Домашний сезон

Новые туры, поддержка правительства и рост спроса на экотуризм — каким был внутренний туризм в Самаре в 2020 году

 1 476

Автор: Евгения Новикова

.

,

Пандемия коронавируса в этом году ударила по туристической отрасли в Самарской области, как и в других регионах страны: часть туристических агентств закрылась, часть была вынуждена сократить штат и переориентироваться на работу по внутренним направлениям, как только они стали доступны; объекты размещения и развлекательные комплексы простаивали и держались за счет поддержки от государства. Но хорошие новости тоже есть — после отмены самоизоляции в область стало приезжать больше гостей и чаще — не из ПФО, заявили о себе новые форматы отдыха, и местные жители, наконец, смогли деятельно проявить свою любовь к окружающей родной дом красоте. 

Куда приглашали гостей

— Мы, наконец, сделали авторский тур — «Вкусно едем по-самарски». Это тур на выходные дни, где мы знакомим туристов с местной кухней, варим раков и дегустируем пиво, в летнее время варили уху на костре из волжской рыбы. Пользовался спросом у гостей из Москвы и Нижнего Новгорода, например, — рассказывает гендиректор «Самараинтур» Серафима Сегал, вспоминая про то, как для агентства прошел непростой 2020-й.

В рамках этого тура гостей возили по историческому центру Самары, показывали панораму Волги и Жигулевские горы, угощали волжским судаком и осетром, вишневым пирогом и местными сладостями.

«Я часто путешествую, и удивляюсь красоте нашей земли. Но Самара поразила своим великолепием. Прекрасная прогулка по Волге, по великолепной набережной. Закат поразил своей красотой. Действительно, здесь он особенный. Славный город Самара, а главное в нем — люди, это душа города. В этот город хочется вернуться», — такой отзыв написала одна из участниц тура, Наталья из Москвы.

Несмотря на то, что новый тур стал хитом продаж, этот год для «Самараинтура», который и до пандемии развивал внутренний туризм, как и для многих, прошел непросто. 

— После отмены режима самоизоляции особого туристического «бума» не было, потому что люди еще боятся ухудшения эпидемиологической обстановки. С одной стороны, мы активно продавали Сочи и Крым, с другой — полностью «просели» школьные программы, — отмечает Серафима Сегал. — Штат пришлось сократить примерно на 10-15% — в апреле-мае были еще непонятные перспективы, и люди сами искали другую работу, потому что кормить семьи надо было здесь и сейчас. Но в целом команда сплотилась, поняли, что надо вместе пережить ситуацию.

По словам Сегал, региональный департамент по туризму, куйбышевский филиал АО «ФПК» и ООО «РЖД Тур» сейчас активно продвигают прием в Самаре, помогают агентствам — в частности, проводят онлайн-выставки, на которых можно рассказать, чем можно заняться в регионе, зачем сюда нужно ехать. Но восстановление отрасли будет очень долгим из-за страха людей и снижения доходов — отдых не войдет в число первоочередных трат. К тому же на носу — традиционно низкий сезон, а что всех ждет в следующем марте, какой будет эпидемиологическая обстановка, пока неизвестно.

Источник фото

Самарскому агентству «Нестандартные экскурсии», сосредоточенному только на родном регионе, штат сокращать не пришлось. Наоборот — после снятия режима самоизоляции компания наняла еще трех экскурсоводов, потому что поток клиентов вырос в 1,5 раза. 

— Нам разрешили проводить экскурсии в начале июня, и у нас был большой «бум». Лето — высокий сезон с обширным расписанием, в котором были и пешеходные прогулки, и загородные поездки. Был такой поток заявок, что, например, в дополнение к основной группе из 20 человек на пешеходную экскурсию приходилось ставить еще две дополнительные, — рассказывает руководитель проекта Екатерина Ревинская.

Большой спрос был на поездки в замок Гарибальди и на Стрельную гору. Кроме того, добавилось еще одно направление — Подвальские террасы, особо охраняемый геологический объект в Шигонском районе. Он быстро стал очень популярным.

— В апреле и мае, когда мы не могли работать, старались вести инстаграм — сейчас у нас там порядка 56 тыс. подписчиков. Много пишем о том, куда можно съездить и что посмотреть, стараемся не жадничать и делиться информацией — то, сколько посты набирают сохранений и пересылок, какой у них сумасшедший охват, говорит об интересе к области. Многие нас за это благодарят, — говорит Екатерина.

Источник фото

Стабильный рост интереса туристов в этом сезоне отмечают, например, и держатели глэмпинга SmolkinoEcoVillage. Он открылся в селе Смолькино Сызранского района в августе прошлого года, и во время действия режима самоизоляции не прекращал работу, поскольку не относится к объектам массового размещения. Сначала он включал пять куполов, сейчас их уже шесть. У каждого — круглое джакузи и мангальная зона. Еду необходимо брать с собой, но на месте можно заказать фермерские продукты.

— В связи с развитием интереса к путешествиям внутри страны, интерес к посещению глэмпинга стабильно растет. В округе девять памятников природы регионального и федерального значения, территория включена в туристический маршрут Самарской области, поэтому мы готовимся к расширению и увеличению номерного фонда, — делится планами руководитель проекта Алексей Зиновьев.

В 2020 году в куполах отдыхали гости из Татарстана, Башкирии, Ульяновска, Саратова и Москвы — в общей сложности более 1500 человек. В среднем продолжительность заезда составляет до трех суток.

О чем заявили на всю страну 

В начале октября руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области Артур Абдрашитов отмечал, что за время действия режима самоизоляции турпоток в регион упал на 90%. Но уже в июле-августе он был на 20% больше аналогичного периода прошлого года. К началу осени почти все ограничения для отрасли в области были сняты — в обычном режиме, но с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора работали объекты размещения и общественного питания, культурные учреждения. В регион поехали туристы. Но если раньше это были люди в основном из Приволжского федерального округа, то в этом году в лидеры по прибытиям вышли гости с Урала, в первую очередь из Челябинской и Свердловской областей. На втором месте — жители соседних регионов: Оренбургской, Саратовской и Пензенской областей, Башкирии и других регионов ПФО. Третье место занимают туристы из Москвы и других субъектов ЦФО. Артур Абдрашитов уверен, что в ближайшие несколько месяцев такой расклад сохранится.

В середине лета в правительстве Самарской области утвердили госпрограмму по развитию сферы туризма и гостеприимства в регионе в 2021-2025 годах. В первую очередь усилия планируют направить на продвижение туристского продукта и повышение узнаваемости региона. Практические результаты этой работы уже есть — в конце ноября экспертный совет по внутреннему и въездному туризму при Ростуризме включил маршрут «Жигулевские выходные» туроператора «Пилигрим» в число брендовых. Программа включает осмотр достопримечательностей Самары, Тольятти, Сызрани и природного национального парка «Самарская Лука», который чуть ранее вошел в топ-10 победителей конкурса проектов в области экотуризма Агентства стратегических инициатив.

Несмотря на это, нацпарк в этом году посетило все же на 20 тыс. человек меньше, чем в прошлом (79 178 человек), потому что из-за ограничительных мер оказались под запретом многие фестивали, волонтерские акции, туристические слеты и экскурсионные туры. 

— Пока туристов не было, у нас было больше возможностей уделить время уходу за объектами туристической инфраструктуры. Мы начали обустраивать новый туристический маршрут на горе Отважной; занялись оформлением информационного центра в Сосново-Солонецком лесничестве, обновили официальный сайт под современные нужды, организовали онлайн-продажи путевок через сайт и установили эквайринг для бесконтактной оплаты, — рассказала специалист по туризму «Самарской Луки» Наталья Александрова.

Куда отправляли своих

Светлана, совладелец нишевого туристического агентства в Самаре, больше ориентированного на индивидуальный туризм для состоятельных клиентов, признается: если до пандемии они ежемесячно вывозили за рубеж порядка 50 человек, то сейчас хотя бы 10 — уже прекрасный показатель.

— Мы бы закрылись, если бы не обязательства перед клиентами, которые во время пандемии не отказались от туров, но перенесли их на более поздние даты. К тому же, на закрытие тоже нужны были деньги, — говорит Светлана.

Вместо шести сотрудников в штате осталось только три человека, в агентстве минимизировали все возможные расходы. Но от налоговых каникул отказались, потому что это всего лишь отсрочка платежей. 

Сложившаяся ситуация вынудила агентство переориентироваться на внутренний туризм.

— У нас и до пандемии были внутренние направления, но в основном — санаторно-курортное лечение. Санатории бронировали немного, с целью отдыха на море и оздоровления на побережье. Среди экскурсионных программ брали Золотое кольцо и туры на теплоходах по Волге, а про Алтай и Камчатку спрашивали редко. Но в этом году, как только сняли ограничения, эти направления по запросам вышли на первое место. Алтай, Карелия, Санкт-Петербург оказались в топе в первую очередь среди активных туристов, которые не любят лежать в шезлонгах, — рассказывает Светлана.

В агентстве создали новый продукт — гастрономические туры по югу России, Краснодарскому краю — посещение виноделен и фермерских хозяйств. Туристов за счет этого прибавилось, но в плане заработка мало что дало. «На этом нишевому агентству не заработать. Чтобы такой продукт покупали именно у тебя, нужны имя и репутация. А мы только в этом году начали работать в этом направлении, и наше имя с ним еще не ассоциируется», — объясняет Светлана.

Тем не менее, за счет внутреннего туризма агентству удалось продержаться. По словам Светланы, это потому, что они знают своего клиента и сумели подобрать для него отечественные аналоги зарубежных продуктов. 

— Да, сервис у нас все еще страдает, но желание отдыхать у людей не пропало. Да, сократился бюджет поездки, клиенты стали выбирать менее дорогие отели. Некоторые говорят, что в России бюджетно не отдохнешь, но на самом деле, если поискать и разобраться в отечественном продукте, то можно подобрать подходящий вариант даже для самого скромного студенческого бюджета, — уверена Светлана.

Агентство до сих пор в режиме выживания — Европа не планирует открываться до следующего лета, в Азии есть надежда только на пару стран, Израиль останется недоступным как минимум до февраля. Но о закрытии турпрофи речи не ведут.

Что открывали сами

Жительница Самары Елизавета Дорохина в этом году благодаря пандемии решила внимательнее изучить родной регион — ездила в село Ягодное на берег Куйбышевского водохранилища, которое местные зовут Жигулевским морем, заглянула в старинную церковь 18 века в Павловке, любовалась водопадом в Сырейке и Голубым озером в Сергиевском районе.

— В Ягодном потрясающе! Словно реально была на берегу моря, а не в 100 км от Самары. Атмосфера удивительная, какое-то «место силы», спокойствия — самое то, чтобы подумать о главном и по-настоящему отдохнуть. Вообще эпидемиологическая обстановка действительно стала поводом увидеть, сколько же прекрасных мест у нас в регионе — свои Альпы, водопады и сказки. Иностранца я бы свозила в Рачейку, если он любит скалолазание, и на Голубое озеро, если любит дайвинг, — говорит Елизавета.

Кроме поездок по родному краю, девушка съездила и на юг, в Сочи. Это был первый опыт отдыха на российском морском побережье — до этого были Турция, еще украинский Крым и Китай.

— Впечатления остались не из лучших. Порадовали море и выезд в горы, на дегустацию адыгейского сыра и меда, а местный дендрарий огорчил — все казалось немного заброшенным. Конечно, у нас страдает сервис. Но я ездила с сестрой, ее мужем и детьми — для них отдых удался, все устроило. Если отдыхать там пассивно, то море близко, есть кафе и рестораны для долгих посиделок, а по ценам — сопоставимо с Турцией в прошлом году, — рассказывает Елизавета.

Что дальше

В традиционно «низкий» для туризма зимний сезон в Самарской области, тем не менее, не собираются просто ждать весны и лета, чтобы снова отправиться гулять по историческим достопримечательностям и природным заповедникам. 

В начале декабря в регионе открыли первую круглогодичную резиденцию Деда Мороза. По заявлению областного департамента туризма, уже разработаны специальные программы на целый год, в рамках которых детям будут рассказывать, чем занимается Дед Мороз летом и кто ему в этом помогает.

Взрослых завлекают в деревню ездовых собак «Серебро Севера», где предлагают знакомиться с сибирскими и аляскинскими хаски и кататься на собачьих упряжках. Приглашают на экскурсии по музею «Самара космическая» и «космическому» стадиону «Самара-Арена». Предлагают экстремальные развлечения — горные лыжи, трассы для беговых лыж, в том числе, по маршрутам с переходами через Волгу, экскурсии на воздушных подушках, квадро-туры, туры на снегоходах.

Наконец, 6 января из Самары в Жигулевск планируют запустить рождественский туристический поезд по маршруту Самара-Тольятти-Жигулевск-Самара, с остановкой в «сказочном» лесу и посещением культурно-духовного кремля «Богатырская Слобода» в селе Жигули. 

И да, всесезонная волжская кухня.

Материал создан в рамках участия в проекте журналистской программы «Перспективы». Ознакомиться с ним полностью можно по ссылке

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram