ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Самарская губерния в 1926 — 1930 годах: новые виды транспорта, установка памятника Ленину, закрытие храмов и возрождение вузов
3 133
,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1926 по 1930 год.
Новые виды транспорта
Во второй половине 1920-х годов самарцы получили возможность более свободно передвигаться по территории города, губернии и даже страны.
В октябре 1929 года, после присоединение Мордовской АССР, область стала именоваться Средневолжским краем.
Весной 1926 года в нашем городе был учрежден филиал Автотранспортного и Торгово-Промышленного общества «Автопромторг». Именно оно взялось за организацию в Самаре автобусного сообщения.
Для этого через Госторг РСФСР в Италии были закуплены три 14-16-местные машины FIAT модели «505F».
19 мая 1926 года открылось автобусное движение по маршруту от площади Революции до главной дачной локации Самары — Барбошиной поляны. Ниже представлена его схема составленная краеведом Павлом Пешковым.
Помимо облегчения жизни самарских дачников «Автопромторг» обслуживал еще два маршрута: до города Балаково (через Пугачев) и до Серноводска.
Стоит отметить, что на линии Самара — Пугачев работали еще два переделанных в автобусы американских грузовика марки «White», принадлежавшие Горкомхозу. Но вернемся к внутригородским перевозкам.
«Автопромторгу» не повезло. Лето 1926 выдалось дождливым, и путь до Барбошиной поляны по раскисшей грунтовой дороге давался слабосильным Фиатам с большим трудом. На самых трудных участках пассажиры покидали автобус и тот неспешно преодолевал препятствие. Другим вариантом был объезд через Семейкинское (Московское) шоссе, но это значительно увеличивало время в пути.

«Волжская коммуна». 6 июня 1926 года
В сентябре 1926 года самарские Фиаты продали в Ульяновск, где благодаря этим машинам также открыли автобусное движение. В марте 1927-го самарское отделение «Автопромторга» приказало долго жить.
Дачников на Барбошину поляну некоторое время возил уже упомянутый Горкомхоз, но по короткому маршруту, который начинался от трамвайного кольца на 4-й просеке (ул. Советской Армии).
От транспорта наземного перейдем к воздушному. В 1929 году Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролет» — готовилось к открытию почтово-пассажирской трассы Москва — Ташкент — Москва. Наш город должен был стать одним из ее транзитных пунктов.
Самарскому горсовету было поручено в течение 1929—30 годов построить аэродром, обеспечить его электричеством и организовать подъездные пути. Местом для будущей воздушной гавани был выбран район железнодорожной станции «Безымянка».
Летное поле разместилось между Самарским железнодорожно-ремонтным заводом (позднее — ГПЗ-9) и территорией завода кабелей связи.
Схемы первого самарского аэродрома найдены в ЦГАСО историком Михаилом Ицковичем.
К северо-западу от летного поля в начале 1930-х годов началось обустройство Авиагородка, он же — «военный городок при станции Безымянка». В нем разместился штаб аэродрома (нынешний адрес здания — Управленческий тупик, 3), авиационная школа (Управленческий тупик, 5), дома начсостава и т.д.
Первый аэровокзал Самары был деревянным и до наших дней не сохранился.
Первые пассажиры вошли в это здание 21 августа 1930 года. На следующий день газета «Волжская коммуна» опубликовала заметку об открытии регулярного авиасообщения по маршруту Москва — Ташкент.

Проблем у самарских авиаторов в те годы было множество. Начиная от глобальных, таких как отсутствие телефонной и телеграфной связи с Москвой, острая нехватка запчастей для ремонта самолетов, до более житейских — например, отсутствия в буфете аэропорта продуктов питания, за исключением ржаного хлеба.
Пассажирам тоже было нелегко. Добраться от воздушной гавани до Самары можно было лишь по железной дороге на дачном поезде, который ходил раз в сутки. Критике работы аэродрома посвящена статья в газете «Рабочая Самара» от 30 июля 1931 года.
Кроме всего прочего, место для аэродрома было выбрано неудачно. Уже в конце первой пятилетки (1928—1932 годы) район между железнодорожной линией и рекой Самарой рассматривался градостроителями как промышленная зона.
Поэтому в 1932 году было решено перенести аэродром в район между поселками Зубчаниновка и Смышляевка, что и было сделано, но спустя семь лет.
Территория бывшего летного поля близ станции «Безымянка» пустовала не долго. В конце 1940 года здесь началось строительство моторостроительного завода № 337, о чем мы расскажем в одном из следующих материалов нашего спецпроекта.
Начало творческого пути Петра Щербачева
Во второй половине 1920-х в нашем городе вновь стали строить многоквартирные жилые дома. Было возведено и крупное административное здание, сразу ставшее одним из символов Самары. Ко всему вышеперечисленному приложил свою руку Петр Александрович Щербачев — самый плодовитый самарский архитектор 1920—50-х годов.
Он родился 18 июня 1890 года в семье Александра Щербачева и его супруги Александры, дочери городского головы Петра Алабина. Среднее образование Петр получил в Самарском реальном училище, где окончил четыре класса.
С 1909 Петр Щербачев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 11 мая 1915 года он был удостоен звания архитектора с правом на чин XII класса и самостоятельное руководство строительными работами.
В том же году он поступил на работу в Городскую управу помощником архитектора. Затем был переезд в Минск, возвращение в Самару, позднее — работа в Челябинске и Златоусте.
В 1920 году Петр Александрович вернулся в родной город и следующие пять лета работал архитектором в Управлении Самара-Златоустовской железной дороги (далее — СЗЖД).
Эта уважаемая организация на тот момент не имела своего здания. Некоторые его отделы работали в здании вокзала, другие арендовали помещения в Челышевском доме на улице Красноармейской, 60, построенном по проекту Александра Щербачева.
В 1925 году самарским железнодорожникам удалось получить от наркомата путей сообщения средства на постройку собственного здания для Управления СЗЖД. Разработку проекта поручили Петру Щербачеву.
Из трех разработанных им в кратчайшие сроки стилевых вариантов — русский классицизм, итальянский ренессанс и «модернизированная классика» — руководство СЗЖД сделало выбор в пользу последнего. Строительство здания началось летом 1926 года.

«Волжская коммуна» 23 июня 1926 года
Переезд отделов Управления Самара-Златоустовской железной дороги из Челышевского дома в новое здание начался уже в декабре 1926 года.
Самарский архитектор Виталий Самогоров пишет о работе Петра Щербачева: «Архитектура здания Управления СЗЖД решена в стиле близком к «ар-деко». Фасад центрального объема с входным блоком украшен барельефами с железнодорожной и индустриальной тематикой.
Сгруппированные сферические купола по углам здания придают ему неповторимый азиатский образ, символизирующим связь Европы и Азии.»
В 1927—28 годах по проекту Петра Щербачева были возведены первые в постреволюционной Самаре жилые многоквартирные дома.
Их адреса — Чапаевская, 126 и Красноармейская, 19. Отметим, что последний строили для работников облисполкома.
Увы, не все постройки этого периода сохранились до наших дней. Среди утраченных работ Петра Щербачева, относящихся ко во второй половине 1920-х годов, стоит упомянуть:
— сборный пункт Красной Армии на улице Чернореченской, 1929 год;
— яхт-клуб Гупрофсовета под Струковским садом, 1929 год.
Также в 1929 году началась постройка двух крупных домов в стилистике конструктивизма, проекты которых разработал Петр Щербачев.
Речь идет об общежитии ОГПУ (Ленинградская, 54 / Чапаевская, 104) и доме Горкомхоза (Льва Толстого, 54 / Молодогвардейская, 99), начало строительства которого вы можете видеть на следующем фото.
В апреле 1930 года началось возведение одной из самых известных построек Петра Щербачева — комплекса зданий Дома Красной армии (Фрунзе, 165 / Шостаковича, 7), который станет одним из главных конструктивистских ансамблей Самары.
С работами Петра Щербачева мы еще не раз встретимся в следующих материалах нашего спецпроекта.
Памятник Ленину на площади Революции
В конце осени 1918 года в Самаре был демонтирован памятник императору Александру II. Дальнейшая его судьба неизвестна.
На постамент были прикреплены медальоны с портретами Карла Маркса, Владимира Ленина, Льва Троцкого и Карла Либкнехта. Их можно видеть на следующем фото, сделанном предположительно весной 1919 года.
Чуть позднее эти медальоны убрали. Зато по углам от постамента установили бюсты — вероятно, тех же исторических личностей.
Их можно видеть на снимке, сделанном, скорее всего, летом 1919 года.
7 ноября 1919-го место императора Александра II занял новый памятник — «Символ освобожденного труда». Он представлял собой рабочего, крепко сжимавшего в одной руке винтовку, а в другой — факел. У его ног лежали атрибуты труда — серп, молот и наковальня. Автором памятника был скульптор самарского Пролеткульта Николай Копылов.
На открытии присутствовал командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе.

Газета «Коммуна» 11 ноября 1919 года.
К сожалению, ни одной фотографии памятника до наших дней не сохранилось. Да и сделан он был из недолговечного материала — гипса. Уже через пару лет постамент, на котором когда-то стоял император Александр II, вновь опустел.
1 июня 1927 года губернская комиссия по организации празднования 10-й годовщины Октябрьской революции объявила конкурс на проект памятника Ленину. Точнее, на художественное оформление постамента. Готовый памятник решено было приобрести в Москве или Ленинграде.
На конкурс было предоставлено девять работ. Первую премию в итоге решили не присуждать. Второй премии удостоился скульптор Василий Акимов, третьей — художник Георгий Подбельский.
Дальнейший план действий описывался в газете «Волжская коммуна» от 31 июля 1927 года:
«<…> Постановлено поручить руководство работой по сооружению памятника В.И. Ленину автору премированного проекта под девизом «Союз рабочих всего мира» — В. Акимову. При постройке памятника предложено использовать материал быв. памятника Александру II. В ближайшие дни будет приступлено к разборке старого памятника».
Таким образом, мы могли лишиться еще и постамента первого в истории Самары памятника. Но, по счастью, этого не произошло.
Памятник Владимиру Ленину авторства известного скульптора Матвея Манизера был установлен на дореволюционный постамент 7 ноября 1927 года.

Этот памятник Владимиру Ильичу — типовой. В советское время братья-близнецы самарского Ленина стояли в Кировограде, Пушкине, Симферополе и ряде других городов. До наших дней сохранился один из них. Он установлен в Хабаровске на площади Ленина. Дальневосточный Владимир Ильич старше самарского на два года — его установили в 1925-м.
Закрытие храмов
С середины 1920-х годов в СССР началось усиление борьбы с религией. В апреле 1925 года было организовано всесоюзное общество «Союз безбожников». В декабре прошло первое заседание его самарского губернского бюро.
Уже в начале января 1926 года в бывшем доме купцов Никоновых (Куйбышева, 89) открылся один из первых в стране антирелигиозных музеев.
24 января 1929-го Политбюро ЦК утвердило резолюцию «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Именно с этого года в стране началось массовое закрытие церквей и храмов. Официальным поводом для этого служили просьбы трудящихся.

«Волжская коммуна» 7 января 1930 года.
Коротко скажем лишь о нескольких храмах, закрытых в Самаре.
Кафедральный собор. В январе 1930 года был передан Союзу строительных рабочих под размещение клуба. Проект перестройки храма разработал архитектор Петр Щербачев. Однако его признали слишком затратным. Кафедральный собор было решено снести, а на его месте возвести Дворец культуры. Работы по разборке храма начались летом 1930 года.
Спасо-Вознесенская церковь (Степана Разина, 78). Закрыта в январе 1930 года по ходатайству самарских кустарей, у которых не было собственного клуба.
Воскресенская церковь (находилась на Самарской площади). Снесена в 1930 году.
Церковь Михаила Архангела в поселке Новый Оренбург (Новогородская, 1). В 1930 году отдана под клуб Самара-Златоустовской железной дороги.
Старообрядческая церковь Казанской иконы Божией Матери (Льва Толстого, 14а). В мае 1930 года переоборудована в Дом техники.
Хоральная синагога (Садовая, 49). В марте 1929 года в ней открылся Дом культуры им. III Интернационала.
Католический костел (Фрунзе, 157). Закрылся в 1930 году. В костеле разместили кинотеатр «Штурм», театр малых форм и театральный техникум.
В лютеранской кирхе (Куйбышева, 115-117) в 1930 году открылся антирелигиозный клуб. Сюда же позднее переехал музей Союза воинствующих безбожников.
В одном из архивных документов перечислены действующие церкви и храмы по состоянию на январь 1931 года. Красным мы отметили те из них, что действовали и в 1935 году, когда Самара уже именовалась Куйбышевом.

Пик антирелигиозной компании в СССР пришелся на 1937—38 годы. Тогда в нашем городе остался один православный храм — Покровская церковь (Ленинская, 75а), ныне являющаяся кафедральным собором Самары.
Возрождение высшей школы в Самаре
В 1927 году в нашем городе был закрыт университет, к тому моменту состоявший всего из одного факультета — медицинского.
Сельскохозяйственный институт к этому времени переехал в поселок Усть-Кинельский. В 1928 году в Самаре не было ни одного высшего учебного заведения. Это было особенно печально, учитывая, что огромная Средеволжская область по уровню грамотности и культурного развития занимала одно из последних мест в РСФСР.
Без формирования сети вузов исправить эту ситуацию было бы крайне трудно. Возрождение высшей школы в Самаре началось в 1929 году.
18 июня был вновь открыт Самарский педагогический институт. Под его размещение отдали недостроенное здание паровой мельницы купца Василия Карпова (Максима Горького, 67), которое студенты прозвали «сундуком».
13 августа 1930 года постановлением СНК РСФСР был учрежден Средневолжский краевой медицинский институт, предок нынешнего СамГМУ. Занятия на пока единственном лечебном факультете начались 10 октября.
Были организованы и отраслевые вузы, выпускники которых должны были претворять в жизнь второй пятилетний план. 9 августа 1930 года на основании постановления СНК СССР были открыты:
— Строительный институт (находился в ведении Союзстроя);
— Химический институт (в ведении Всехимпрома);
— Энергетический институт (в ведении Энергоцентра);
— Механический институт (в ведении Паттрубвзрыва).
Занятия в них начались 1 октября 1930 года. Но одно дело — открыть учебное заведение, и совсем иное — наладить его полноценную работу. Проблем с этим хватало:
— С большим трудом набирался преподавательский состав. Лишь единицы имели ученую степень. Часть столь необходимых научных сотрудников удалось найти в других регионах. Еще одна распространенная практика тех лет – приглашение на должность преподавателей инженеров с самарских предприятий. Но далеко не все они смогли адаптироваться к вузовской специфике и вскоре вернулись на заводы.
– Студентами втузов в первые годы их существования могли стать только выходцы из рабоче-крестьянской среды. Большая часть из них была командирована на учебу по разнарядке ЦК ВКП(б) (так называемые «парттысячники»), комсомола, профсоюзов и других общественных организаций. Действительно желающим учиться представителям «нетитульных» классов страны Советов попасть во втуз попасть было сложно.
Естественно, были проблемы и с финансированием.

Кабинет геодезии в строительном институте.
В 1933—34 годах механический, энергетический и химический институты были объединены в Самарский индустриальный институт — предок современного СамГТУ.
Список литературы:
— В.А. Самогоров, М.О. Иванов. Архитектура Александра и Петра Щербачевых в Самаре. Кн. 2: Архитектор Петр Щербачев — Самара, 2014.
— Православные святыни Самарского края: Историко-церковная энциклопедия / Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. – Самара, 2001.
— В.Н. Курятников. История СамГТУ от эпохи правления Николая II до XXI века. — Самара, 2014.
— Газета «Волжская коммуна».
— Газета «Рабочая Самара».
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте