Как живет «антипрофессиональный» театр, в котором зрители становятся актерами

 1 208

Автор: Редакция

Пять лет назад труппа Школы прикладного актерского мастерства «ШПАМ» сыграла свой первый спектакль. Сейчас в разработке уже девятая постановка. Все спектакли – благотворительные. На сборы уже построена школа-сад «Солнечная река» на Сухой Самарке, а сейчас в Елховском районе воплощается в жизнь социально-образовательный проект «Эко-Невидаль». 

На свете, в принципе, не так уж мало театров. В одной Самаре больше десятка наберётся. Но едва ли среди всего многообразия видов найдутся такие, в которых играет… зритель. Впрочем, это – только одна из многочисленных особенностей «ШПАМа».

Текст: Станислав Фурман

tatyana

Татьяна Левакова, режиссёр:

Можно сказать, что мы – антипрофессиональный театр. В «ШПАМе» (за очень редким исключением) играют те, чьи профессии от театра в той или иной степени далеки. Сюда может прийти абсолютно любой человек. Я никому не отказываю: пришел, значит зачем-то тебе это надо. Никакого кастинга, никаких психофизических параметров. Каждый в итоге сам разберется, ошибся он дверью или нет.

Кто-то приходит из зрительного зала, кто-то по знакомству, кто-то просто по случаю. Для большинства актеров «ШПАМа» игра – это возможность оказаться в ролях и обстоятельствах, способных расширить границы ежедневной реальности, выйти за рамки привычного и ответить на какие-то свои внутренние, глубинные вопросы, что-то в себе изменить.

Собственно, отсюда и название «ШКОЛА прикладного актерского мастерства» — здесь человек получает возможность чему-то научиться. Ну, если ему это необходимо, конечно. Хотя… Практика показывает, что люди не так уж часто могут так вот с ходу объяснить, что, собственно, им необходимо. Более того, для некоторых это – один из ключевых вопросов бытия. И я очень рада, что кто-то может ответить на него с помощью игры на сцене.

shpam1

Изначально «ШПАМ» возник как благотворительный проект Вальдорфской инициативы для того, чтобы заработать денег на постройку школы на Сухой Самарке.  В качестве актеров выступили родители и педагоги.

Татьяна Левакова:

Сначала я вообще-то не очень понимала, как можно поставить что-то с людьми, не имеющими вообще никакого профессионального образования и опыта. Будучи актрисой по образованию и профессии, я успела поработать в самых разных театрах, у самых разных режиссеров, в самых разных городах страны, но быть режиссером у педагогов и родителей как-то не доводилось…

Тем не менее, все получилось: построили школу, работает. А театр распускать почему-то никому не захотелось. И стали ставить спектакли дальше. Кто-то уходил, кто-то приходил, кто-то возвращался через сезон, и снова исчезал, и снова возвращался…

В каждую постановку приходят новые актеры. У нас вообще люди на самом деле любят и чувствуют театр. И многие зрители порой ощущают в себе актера, вплоть до того, что, эх, мол, я бы здесь по-другому сыграл, с другой идеей…

k0SmNBKO5zw

После того, как первая постановка любительской труппы завершилась возникновением ШПАМа, пришлось решать сугубо практические вопросы. Прежде всего, искать базу для репетиций. В первый год своего существования труппа пользовалась помещениями, предоставленными семейным центром «Оберег» и психологическим центром «София» на безвозмездной основе, а со второго стала брать площади в аренду у различных организаций. В нынешнем году произошло знаменательное событие: у ШПАМа появилось собственная студия – уютное помещение в старинном доме на Галактионовской. Теперь участники труппы могут проводить вместе куда больше времени, а это для них очень важно.

Нюта Кордий, актриса ШПАМа с 2011 года:

ШПАМ играет в моей жизни очень заметную роль. Во многом потому, что здесь я – часть сплочённой группы единомышленников: все друг от друга зависят, все друг с другом связаны общей образной реальностью. Это очень хрупкая реальность, которая требует абсолютной искренности. А для того, чтобы сыграть искренне, надо стать кем-то другим, не собой. Прожить чужую жизнь от рождения до вот этого мгновения на сцене, и здесь и сейчас, на сцене, принять какое-то решение, сделать выбор, обоснованный этим прожитым опытом, по-честному, от всей души.

Это очень сильно влияет на всё – на мировоззрение, на самоидентификацию, на принципы отношений с миром и людьми… Работа над каждой ролью что-то меняет во мне, в моём характере. Меняет в лучшую сторону: я понимаю, что способна на большее, чем предполагала, чем могла вообразить. 

Zj5T6yYQVc4

Татьяна Левакова:

Чаще всего получается так, что после первого спектакля человек обнаруживает, что ему теперь нужен театр. Ну, просто, для личностного роста. Что с каждым сыгранным характером он становится опытней на целую жизнь.

Есть ещё один очень важный аспект – проживание чужой биографии расширяет свободу выбора в собственной, реальной жизни актера. На практике это выглядит так: предположим, основная проблема моего героя – неразделенная любовь. На сцене я принимаю решение, которое приводит к трагическому финалу. Если в реальной жизни мне придется столкнуться с чем-то подобным, то, возможно, опыт, приобретенный мной на сцене, поможет мне не совершить фатальную ошибку.

Поэтому, разумеется, в процессе работы над ролью актер всегда открывает что-то новое в себе. Особенно, если речь идет о «непрофессиональной» сцене, где нет амплуа, нет ничего наработанного годами, нет стереотипов, нет ни личных, ни общеупотребительных штампов…

Светлана Прокофьева, актриса ШПАМа с 2009 года:

Вообще, у нас очень многое идет от актера, от того, как он чувствует характер своего героя. На этапе первого знакомства с пьесой мнения режиссера и актеров о том или ином образе могут быть полярно разными, и процесс совместной трактовки персонажей – это один из увлекательнейших этапов становления спектакля.

Но самое интересное время – последние две недели перед премьерой. С ежедневными репетициями, с полным погружением в характеры, когда труппа становится чем-то вроде племени, в котором любая индивидуальная черта работает на коллективную идею. Это, кстати, некоторым образом отражается иногда на личной жизни участников труппы: многие дружат, общаются семьями…

b9PsWFH_HFE

Сейчас театр начинает работу над новой постановкой. Основой для нее служит «святочный микс конца девяностых» Ирины Саморуковой «Живой Буратино».

Татьяна Левакова:

Мы с Ириной дружим давно, я очень ждала эту вещь, и не напрасно, поскольку теперь мы (драматург, режиссер и актеры) вместе делаем из её прозы пьесу. И, несмотря на то, что от добра добра, вроде бы, не ищут, я почему-то уверена, что все получится.

Сейчас мы проводим «открытые читки», то есть, приглашаем всех, кому это интересно, познакомиться с будущей пьесой в первом приближении.

Ближайший спектакль ШПАМа «Поминальная молитва» (по Г. Горину) можно посмотреть 23 марта в ДК железнодорожников им. А.С. Пушкина.