,
Месяц назад мы рассказывали об известных самарских фотографах конца XIX — начала XX века Константине Головкине и Александре Васильеве. Сегодня речь пойдёт об их современниках, коллегах-художниках.
Сейчас художественные школы есть даже в сёлах, не говоря уже про Самару, но в конце XIX века научиться профессионально рисовать было не так просто.
Корреспондент ДГ Юлия Морозова подготовила истории Фёдора Бурова и Георгия Подбельского — двух художников, которые открывали в Самаре школы для бедных и создавали общества местных художников.
Искусство для бедных и Ленин в художке
Фото отсюда
Фёдор Буров, родившийся в селе Фёдоровка в 1845 году, в 14 лет поехал за знаниями художественного дела в Санкт-Петербург, где поступил в Академию художеств.
Жить ему там было нелегко, денег на существование едва хватало. Но, несмотря на трудности, столица радовала художника хорошими знакомствами и полезными уроками.
В Академии Буров подружился с тремя будущими всемирно известными художниками — Ильёй Репиным, Виктором Васнецовым и Архипом Куинджи.
У них был свой кружок, в котором они делились новостями из мира искусств и политики. В особенности их интересовала судьба живописи в масштабах страны — как сделать творчество и знания об искусстве доступными.
Добиться этого они хотели через обучение бедных людей из народа.
После окончания учёбы Фёдор Емельянович много путешествовал, познакомился в Париже с Тургеневым и написал его портрет. Вообще с литературой у Фёдора Бурова были близкие отношения — он любил создавать иллюстрации к книгам.
Самой популярной его работой на эту тему стал «Шлиссельбургский узник». На картине Пётр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости. Этот сюжет художник взял из популярного тогда романа «Мирович». Именно за эту картину Фёдору Бурову присвоили звание классного художника 1 степени.
Картина «Шлиссельбургский узник»
Несмотря на повышение по статусу, юношеские мечты о «доступном искусстве» не оставляли Бурова в покое.
В 1890 году он обратился к властям Саратова с просьбой о материальной помощи для открытия художественной школы, но получил отказ. Тогда его взор пал на родную губернию.
В 1893 году городская дума Самары выделила ему помещение для «Классов живописи и рисования» на улице Заводской, 28 (сейчас улица Венцека) в доме купца Ивана Жильцова. Второй этаж заняла семья художника, а на первом расположилась школа.
Дом Жильцова. Фото отсюда
В классах было в среднем по 10 человек, большинство из них — разночинцы, ремесленники, крестьяне и прислуга. Денег за обучение Фёдор Буров не брал. Чтобы заработать на материалы для рисования, молодые художники отдавали свои картины на продажу на ярмарках.
Ученик Фёдора Бурова, в будущем известный художник Кузьма Петров-Водкин писал: «Федор Емельянович Буров должен был себя чувствовать в Самаре, как в заброшенном лесу, загроможденном буреломом. И школа его, вероятно, возникла как средство самозащиты в этих дебрях».
В школу Бурова заходил и Владимир Ленин. Он работал напротив — в суде. Однажды Ленин остановился посмотреть, что происходит внутри школы. Художник пригласил его, и после Ленин ещё несколько раз посещал учеников после работы.
Содержать школу было тяжело, её ученик Котельников рассказывал: «Он выбивался из сил, тратил на учеников последние средства и терпеливо сражался с нуждой».
Здоровье Бурова не выдержало, и в 1895 году он скончался от туберкулёза. В некрологе сообщалось: в последний путь его отправили на деньги почитателей.
Был юристом — стал художником
Фото отсюда
Помимо Петрова-Водкина у Бурова был ещё один талантливый ученик — Георгий Подбельский.
Он родился в 1882 году в семье адвоката Петра Подбельского, состоявшего в партии кадетов. Свой художественной путь 12-летний Георгий начал в школе Бурова.
Обучение у мастера дало свои плоды — уже в 1901 году картины Подбельского увидела общественность.
Георгий Подбельский вспоминал: «На выставках начал участвовать с 16 лет. Сначала на ученических, но вскоре как профессионал. Первую мою картину «Вид деревни близ Серноводска» купил с выставки известный Гарин-Михайловский. Это мне доставило очень большую радость».
Однако родители настаивали на продолжении дела отца. Георгий Подбельский уехал в Москву и поступил на юридический факультет. Но рисование не забросил.
Георгий Петрович писал: «В Москве я поступил в школу Константина Юона, которая пользовалась большой популярностью среди молодежи. Познакомившись с Станиславом Жуковским (пейзажистом), я стал работать в его мастерской».
Обучение на юридическом, уроки пейзажного мастерства — при этом Георгий успевал ещё рисовать карикатуры для сатирических журналов.
В 1907 году его картина попала на выставку этюдов, акварелей и пастелей Московского общества любителей художеств с участием Аполлинария Васнецова и Константина Коровина.
В 1910 обучение на обоих фронтах закончилось: «Сданы последние государственные экзамены в университете. Коровин советует работать самостоятельно, а академик Жуковский отказывается от последних занятий и тоже советует стать на собственные ноги. Уложены в чемодан книги и краски, скорей домой!».
Вернувшись в Самару, Подбельский совмещает работу присяжным поверенным и творчество. Он участвует в художественных выставках, преподает, пишет фельетоны и рисует для газет и журналов карикатуры, подписывая работы псевдонимами Тор и Симга.
Подбельский создал по-настоящему уникальную серию графики, посвященную старой Самаре. Здесь и дом помещика Путилова, и колокольня церкви Спаса Преображения, и портик Казанского собора, и даже амбары на реке Самарке.
Революция 1917 года внесла свои коррективы в жизнь плодовитого художника. У семьи Подбельских начались сложные времена.
Их дом на улице Саратовской (сейчас улица Фрунзе, 111) национализировали. Работать в суде Георгию запретили, потому что его отец состоял в партии кадетов.
Дом Подбельского. Фото отсюда
В стремительном круговороте событий истории Георгия Подбельского спас уход в творчество. Школы Бурова и Юона, собственный талант и тяга к рисованию помогли Подбельскому не просто выжить, а стать одним из лидеров художественной жизни в Самаре.
Он создал «Общество пролетарских художников», стал учредителем кооперативного товарищества «Художник», организатором и товарищем председателя Ассоциации художников революции, проводил выставки и сам участвовал в них.
Георгий Петрович рисовал преимущественно пейзажи — они не противоречили новой идеологии страны и позволяли выражать свою любовь к родному краю.
Из коллекции Самарского художественного музея
В последние десятилетия своей жизни Георгий Подбельский стал преподавать. Как и его именитые учителя, он хотел передать опыт будущим поколениям.
И как его учителя, Подбельский сумел воспитать известного в будущем художника — пейзажиста Валентина Пурыгина.
На обложке — картина Георгия Подбельского «Рожь»,1920-е
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте