,
Самарский художник Андрей Сяйлев совместно с волонтёрами фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» создаёт на брандмауэрной стене на Галактионовской, 91 свою новую работу. Это на данный момент самый долговечный и фундаментальный объект паблик-арта его авторства.
Наиболее известным произведением Андрея является преображение входа в Самарскую публичную библиотеку, у которого выщербленные кирпичи он заменил книгами. Снимок моментально разлетелся по Сети, где его посмотрели миллионы раз. А сильно поистрепавшееся за век с лишним здание после этого отреставрировали.
Теперь Сяйлев создаёт масштабный портрет Самары 2016 года, который претендует на то, чтобы стать одной из новых городских достопримечательностей. В работе над произведением, проявляющимся на стене у площади Куйбышева, в ближайшие выходные могут поучаствовать все желающие.
ДГ поговорил с Андреем Сяйлевым о новой работе и старой Самаре.
О новом произведении
Все мы часто бываем на той стороне Волги. Оттуда Самара выглядит как некий срез, как портрет. И сейчас я создаю такой плоский портрет города. Эта работа – накопительный опыт моих предыдущих произведений, где я использовал кирпич. Их минус был в недолговечности. Они делались, например, из бумаги и жили благодаря фотографиям в соцсетях. Здесь же можно сделать надолго, раз уж мы печатаем работу на керамических плитках, которые крепим к кирпичной стене.
Плитка – младшая сестра кирпича. Она тоже может быть на фасаде и имеет такую же упорядоченную структуру. В нашем случае она очень хорошо клеилась на эту фактуру.
Я очень люблю историю. Мы с сыном кучу книг прочитали — и появилась идея с археологическими слоями: сделать такой срез Самары от старых домиков до современных зданий, наслоение во времени и пространстве. Передать дух течения времени. Это ещё и как элементы «Тетриса». Новое летит сверху и формирует скелет города, а нижние слои уходят ближе к земле и сгорают.
Я понял, что на Галактионовской можно сделать работу, которую в одиночку никогда бы не создал. У меня появилась возможность мыслить командным способом и сделать что-то действительно масштабное. То, что у меня было только в идеях в течение нескольких лет — создать портрет Самары 2016 года с её точечной застройкой, недостроями, панельками, конструтивизмом, особняками и уходящими в небытие маленькими домиками. Мне самому её через год уже будет интересно рассматривать с позиции отстранённого зрителя.
О «Том Сойер Фесте»
Я живу рядом, часто хожу мимо восстанавливаемых домов и вижу, как ловко волонтёры «Том Сойер Феста» делают за два дня то, что я себе вообще не представляю, как сделать. Потому что я мыслю себя одной единицей в рамках создания той или иной работы. Или ремонта стены своего дома. А у ребят там уже целый совместный мир. Это так лихо!
Портрет Самары из плитки действительно интересно собирать вместе. Мы его выкладываем не по какому-то шаблону, а на месте с ребятами всё примеряем. Кубик к кубику. Смотрим, какой по цвету хорошо подходит, какой по историческому контексту в определённый слой ложится.
О родном городе
Я родился в Самаре на 116-м километре. Последние шесть лет живу в старом городе, где осознанно поселился. У меня был выбор купить квартиру где-то в новостройках или в старом доме у площади Куйбышева.
В этом месте меня вдохновляет энергия, которая здесь поселилась спустя какое-то время. Новостройки – это обнулённые знаки. С одной стороны это хорошо, когда ты въезжаешь в пустой знак и все последующие действия формируют эмоциональный или исторический нарратив. На площади Куйбышева мне нравится то, что это не совсем старая Самара, как на Хлебной площади, а в другую сторону от неё идут уже современные кварталы.
А у площади Куйбышева есть и конструктивизм, и неоклассицизм, и модерн. Поэтическая эпоха. Это место я выбрал по стечению каких-то знаков и случаев. Встреча со знаком и случаем – это чуть ли не мой главный художественный метод. Создание работы на «Том Сойер Фесте», кстати, тоже началось со случайной встречи.
Фото: Мария Якушева, Дария Григоревская
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте