КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Гадкие утята самарской топонимики: 3-й и 4-й проезды. Авторемонтый завод, «Дом такси» и двухэтажки 4 ГПЗ

 2 555

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В стародавние времена, когда Куйбышев еще только готовился стать одной из космических столиц СССР, старую Самару от Безымянки отделяло 14 проездов. Они носили номерные имена, были слабо застроены и особой значимости для города не представляли. Многое для них начало меняться после знаменитого полета Юрия Гагарина.

Территориально большая часть из 14 проездов проходила между нынешней улицей Мориса Тореза и Московским шоссе. По мере градостроительного развития Самары некоторые из них стали магистралями общегородского значения, выйдя за вышеуказанные границы.

В 1960-х пришло, как пел в годы перестройки Константин Кинчев, время менять имена:

2-й проезд стал улицей Революционной (1962 год),
5-й — улицей Авроры (1962 год),
7-й — улицей Энтузиастов (1962 год),
10-й — улицей Советской Армии (1962 год),
14-й — улицей XXII Партсъезда (1962 год),
8-й проезд был разделен на улицы Карбышева и Ольги Санфировой (1965 год),
9-й стал улицей Гастелло (1965 год).

Чуть раньше, в конце 1950-х годов, 11-й проезд был переименован в улицу Запорожскую. Предпоследними в очередь на смену имени встали 6-й проезд (с 1984 года — улица Ивана Булкина) и 13-й (с 2006 года — улица Георгия Ратнера).

VKts-1968-12-21-v_13-m_proezde-minВ 1968 году пионеры школы №163 выступали за то, чтобы 13-му проезду дали имя Алексея Маресьева.

Итак, 10 проездов из 14 ныне сменили свои имена. Два из них — 1-й и 12-й, по всей видимости, так и не появились на карте Самары. Во всяком случае в избирательных списках их следов найти не удалось. Чем они провинились перед куйбышевскими градостроителями, понять нельзя.

А еще два проезда так и остались с номерными именами. Именно поэтому мы и удостоили их звания «гадких утят». Также его присвоение связано с тем, что, несмотря на приличную протяженность, зданий с адресами по 3-му и 4-му проездам совсем немного. Но говорит ли это о скудности их исторического бэкграунда? Это мы сейчас и узнаем.

Начнется наше путешествие в Железнодорожном районе Самары, где находятся небольшие отрезки 3-го и 4-го проездов. Порядка 20 частных домов, зажатых между улицей Мориса Тореза и парадными хрущевками улицы Гагарина.

В куйбышевских газетах удалось найти лишь одно упоминание этого отрезка наших номерных героев.

3-4 проезды-ФОТО-17-ВЗя-1978-06-15-пробл. водоснабж. на 3 Проезде1976 год.

Компанию проездам здесь составляют переулки — Байкальский и Водителей. Сказать об этой локации особенно нечего, за исключением того, что ее жилая застройка началась во второй половине 1940-х годов. Ну и еще в 1970-х годах, когда по улице Гагарина ходил трамвай, существовала остановка Байкальский переулок. Что до переулка Водителей, то ниже приведена заметка 1975 года, в которой рассказывается о его неблагоустроенности.

3-4 проезды-ФОТО-36-ВЗя-1979-07-26-проблемы пер. Водителей-min
Нам же предстоит пересечь улицу Гагарина и, пройдя мимо бывшего ресторана «Руслан» (он же — «Океан», «Русская охота»), выйти на улицу Артемовскую. Последняя, названная в честь то ли дальневосточного города Артем, то ли в честь украинского Артемовска, имеет весьма пестрый архитектурный облик. Здесь, например, имеются сталинки: Артемовская, 15 (1955 год постройки) и представленный на следующем фото дом №17 (1960 год).

Сталинка улицы Артемовской
Судя по всему, к их постройке приложило руку трамвайно-троллейбусное управление. Во всяком случае дом №17 в 1965 году находился на балансе ТТУ.

3-4 проезды-ФОТО-23-ЗРР-1965-09-03-пробл. дома на Артём.-min
На четной стороне улицы Артемовской нас встретит дом №22, построенный в 1991 году силами 4 ГПЗ.

Дом 4 ГПЗ на Артемовской
Справа от него находится школа №155, примечательная наличием музея «Женщины на защите Родины 1941—1945 гг.». Открылось это учебное заведение в декабре 1961 года.

Школа №155 в Самаре

Между зданием школы №155 и домом подшипниковцев затесалась видавшая виды двухэтажка 1949 года рождения.

Двухэтажный дом на улице Артемовской
Если вам вдруг надо проследовать от Артемовской в сторону улицы Печерской, то предпочтение, пожалуй, стоит отдать 4-му проезду. Прямо напротив школы №155 сохранился участок частного сектора (начал заселяться в 1948-1950 годах), в котором можно обнаружить как примеры деревянного зодчества, так и весьма вычурно выглядящие коттеджи.

Четная сторона 4-го проезда представлена здесь несколькими двухэтажными домами, построенными в 1950-х годах.

Об этом отрезке 4-го проезда в советское время писали нечасто и по грустным поводам, связанным с неухоженностью территории.

3-4 проезды-ФОТО-24-ВЗя-1980-07-10-о неблаг-ве на 4-му Пр-де-min-min
Заметка слева — 1980 года, справа — 1988-го.

Что касается 3-го проезда, то между улицами Артемовской и Печерской он представлен только двухэтажными домами 1951 года постройки. Они, как и двухэтажки 4-го проезда, большей частью были построены силами уже упоминавшегося нами 4 ГПЗ.

Двухэтажка третьего проезда
Между улицами Печерской и Дыбенко нашим сегодняшним героям досталось по одному зданию. 4-й проезд может похвастаться общежитием Самарского финансово-экономического колледжа. Построено оно в 1962 году, когда учебное заведение именовалось учетно-кредитным техникумом, а его учебный корпус располагался по соседству, на Печерской, 34.

3-й проезд на этом отрезке представлен трехсекционной новостройкой под названием ЖК «Семейный».

жк семейный
Между улицами Дыбенко и Гаражной 3-й проезд дал адрес пяти жилым домам. Эти двухэтажки датируются 1956-1957 годами постройки.

Если верить справочнику 1979 года, в одной из здешних двухэтажек (№53) располагался спецторг «Молоко». Он упоминается в архивном документе того же года, который посвящен нехватке магазинов в районе между 3-й проездом и нынешним проездом Митирева.

3-й проезд
В 1977 году 3-й проезд взял высоту в пять этажей благодаря дому №55. Своим строением он повторяет изгиб улицы и примечателен наличием Самарской лаборатории судебной экспертизы.

Во дворе этого дома в 1982 году было построено общежитие-«кубик» Самарского авторемонтного завода (3-й проезд, 55а).

Общага авторемонтного завода
Адресом авторемонтного завода (при его жизни) был 4-й проезд, 66. Образовано предприятие было 31 октября 1944 года. Ниже представлена заметка 1969 года из газеты «Волжская заря», посвященная 25-летию завода. Из нее мы узнаем, что здесь не только ремонтировали автомобили ГАЗ и восстанавливали коленчатые валы, но и изготавливали тысяч ведер для доильных аппаратов.

3-4 проезды-ФОТО-29-ВЗя-1969-11-03-25 лет АРЗ-min
Благодаря заметке 1994 года из той же газеты мы узнаем, что авторемонтный завод разместился на некой площадке №675 завода им. Масленникова. Изначально предприятие занималось ремонтом моторов и изготовлением запасных частей к тракторам и сельхозтехнике.

3-4 проезды-ФОТО-30-ВЗя-1994-10-27-АРЗ-50 лет-min
По данным Публичной кадастровой карты самый старый объект по адресу 4-й проезд, 66 — здание подстанции, построенное в  1941 году. В 1958 году появились бытовой корпус и здание насосной, спустя 10 лет — котельная, а в 1986 году — производственный цех № 6.

В 1993 году Авторемонтный завод отмечал праздник — выпуск 10-тысячного автобуса «Волгарь» на базе шасси ГАЗ-3307. Собирали их в том самом цехе №6.

3-4 проезды-ФОТО-33-ВЗя-1993-03-25-10000-й Волгарь от САРЗ
В 2022 году о существовании этого предприятия напоминает разве что одноименная трамвайная остановка.

3-4 проезды-ФОТО-32-ВЗя-1994-07-06-остановка АРЗ-minЗаметка 1994 года.

Впрочем, еще жив заводской корпус, частично превращенный в боулинг-центр.

Бывший авторемонтный завод
Возможно, именно для работников Авторемонтного завода в 1946 году были построены  двухэтажные дома №68 и 70 по 4-му проезду, примечательные весьма нестандартной схемой  водоснабжения.

Между улицей Гаражной и Московским шоссе мы встречаем и первое на нашем пути здание довоенной постройки. Его адрес — 3-й проезд, 63.

3-й проезд 63 Самара
До недавнего времени тут находился филологический факультет самарского филиала Московского городского педагогического университета. Сейчас, судя по внешнему виду здания, студентов сменят  продовольственные сетевики.

Публичная кадастровая карта датирует его 1938 годом постройки. А вот работники завода имени Масленникова, товарищи Петрушина, Новикова и Седаков, считают, что оно на три года старше. Справа расположена их жалоба на состояние дома, опубликованная в 1976 году на страницах «Волжской зари». Слева — газетная заметка 1961 года на ту же тему.

О доме 63 по 3-му проезду в Самаре

Был ли изначально этот дом построен для сотрудников ЗиМа, еще предстоит выяснить. Точно известно, что сейчас он нумерационно последний по 3-му проезду, так что мы можем смело переходить к 4-му.

Здесь нас ждет пятиэтажный дом рядом с трамвайной остановкой «Авторемонтный завод». Он построен в 1964 году для работников расположенного в этом же квартале Дома печати.

3-4 проезды-ФОТО-05-ВЗя-1998-05-27-пробл. дома на 4-м проезде № 6-min(1)Заметка 1998 года.

Видимо, журналистам и полиграфистам хотелось выделиться из серой массы, поэтому их хрущевка из силикантного кирпича получила номер 6, хотя в 50 метрах от нее находится дом с адресом 4-й проезд, 70. Вообще с нумерацией в этом районе все достаточно запутанно. Так, близ перекрестка Московского шоссе и 4-го проезда находится здание с адресом 4-й проезд, 57. Хотя, по логике вещей, номер у него должен быть четный.

В советское время это был административный корпус филиала №3 пассажирского автотранспортного комбината №2. На следующем снимке он виден в правой части кадра.

Корпус Аэрокоса
Нынешний ТЦ «Русь на Волге» — бывший гараж для 650 легковых автомобилей, построенный в 1976 году.

Московское-ФОТО-52-ВЗя-1976-02-18-гараж-для-такси
Даже по результатам подробного исследования 3-го и 4-го проездов не удается понять, почему именно их оставили за бортом переименования, оставив безликие номерные имена. Может быть, дело в их прерывистости, но 7-й и 9-й проезды на карте города так же «пунктирны», однако были перекованы в улицы Энтузиастов и Гастелло.

Кто знает, может быть, в советское время в районе 3-го и 4-го проездов планировалась крупная микрорайонная застройка, которая стерла бы их с карты города вместе со всем частным сектором и двухэтажками? Остается только гадать. С другой стороны, есть еще много уважаемых самарцев, не увековеченных на карте города. Кто знает, может, их фамилии сменят номерные имена наших сегодняшних героев.


Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте