,
Владимир Звоновский, доктор социологии, заведующий кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета, прочитал в лектории Центра прикладной урбанистики лекцию “Городские коды и как их понимать”. Предлагаем восемь цитат из лекции и видео.
Что такое коды?
Люди общаются между собой с помощью кодов и символов. Например, мы освоили физику и создали коды. Я произношу “сила”, “мощность”, “скорость света”, и вы понимаете, что это такое. Распознавание этого символа происходит у вас в голове, потому что вы знаете, что это такое.
Жители волжских городов не называют Волгу рекой. Они не скажут: “Пойдём на речку”. Они скажут: “Пойдём на Волгу”. Так вы можете узнать, живёт ли он на Волге или не живёт.
Есть поведенческие коды. Если вы встречали лет 20-25 назад людей в мохеровых кепках, вы понимали, что это фураги и надо вести себя с ними очень аккуратно.
Об утраченных кодах аграрной Самары
Церковь с часами — это один из кодов нашего города. В Самаре на спуске улицы Льва Толстого сохранилась старообрядческая церковь. Когда-то на её колокольне были часы, но они не сохранились. Часы — это верный признак того, что церковь построена купцами. Предпринимателям не нужны часы, которые отбивают и организуют рабочий день. Обывателям часы не нужны. То, что в Самаре в центре города рядом с пристанями, практически на Дворянской улице, стояла старообрядческая церковь, говорит о том, что большинство хлеботорговцев в Самаре принадлежало к вере раскольников.
В Самаре практически не сохранилось объектов, которые могли бы символизировать Самару как аграрный центр. Но вот один из всемирно известных символов — это картина Ильи Репина “Бурлаки на Волге”. Когда Репин писал бурлаков, они были наиболее узнаваемой группой на Волге. В 1906 году, когда Шаляпин в Киеве первый раз исполнил «Дубинушку», бурлаков как таковых уже не было, а 1929 году бурлачный труд был запрещён указом Совнаркома.
Был ещё один символ аграрной Самары — Александр II Освободитель, которого на том же постаменте заменил Ленин. Что важно — смена ориентации. Александр II смотрит на Волгу — там производился основной прибавочный продукт в Самаре. Ленин смотрит вдоль улицы Дворянской (Куйбышева), где проводились манифестации, до тех пор пока они не стали проводиться на площади Куйбышева.
«Самара космическая»
Сегодня многое из того, что делается в городе, связывается с темой космоса — вузы объединяются вокруг бывшего авиационного университета, заводы строят ракеты и двигатели. Однако эта отрасль (как и образ Самары космической — прим. ред.) находится в большой зависимости от государства, и вряд ли они (заводы) смогут выпускать конкурентоспособную продукцию.
Не гайдом единым
Образ города формируется как в результате визуального наблюдения, так и с помощью всевозможных гайдов, энциклопедий и указателей. Очевидно, что эти образы могут различаться.
Проводился такой эксперимент, который состоял в том, что несколько профессиональных фотографов, не знающих русского языка, должны были приехать в Самару. Причём они не знали заранее о том, что поедут в Самару. Три дня они гуляли по городу, фотографировали всё, что им казалось интересным, и представили на конкурс 20 фотографий, в которых, по их мнению, зафиксирован образ Самары.
Мы получили 80 фотографий. В 40% фотографий — Волга. Это доминанта, которую мы (самарцы — прим. ред.) не замечаем, так же как петербуржцы не замечают Зимнего дворца. Более половины фотографий были индивидуальными или групповыми портретами. Я бы не сказал, что лица на фотографиях самарские, но они очень российские лица. Они слегка напряжённые, но не по отношению к тому, кого они видят. Они напряжены по отношению к себе.
Было небольшое количество пейзажей, но самое интересное заключалось в следующем: ни одного памятника, которые включены в гайды.
Выводы: визуальный материал, с которым вошли в непосредственный контакт респонденты, почти полностью разошёлся с образом города, который транслируется СМИ, путеводителями и т. д.
Самый посещаемый объект в городе
В 2015 году более половины жителей Самары, опрошенных нами, посетило набережную, то есть это самый посещаемый объект в городе.
Самара — единственный крупный город на Волге, у которого набережная совмещена с пляжем. Это порождает определённые поведенческие модели. Вы можете не встретить на набережной летом девушку в купальнике и девушку в вечернем платье.
Для кого был “Волгафест”?
Нам очень помогла полиция, оставив только шесть проходов на фестиваль. Мы стали фиксировать, кто приходит-уходит, пол, возраст, другие показатели. За два дня фестиваль посетило 30 тысяч гостей.
Откуда они? Не из Самары каждый 10. Это прилегающие — Ленинский (12%), Октябрьский (14%), Самарский (8%) районы. Выдаётся Советский район с 15% — жителям удобно добираться на метро.
Кому мы праздник приготовили? 45% — это 30-летние. Молодёжи (20-летних) здесь менее 5%. Может быть, 30-летние привели детей? Нет. Детей привели 40-летние (более половины). Получается, что праздник для 30-летних и детей 40-летних самарцев.
Зачем приехали? На фестиваль приехало 40%, ещё 21% знали о нём и приехали, потому что всегда приезжают на набережную. 17% узнали о фестивале только на набережной, и, внимание, 10% из опрашиваемых были на набережной, всё видели, и только от интервьюента узнали, что это был фестиваль.
Как самарцы воспринимают Самару?
Людей спрашивали, что вы считаете символом своего города. Что вы в первую очередь представляете, когда слышите слово “Самара”?
Фигура рабочего на площади Славы занимает первое место — это образ промышленного города, который ещё сохранился в массовом сознании, если ему не подсказывать.
На втором месте — набережная Волги. Дальше идут Самарская площадь, железнодорожный вокзал, Ракета, зоны рекреации.
Если участникам опроса предложить список, то на первом месте окажется набережная! Затем идут вокзал, пивзавод и так далее. Фигуре рабочего отдают предпочтение лишь 10%.
Кочевые оптимисты
Интересно, как оценивают город разные группы людей. Мы проводили опрос в Тольятти. На вопрос: “Как вы оцениваете условия жизни в своём городе, лучше или хуже, чем в среднем по стране?” родившиеся в Тольятти отвечали, что в их городе хуже. У приехавших недавно оценка города гораздо лучше.
Следующий вопрос: “Собираетесь ли вы уехать?”. Оказалось, что люди, планирующие переезд, относятся к городу лучше, чем те, которые не планируют. Оптимисты передвигаются по поверхности земли. А пессимисты всегда остаются в своём городе. Они будут гундеть и плакать, но не уедут. Отъезд одного 1% оптимистов принесёт больше вреда, чем отъезд 50% пессимистов.
О работе лектория и расписании лекций можно узнать в группе «Городской лекторий».
Обложка: Алексей Авдейчев