.

Интерьеры здания были отделаны деревом, гранитом и мрамором. Рисунок пола выполнен из дуба. Однако в ходе последующих реконструкций первоначальные интерьеры были изменены.

Клуб Дзержинского играл заметную роль в общественной жизни Куйбышева в 1940-е – 1950-е годы. В течении всех этих лет он выполнял функцию городского «джаз-клуба». Зрительный зал «Дзержинки», так это место называли жители города, принимал джазовые оркестры и исполнителей со всей страны, а сам клуб был оплотом местных джазменов.

Самарские исследователи истории джаза И. Вощинин и Ю. Хмельницкий вспоминают:

«В клубе им. Дзержинского в начале сороковых годов появился первый в городе подлинно профессиональный оркестр. Организовал его, каким-то образом оказавшийся в Куйбышеве выходец из Бессарабии, талантливый музыкант Моисей Зон-Поляков. Парадоксально звучит, но первым в городе джазовым биг-бэндом стал … оркестр НКВД, так как Дзержинка, всегда была ведомственным клубом силовых структур. Еще более удивляет трогательная забота начальника клуба, солидного офицера Госбезопасности А. В. Левкова об оркестре, играющем «вражескую», практически запрещенную в стране «музыку толстых».

И далее, «… биг-бэнд Дзержинки стал и первым, кто представил в 1957 году джаз на только что начавшем работу Куйбышевском телевидении. В живом эфире в течение часа транслировалось выступление находящегося в студии оркестра. А в выходные дни биг-бэнд в несколько уменьшенном составе обслуживал танцевальные вечера, за что музыканты уже получали зарплату. Оркестр из клубных был в городе тогда лучшим и Дзержинка стала самым популярным местом общения молодежи. Лишние билеты на вечера танцев отлавливались за два квартала до клуба. Верхнее фойе, где играл оркестр, было небольшим, и нередко танцы одновременно устраивались и в нижнем или боковых вестибюлях, но уже под воспроизводимые через усилитель звукозаписи (тогда это называлось – танцы под радиолу)» [И. Вощинин, Ю. Хмельницкий «Джаз в Самаре: вчера и сегодня», Самара, 2013, с. 6-8].

По словам И. С. Вощинина, открывавшего в 1993 году XVII Самарский джазовый фестиваль на сцене клуба им. Дзержинского, он назвал клуб роддомом самарского джаза. Это определение закрепилось и стало кочевать по страницам местных журналов и газет.