,
Уличные музыканты стали всё чаще попадать в неприятные истории — недавно Семёна Лашкина оштрафовали на 10 тысяч рублей за импровизированный концерт в центре Москвы, который был расценен как организация «массового одновременного пребывания граждан». Наказание по этой статье предусмотрено лишь в том случае, если игра музыканта привела бы к нарушению общественного порядка, а Тверской суд Москвы так и не смог объяснить, какие претензии сподвигли их прервать выступление. Аналогичный случай произошёл буквально несколько дней спустя, а совсем недавно в участок отвезли американского гражданина, игравшего на гитаре.
В Самаре подобных неприятных инцидентов с изъятием инструментов и поездками в участок, конечно, ещё не было. Но кое-что заставляет тревожиться и местных уличных музыкантов: самарская набережная, по словам некоторых из них, становится всё более закрытой площадкой. Теперь за место на ней надо заплатить три тысячи рублей в месяц, но даже такой взнос всё равно не даёт возможности выступить любому желающему — сотрудники МП «Самарская набережная» просят расписать репертуар и тщательно знакомятся с каждым, дабы не пропустить «в эфир» что-то неприличное или неполиткорректное. А ещё методично записывают паспортные данные абсолютно всех участников группы.
Камень преткновения ещё и в том, что сотрудники муниципального предприятия уверены: музыканты будут зарабатывать баснословные гонорары, стоя на набережной или ещё в каком «проходном месте». Они считают это незаконной коммерческой деятельностью и попрошайничеством. Сами музыканты классифицируют это как добровольное пожертвование, и никак иначе, ведь никто не заставляет людей расставаться с кровно заработанными. Они ничего не продают и не покупают, а потому не понимают, о какой коммерции идёт речь.
Гоняют простых музыкантов и по улицам: вменяют то незаконное занятие предпринимательской деятельностью, то легализацию доходов, полученных преступным путём, то уже полюбившуюся организацию массового пребывания граждан. Пугают разными статьями из административного и Уголовного кодексов и просят убраться по-хорошему. Свободолюбивые и независимые, лирики и наглецы, поющие злободневные матерные куплеты — все они оказались в ловушке, полной юридических парадоксов и весьма странных обвинений. Мы выслушали истории музыкантов и попросили профессионального юриста разобраться в вопросе.
Дмитрий Дмитриев, музыкант (Jazz Guide Jam):
«У нас есть друзья — танцоры, которые в прошлом году устраивали открытые танцевальные вечеринки на Полевом спуске каждую пятницу и субботу. У них были какие-то друзья, которые помогали улаживать вопрос, и всё было благополучно.
В этом году друзья выручить не смогли, и ребята обратились к муниципальному предприятию «Самарская набережная», предложили им снова организовать такой досуг, а нас попросили помочь с живым музыкальным сопровождением. Мы же хотели получить разрешение на каждый день, чтобы можно было просто поиграть, без танцев. Разрешение получили, стали приходить-собираться, и несколько недель всё было нормально.
Однажды пришёл какой-то парень, который представился юристом набережной, сказал, что мы не имеем права тут находиться, потому что «кто вы такие вообще». Говорил, что разрешение получено на «живую музыку и танцоров», а танцоров-то нет, да и вообще вас тут куча всех и кто вы такие, играете все вместе по одному разрешению. Сказал, что нужно прийти и получить своё отдельно. И возмущался, что мы подключились к электросети, но разрешения на это у нас не было. Вот здесь действительно наша ошибка, но мы стали пытаться решить вопрос.
В прошлом году достаточно было прийти и сказать: «Я хочу!», написать заявление — и всё. В этом году появилось нововведение: нужно заплатить три тысячи рублей. На что собираются деньги и на каких основаниях, непонятно, но в принципе сотрудников предприятия можно понять — они хотят отсеять совсем уж маргиналов, навести порядок.
Нам отказали. Формальная причина: не было разрешения подключаться к электросети, а мы подключились. В ходе переговоров мы убеждали, что готовы заплатить за то, что нажгли, для этого нужно было заключить договор с юридическим лицом, у нас такая возможность была. Они сказали: «Нет, не надо. Вот заключим договор, вы будете платить только 200 рублей, а нам бумажная работа дороже выйдет». Они же посоветовали использовать розетки частников, которые согласились без лишних уговоров — мы толпу собирали, и у них же продажи мороженого и сладкой ваты лучше шли. А потом они (сотрудники МП «Самарская набережная» — прим. авт.) обзвонили частников и запретили им нам помогать.
Я пытался выяснить, что им нужно. Они хотят порядка и игры по своим правилам. Это их право, но никаких правил-то у них и нет. Всё строится исключительно на личных отношениях».
Иван Антипов, музыкант (Street jazz combo):
«Раньше я тоже играл на набережной. Сейчас мы специально туда не ходим. Но иногда очень хочется, и мы встаем на противоположной стороне улицы, там вроде можно.
Пока все эти гонения незаконны — мы ведь ничего не нарушаем. Охранники сами ничего не знают, говорят: «Все вопросы к администрации набережной, мы выполняем их поручение». Приходишь в администрацию набережной — там даже не могут сказать, какая должна быть форма разрешения. Просто вот они так решили, что она должна быть, а как она выглядит, вообще неизвестно. В итоге набережная из творческого пространства превратилась в «кабацкую набережную», наши власти так её украшают — памятниками и теми, кто платит. Джазовые музыканты, художники и все остальные остаются не у дел.
Они это воспринимают как бизнес, который приносит музыкантам большой доход. У них самих не хватает денег на обслуживание набережной, поэтому они против. Ошибка тут в том, что зарабатываешь этим совсем немного, но большинство известных самарских групп были замечены именно на набережной. Это хорошая площадка, на которой гуляет множество людей, и ты получаешь отклик и обратную связь: слушатели благодарят тебя за то, что доставляешь им удовольствие. Это уж точно не основной источник дохода для тех, кто там играет, и делается всё это только для получения положительных эмоций обеими сторонами».
Николай Муханов, юрист:
«Сейчас по большому счёту музыканты находятся в подвешенном состоянии и зависят от того вектора одобрения или наоборот — преследования, которую выберут чиновники. Это будет до тех пор, пока законодательно не будут четко обозначены правила игры. Например, лицензии. Насколько я знаю, такая практика в ряде европейских стран существует.
Плата за набережную. Тут нужно разбираться и четко разграничивать: если человек с гитарой пришел в парк, на набережную, я не слышал, чтобы муниципальные власти на официальном уровне требовали за это деньги. В Загородном парке можно увидеть людей прогуливающихся, занимающихся йогой, гимнастикой, и за это не берут деньги. Человек с гитарой ничем от других людей не отличается. Если, конечно, человек не решил устроить на той же набережной «Рок над Волгой». Я думаю, этот вопрос лучше задать местным властям. Если вы получите официальный прайс-лист, то будет интересно, за что он, и тогда уже можно будет обсудить конкретный случай.
Проблема уличных музыкантов началась с Москвы. Именно там сегодня идёт почти ежедневная практика применения статьи 20.2.2. (Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка).
Одним из инициаторов введения в КоАП РФ этой самой нормы — части 1, статьи 20.2.2 — является председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Статья изначально задумывалась, конечно, для ограничения оппозиции и действует достаточно давно, но именно в сегодняшних реалиях мы видим совершенно «неадекватное» её применение. Это из разряда «хотели как лучше…» Это, кстати, не только к музыкантам относится, если любой из нас начнёт рассказывать анекдоты и соберёт вокруг себя «достаточное» количество людей, тоже попадёт под данную статью. Танцоры, факиры, уличные театральные постановки — то есть абсолютно нормальная жизнь города сейчас может преследоваться по закону.
Кстати, на днях президент РФ подписал Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях». Согласно ему УК РФ дополняется статьёй 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», максимальное предусмотренное наказание — до пяти лет лишения свободы. Размеры штрафов также значительно увеличены.
В примечании к закону указывается: «Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней».
Опять же повторюсь: если я, например, очень хорошо танцую, и, танцуя на набережной, посмотреть на меня соберется множество людей и возникнет толпа, которая теоретически будет мешать «проходу» других граждан, то на сегодняшний день ко мне можно будет применить пресловутую статью 20.2.2».
Фото из личных архивов музыкантов