,
Однажды инженер-металловед Александр Каретин, работавший в Самарском метрополитене, прихватил на работу видеокамеру. Из сцен мойки подземного мрамора родился клип «Глюк». Сегодня Александр возглавляет киностудию «Лайф» при Доме культуры «Чайка» на Управленческом и дает советы начинающим режиссерам-любителям на тему «Как снимать кино в Самаре».
На показе короткометражек Александра Каретина оказались заняты все стулья, вынесенные во двор Музея модерна. Обходя лужи – последствие только что завершившегося июльского ливня, режиссер-любитель репетирует свое предстоящее выступление, заметно волнуется. Для него это первый публичный показ своих лучших работ.
— Я разделяю свои фильмы на три категории, — систематизирует свое творчество Александр. – Во-первых, это тренировочные, как я их называю, фильмы. Их мы делаем вместе с ребятами, которые приходят на занятия в студию при ДК. Вместе пишем сценарий, рисуем раскадровки, потом репетируем, снимаем. Затем я очень-очень долго монтирую, а дети злятся: «Ну когда уже можно будет кино посмотреть?!»
Ходят в студию «Лайф» ученики 9-11 классов близлежащих школ, которые Александр лично обошел, рассказывая о разностороннем опыте, который дает участие в кинопроизводстве. Сказать, что отбоя от желающих нет, нельзя. Многие перестают ходить после первых же встреч; для кого-то занятия в кружке не больше, чем общение со сверстниками. Снимать кино – дело непростое. Приятной особенностью фотовидеостудии при ДК «Чайка» является полностью бесплатное посещение, 3 раза в неделю.
— Во-вторых, есть спонтанные фильмы, — продолжает режиссер-любитель. — Их процесс создания можно сравнить с написанием стихов. Человеку ночью не спится, какие-то образы и рифмы лезут в голову, он, наконец, садится за стол и пишет что-то в блокнот. У меня тоже бывает такое! Я беру камеру и сразу снимаю. Откладывать нельзя – потом точно не снимешь!
Таким образом, например, появился на свет один из самых удачных, на мой взгляд, фильмов Александра Каретина – «Как играть в мафию с самим собой». На его создание не ушло ни копейки – камеру на штатив и вперед! Все роли в этой домашней постановке исполнил сам автор идеи.
— И, в-третьих, есть фильм «Известие», — отмечает Александр. – Он стоит особняком. Это мое высказывание, мои мысли, зашифрованные языком кино. Очень личный фильм, к которому я отношусь по-особенному. К тому же в этой работе я впервые выступил и в роли оператора, поскольку мой постоянный оператор Андрей Барбашов уехал из Самары. Фильм «Известие» в прошлом году участвовал в 1-м Самарском кинофестивале 70/30, правда, призов не получил.
— Для меня участие в фестивалях далеко не главное, — признается Александр. – Принимал участие только в местных смотрах, таких как 70/30 и «Кино — детям». Самое интересное – процесс. Это и новые впечатления, и новые знакомства, и возможность высказаться.
Программа короткометражек, показанная вчера в Музее модерна, состояла из 9 работ и охватывала весь путь режиссера-любителя – от первого опыта монтажа до фильма «Шутка», снятого в этом году силами учеников фотовидеостудии.
— Работ мы снимаем немного, в этом году вот только одна. Дело в том, что наибольший упор я делаю все же на актерское мастерство. Я и учусь сейчас, к слову, на руководителя любительского театра в Академии культуры. При этом Александр не оставляет надежды снять серьезное, взрослое кино.
— После выхода фильма «Известие» прошло уже 2 года. За это время ничего серьезного не рождалось, 2 года работа не шла, что называется. Одним словом, какая-то ерунда творилась, которую я не понимаю. Вот про эту ерунду, которая называется «жизнь», и будет мой следующий фильм. Надеюсь начать съемки уже этим летом.
Текст, фото: Андрей Хорь