,
Привезти ребенку в интернат новый планшет, брендовые кроссовки или мастер-классы по кулинарии и шитью? Вещи, возможно, ещё привлекают детей больше занятий, но некоторые волонтеры выбирают более сложный путь, делая ставку на общение и обучение, которое поможет ребятам сориентироваться во взрослой жизни.
Евгения Новикова присоединилась к самарской команде волонтеров в одной из поездок в интернат и узнала, чем они делятся с его воспитанниками.
«На содержание этих детей тратятся большие деньги. Девять лет они живут на иждивении государства. Если их родители уходят из жизни, то без профориентации дети становятся пациентами ПНИ — психоневрологических интернатов. То есть их продолжают кормить за счет налогов граждан».
Речь идет о воспитанниках школы–интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Старом Буяне. В здании, рассчитанном на 50 человек, порядка 140 детей, у большинства из которых – органические поражения коры головного мозга или ментальные отклонения. В интернате они проходят коррекцию и обучаются по адаптированной образовательной программе. Но этого недостаточно, чтобы подготовить их к самостоятельной взрослой жизни.
Всё это директор интерната Ольга Галкина объясняет команде волонтеров самарской АНО «Точка опоры», которая приехала в школу, чтобы провести для ребят несколько мастер-классов.
«Мы свою миссию видим в том, чтобы помочь детям состояться после школы. Дать им не рыбу, а удочку, чтобы они могли честно зарабатывать деньги, платить налоги, создавать семьи — быть полноценными членами общества», — рассказывает директор.
Кабинет у Ольги Галкиной небольшой, гости в нем с трудом помещаются. Их поят чаем, угощают конфетами и показывают многочисленные дипломы, медали, статуэтки – школа входит в 100 лучших образовательных организаций России. Профессиональное самоопределение воспитанников – одно из приоритетных направлений деятельности в интернате, и волонтеры регулярно сюда ездят. Судя по всему, их действительно хотят здесь видеть.
— Уже несколько лет со школой в Старом Буяне сотрудничает тольяттинская «Точка опоры» — организация, в работе которой участвовала и я. Самарская команда сформировалась только в прошлом году. И сначала мы предложили помощь нескольким интернатам в нашем городе, но они отказались. Поэтому мы продолжили работать со школой, где мы нужны, — рассказывает руководитель самарской «Точки опоры» Ирина Карпова.
В тот день команда привезла в Старый Буян четыре мастер-класса: по керамике, кулинарии, ремонтным работам и начальным навыкам шитья.
«У нас был не очень продуктивный опыт, когда наших детей обучали на маляров. Они стали поступать в Кошкинский техникум. Но на рынке их вытесняют иммигранты. У работодателей, к сожалению, существует латентная, скрытая дискриминация наших детей. Их считают ни к чему не пригодными. Это не говорится, но связываться с ними не хотят», — говорит Галкина.
Кондитеры студии Zefirka делают вместе с ребятами кейк-попсы. Мастерицы из студии «Вереск» наблюдают, как дети оформляют свои фигурки из керамики. На МК по начальным навыкам шитья одна из воспитанниц интерната показывает, какие сложные работы уже умеет плести из бисера и в технике макраме.
— Может, у этих детей и ограниченные возможности здоровья, но они вполне способны овладеть ремеслом и зарабатывать этим себе на жизнь, — уверена ательер Олеся Старыгина, у которой после этой поездки появилась идея нового проекта «Платье моей мечты». Ее дизайнерское ателье #byRB помогало девятиклассницам из школы-интерната подготовить наряды к выпускному.
— Наши МК — это возможность социализации для детей интерната, маленький толчок в определении с выбором профессии. Одна из преподавателей школы делилась, что дети после мастер-классов подбегали к ней со словами: «Мы научились…, мы теперь умеем…». У них горели глаза — это самое главное. Значит, все, что мы задумали, получилось! – говорит Ирина Карпова.
Волонтеры намерены пойти еще дальше – организовывать экскурсии на производство и помогать в трудоустройстве детей из интерната.
— Во время самоизоляции посещать какие-либо коррекционные учебные заведения или детские дома мы не могли — школа в Старом Буяне, например, закрывалась. Воспитанников распределяли по другим учреждениям, или их забирали родители или опекуны. Но за эти месяцы мы наладили связь с региональным отделением «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов» (ВОРДИ) и провели несколько творческих мастер-классов онлайн. Кроме того, совместно с самарским штабом волонтеров оказывали гуманитарную помощь пожилым людям и многодетным семьям — отвозили одежду, лечебное питание. Еще мы реализуем проект по бесплатным стрижкам для особенных детей: каждые 2-3 недели сообщество «Дети-ангелы» предоставляет нам список ребят, которых мы распределяем по парикмахерским и барбер-шопам, согласившимся участвовать в акции. Мастера делают им прически бесплатно, некоторые приезжают к детям на дом. Надеемся, что уже в середине сентября сможем возобновить и наши поездки — хотим посетить детские дома в Осинках и Кинель-Черкассах, — рассказывает Ирина.
Фото Руслана Зубко и Ирины Карповой
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook