Терапевтическая проза как отражение 2023 года

Как прошёл конкурс коротких рассказов «Сестра таланта — 2023»

 558

Автор: Юлия Сацук

.

,

В Самарской областной универсальной научной библиотеке подвели итоги юбилейного X Международного конкурса короткого рассказа «Сестра таланта – 2023».

В этом году в нём приняли участие 1 600 человек из разных стран. 

Конкурсные работы присылали как взрослые, так и дети в трёх возрастных группах: 12-17, 18-24, 25-30 лет. На конкурс можно было отправить и рассказы, которые дети написали вместе с родителями, их оценивали в номинации «Семейные рассказы». 

Корреспондент ДГ Юлия Сацук побывала на церемонии награждения победителей «Сестры таланта – 2023» и узнала у организаторов, чем отличаются конкурсанты этого года от прошлогодних, о чём чаще пишут и почему герою не всегда нужно меняться. 

Нет рецепта «как начать писать»

В этом году подростковая группа стала самой большой по количеству присланных работ. 

Как рассказали организаторы, молодые люди писали о дружбе, любви, добрых и не очень поступках. 

При этом рассказы подрастающего поколения изменились. В них чаще стали показывать, что мир не чёрный и белый, а бывает серость, сами герои могут быть и трусами. 

По словам организаторов конкурса, больше всего молодых писателей интересовала тема «героя», его преображения и необходимости в нём. 

Организаторы решили устроить для подростковой группы мастер-класс, где попытались объяснить основы законов написания текста. 

В освоении материала им помогали Денис Либстер – писатель, основатель проекта «Мастерская сказки» и Виктория Татур – детский писатель, редактор журнала «Формаслов», член Союза писателей России.

«Когда герой приходит в текст, он приходит с проблемами и страхами. А уйти из рассказа герой должен измененным. Иначе это не цельный рассказ. 

Но помните, нет универсального рецепта «как начать писать», есть инструменты, которые «помогут писать». Не всегда нужно изобретать велосипед, ведь он давно существует. Важно изучить правила, по которым текст живёт, даже если вы собираетесь их нарушить. 

Например, герой меняется из-за того, что с ним происходит. Ведь всё, что происходит с ним, его учит чему-то. С героем должны происходить изменения. А читатель должен получить надежду в конце», — утверждала Виктория Татур. 

Однако Денис Либстер не до конца был согласен с точкой зрения коллеги и предложил ещё один вариант — «изменение окружения», а не героя:

«Сложно держать в голове правила, когда речь идёт об искусстве. Мы говорим, что герой должен измениться, но мы также можем показать: у героя есть всё, чтобы измениться, а он не меняется. 

Иногда можно показать, как герой живёт в движении. 

Я разговаривал с одним молодым писателем по поводу его сказки, в которой конец такой: «они пробежали мимо таблички «Не входить, злой дракон», они вошли, и их съел дракон».

Я спросил у него, а как же так вышло, что конец сказки не про «жили счастливо», на что юноша ответил: там же было написано «Не входить!». 

Так что героям не всегда нужно меняться, метаморфозы могут происходить вокруг», — пояснил основатель проекта «Мастерская сказки».  

Однако оба писателя сошлись в правилах, которые помогут улучшить текст:

Текст нужно распечатать — на электронном носителе он не будет восприниматься так же, как на бумажном. Не будет чувствоваться окончание страницы, главы. Визуально текст не будет собран, особенно если есть возможность его скроллить;

Текст нужно читать вслух — прочли первый раз, отредактировали, распечатали редактированный вид. Прочли второй раз, отредактировали, написали текст с правками. Повторять алгоритм можно до 10 и более раз; 

Текст не должен биться — при чтении текста вслух не должно быть придыханий, засыханий во рту и сильных препинаний. Особенно если пишется сказка, которую в будущем будут читать дети. Важно следить за длиной предложений и слов. 

Терапевтическая проза

Мастер-класс для взрослых писателей (участников групп 18-24 и 25-30 лет) вели Андрей Олех – писатель, лауреат независимой литературной премии «Дебют», автор романа «Безымянлаг» и Александр Громов – председатель Самарской областной писательской организации, член Союза писателей России, главный редактор литературного журнала «Русское эхо».

Они рассказывали о том, как важно оставаться индивидуальностью в литературном мире. 

«Если мы вспомним Высоцкого — как стихи это очень-очень слабый текст. Но как видна индивидуальность поэта — его видение и смыслы делают многое. То, как звучат стихи и с какими интонациями, делает их непохожими на другие до сих пор. 

Или Хемингуэй, меня удивляло его мастерство. Его диалоги совершенно не звучат так, как в жизни, но сколько в них подтекста. Даже из маленького предложения можно уловить большой смысл. Поэтому помните, что не нужно читателю вываливать всё, оставьте читателю окошко», — заявил Александр Громов.

Не осталась без внимания и тема повторов. Кажется, что написано уже обо всём, однако ведущие мастер-классов отметили: кроме темы важно и время. 

«Большинство работ в 2023 году были терапевтические. Понятно, что любой писатель отталкивается от своего опыта, однако было неожиданно  видеть столько экзистенциальной прозы. 

Если углубляться в возрастные группы, то первая (12-17 лет) чаще пишет про зверюшек, вторая группа (19-24 года) про любовь, а старшая группа (25-30 лет) про экзистенциальные проблемы — когда человек пытается понять, как устроена жизнь», — рассказал  Андрей Олех.

Жюри не сообщают о городе писателя

В этом году систему оценки произведений изменили. Причём таким образом, чтобы сами члены жюри не могли просчитать, кто сможет стать победителем. 

Кроме того, организаторы мероприятия решили не сообщать некоторые данные об участниках, приславших работы. По их мнению, это помогло сосредоточиться на мастерстве авторов. 

Ещё одним важным отличием конкурса в этом году стала смена лидирующей возрастной группы писателей: 

«Особенность этого года — очень много работ у нас было от возрастной группы 12-17 лет. Заметно, что у школьников вырос интерес к литературному делу. 

По темам нет большого различия с прошлым годом: дружба, любовь, расставания, добро, зло, помощь близким, животным, поиски себя. На эти вопросы нет ответа, но здесь смысл в процессе размышления. 

Можно отметить, что будучи подростком, открывая для себя мир, ты радуешься даже тому, что солнышко светит, травка зеленеет. 

А к 18 годам, когда случается первая любовь, потом любовь проходит и  после кажется, что жизнь пора заканчивать, — здесь появляются темы смерти, такие печальные и грустные вещи, которые действительно волнуют. Это сильно отражается на произведениях. 

Однако нас радует, что конкурс заявил о себе достаточно громко, и мы можем увидеть произведения писателей разных возрастов из множества городов.  

Литература не знает границ. На конкурс прислали работы из других стран. Были произведения из Украины, Узбекистана, Казахстана, Германии, Испании. 

Везде живут люди, пишущие и говорящие на русском языке. Но всё равно не может не радовать, что в этом году из Самары аж три лауреата», – рассказал Денис Домарев, руководитель Центра поддержки и развития чтения СОУНБ. 

История одного таланта

В прошлом году организаторы литературного конкурса пообещали начать составлять книгу, в которой они соберут сотню рассказов лауреатов. 

Уже в этом году на награждении они сообщили, что закончили проект со всеми лауреатами, которые участвовали в «Сестре таланта» последние 9 лет. 

Организаторы подготовили к выпуску книгу «История одного таланта. Книга, написанная сотней авторов». 

У каждого автора-лауреата была возможность написать кусочек текста. После чего все фрагменты собрали в один большой рассказ с единой сюжетной линией. 

Презентация книги состоялась 18 марта, послушать её в исполнении актёров театра «Город» и сотрудников Центра поддержки и развития чтения СОУНБ можно здесь.

Итоги конкурса «Сестра таланта — 2023» смотрите тут.

Партнерами проекта являются Самарская областная организация молодых литераторов, «Литературная газета», сеть книжных магазинов «Читай-город», издательская платформа «ЛитРес: Самиздат».

Фото: отдел по связям с общественностью СОУНБ

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте