,
В стародавние времена, когда Куйбышев еще только готовился стать одной из космических столиц СССР, старую Самару от Безымянки отделяло 14 проездов. Они носили номерные имена, были слабо застроены и особой значимости для города не представляли. Многое для них начало меняться после знаменитого полета Юрия Гагарина.
Территориально большая часть из 14 проездов проходила между нынешней улицей Мориса Тореза и Московским шоссе. По мере градостроительного развития Самары некоторые из них стали магистралями общегородского значения, выйдя за вышеуказанные границы.
В 1960-х пришло, как пел в годы перестройки Константин Кинчев, время менять имена:
2-й проезд стал улицей Революционной (1962 год),
5-й — улицей Авроры (1962 год),
7-й — улицей Энтузиастов (1962 год),
10-й — улицей Советской Армии (1962 год),
14-й — улицей XXII Партсъезда (1962 год),
8-й проезд был разделен на улицы Карбышева и Ольги Санфировой (1965 год),
9-й стал улицей Гастелло (1965 год).
Чуть раньше, в конце 1950-х годов, 11-й проезд был переименован в улицу Запорожскую. Предпоследними в очередь на смену имени встали 6-й проезд (с 1984 года — улица Ивана Булкина) и 13-й (с 2006 года — улица Георгия Ратнера).
Итак, 10 проездов из 14 ныне сменили свои имена. Два из них — 1-й и 12-й, по всей видимости, так и не появились на карте Самары. Во всяком случае в избирательных списках их следов найти не удалось. Чем они провинились перед куйбышевскими градостроителями, понять нельзя.
А еще два проезда так и остались с номерными именами. Именно поэтому мы и удостоили их звания «гадких утят». Также его присвоение связано с тем, что, несмотря на приличную протяженность, зданий с адресами по 3-му и 4-му проездам совсем немного. Но говорит ли это о скудности их исторического бэкграунда? Это мы сейчас и узнаем.
Начнется наше путешествие в Железнодорожном районе Самары, где находятся небольшие отрезки 3-го и 4-го проездов. Порядка 20 частных домов, зажатых между улицей Мориса Тореза и парадными хрущевками улицы Гагарина.
В куйбышевских газетах удалось найти лишь одно упоминание этого отрезка наших номерных героев.
Компанию проездам здесь составляют переулки — Байкальский и Водителей. Сказать об этой локации особенно нечего, за исключением того, что ее жилая застройка началась во второй половине 1940-х годов. Ну и еще в 1970-х годах, когда по улице Гагарина ходил трамвай, существовала остановка Байкальский переулок. Что до переулка Водителей, то ниже приведена заметка 1975 года, в которой рассказывается о его неблагоустроенности.
Нам же предстоит пересечь улицу Гагарина и, пройдя мимо бывшего ресторана «Руслан» (он же — «Океан», «Русская охота»), выйти на улицу Артемовскую. Последняя, названная в честь то ли дальневосточного города Артем, то ли в честь украинского Артемовска, имеет весьма пестрый архитектурный облик. Здесь, например, имеются сталинки: Артемовская, 15 (1955 год постройки) и представленный на следующем фото дом №17 (1960 год).
Судя по всему, к их постройке приложило руку трамвайно-троллейбусное управление. Во всяком случае дом №17 в 1965 году находился на балансе ТТУ.
На четной стороне улицы Артемовской нас встретит дом №22, построенный в 1991 году силами 4 ГПЗ.
Справа от него находится школа №155, примечательная наличием музея «Женщины на защите Родины 1941—1945 гг.». Открылось это учебное заведение в декабре 1961 года.
Между зданием школы №155 и домом подшипниковцев затесалась видавшая виды двухэтажка 1949 года рождения.
Если вам вдруг надо проследовать от Артемовской в сторону улицы Печерской, то предпочтение, пожалуй, стоит отдать 4-му проезду. Прямо напротив школы №155 сохранился участок частного сектора (начал заселяться в 1948-1950 годах), в котором можно обнаружить как примеры деревянного зодчества, так и весьма вычурно выглядящие коттеджи.
Четная сторона 4-го проезда представлена здесь несколькими двухэтажными домами, построенными в 1950-х годах.
Об этом отрезке 4-го проезда в советское время писали нечасто и по грустным поводам, связанным с неухоженностью территории.
Что касается 3-го проезда, то между улицами Артемовской и Печерской он представлен только двухэтажными домами 1951 года постройки. Они, как и двухэтажки 4-го проезда, большей частью были построены силами уже упоминавшегося нами 4 ГПЗ.
Между улицами Печерской и Дыбенко нашим сегодняшним героям досталось по одному зданию. 4-й проезд может похвастаться общежитием Самарского финансово-экономического колледжа. Построено оно в 1962 году, когда учебное заведение именовалось учетно-кредитным техникумом, а его учебный корпус располагался по соседству, на Печерской, 34.
3-й проезд на этом отрезке представлен трехсекционной новостройкой под названием ЖК «Семейный».
Между улицами Дыбенко и Гаражной 3-й проезд дал адрес пяти жилым домам. Эти двухэтажки датируются 1956-1957 годами постройки.
Если верить справочнику 1979 года, в одной из здешних двухэтажек (№53) располагался спецторг «Молоко». Он упоминается в архивном документе того же года, который посвящен нехватке магазинов в районе между 3-й проездом и нынешним проездом Митирева.
В 1977 году 3-й проезд взял высоту в пять этажей благодаря дому №55. Своим строением он повторяет изгиб улицы и примечателен наличием Самарской лаборатории судебной экспертизы.
Во дворе этого дома в 1982 году было построено общежитие-«кубик» Самарского авторемонтного завода (3-й проезд, 55а).
Адресом авторемонтного завода (при его жизни) был 4-й проезд, 66. Образовано предприятие было 31 октября 1944 года. Ниже представлена заметка 1969 года из газеты «Волжская заря», посвященная 25-летию завода. Из нее мы узнаем, что здесь не только ремонтировали автомобили ГАЗ и восстанавливали коленчатые валы, но и изготавливали тысяч ведер для доильных аппаратов.
Благодаря заметке 1994 года из той же газеты мы узнаем, что авторемонтный завод разместился на некой площадке №675 завода им. Масленникова. Изначально предприятие занималось ремонтом моторов и изготовлением запасных частей к тракторам и сельхозтехнике.
По данным Публичной кадастровой карты самый старый объект по адресу 4-й проезд, 66 — здание подстанции, построенное в 1941 году. В 1958 году появились бытовой корпус и здание насосной, спустя 10 лет — котельная, а в 1986 году — производственный цех № 6.
В 1993 году Авторемонтный завод отмечал праздник — выпуск 10-тысячного автобуса «Волгарь» на базе шасси ГАЗ-3307. Собирали их в том самом цехе №6.
В 2022 году о существовании этого предприятия напоминает разве что одноименная трамвайная остановка.
Впрочем, еще жив заводской корпус, частично превращенный в боулинг-центр.
Возможно, именно для работников Авторемонтного завода в 1946 году были построены двухэтажные дома №68 и 70 по 4-му проезду, примечательные весьма нестандартной схемой водоснабжения.
Между улицей Гаражной и Московским шоссе мы встречаем и первое на нашем пути здание довоенной постройки. Его адрес — 3-й проезд, 63.
До недавнего времени тут находился филологический факультет самарского филиала Московского городского педагогического университета. Сейчас, судя по внешнему виду здания, студентов сменят продовольственные сетевики.
Публичная кадастровая карта датирует его 1938 годом постройки. А вот работники завода имени Масленникова, товарищи Петрушина, Новикова и Седаков, считают, что оно на три года старше. Справа расположена их жалоба на состояние дома, опубликованная в 1976 году на страницах «Волжской зари». Слева — газетная заметка 1961 года на ту же тему.
Был ли изначально этот дом построен для сотрудников ЗиМа, еще предстоит выяснить. Точно известно, что сейчас он нумерационно последний по 3-му проезду, так что мы можем смело переходить к 4-му.
Здесь нас ждет пятиэтажный дом рядом с трамвайной остановкой «Авторемонтный завод». Он построен в 1964 году для работников расположенного в этом же квартале Дома печати.
Видимо, журналистам и полиграфистам хотелось выделиться из серой массы, поэтому их хрущевка из силикантного кирпича получила номер 6, хотя в 50 метрах от нее находится дом с адресом 4-й проезд, 70. Вообще с нумерацией в этом районе все достаточно запутанно. Так, близ перекрестка Московского шоссе и 4-го проезда находится здание с адресом 4-й проезд, 57. Хотя, по логике вещей, номер у него должен быть четный.
В советское время это был административный корпус филиала №3 пассажирского автотранспортного комбината №2. На следующем снимке он виден в правой части кадра.
Нынешний ТЦ «Русь на Волге» — бывший гараж для 650 легковых автомобилей, построенный в 1976 году.
Даже по результатам подробного исследования 3-го и 4-го проездов не удается понять, почему именно их оставили за бортом переименования, оставив безликие номерные имена. Может быть, дело в их прерывистости, но 7-й и 9-й проезды на карте города так же «пунктирны», однако были перекованы в улицы Энтузиастов и Гастелло.
Кто знает, может быть, в советское время в районе 3-го и 4-го проездов планировалась крупная микрорайонная застройка, которая стерла бы их с карты города вместе со всем частным сектором и двухэтажками? Остается только гадать. С другой стороны, есть еще много уважаемых самарцев, не увековеченных на карте города. Кто знает, может, их фамилии сменят номерные имена наших сегодняшних героев.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте