ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

История Самарской губернии в 1911 — 1915 годах: строительство оборонных заводов, попытка открытия вузов, банки улицы Дворянской и пуск трамвайного движения

 99

Автор: Андрей Артёмов

.





,

Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.

Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.

Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1911 по 1915 год.

Строительство Трубочного завода в Самаре и Сергиевского завода взрывчатых веществ

16 декабря 1904 года на заседании Военного совета Российской империи инспектор всей артиллерии великий князь Сергей Михайлович Романов указал на необходимость скорейшего начала строительства второго трубочного завода.

Завода, на котором производились бы важнейшие детали артиллерийских снарядов — дистанционные трубки и капсюльные втулки.


К тому моменту их изготавливали только на одном предприятии в Санкт-Петербурге. Недостаток боеприпасов и отдельных их элементов, в том числе трубок и втулок, приходилось покрывать за счет закупок за рубежом.

Новый трубочный завод планировалось разместить близ Волги или ее притоков, примерно между Царицыном (Волгоградом) и Симбирском (Ульяновском).

Выбор в пользу Самары среди десятка конкурентов, в частности соседнего Саратова, был сделан из-за нескольких факторов:

— наличия двух транспортных артерий: железнодорожной линии и Волги;
— наличия в городе кирпичных и чугунолитейных заводов;
— достаточного количества рабочей силы;
— готовности предоставить участок недалеко от черты города.

Власти Самары предложили Главному артиллерийскому управлению под размещение завода территорию городского ипподрома близ Постникова оврага.


Также в нашем городе планировалось создать и патронный завод, но этот проект остался нереализованным.

28 июня 1909 года был организован штаб по постройке Самарского трубочного завода. Официальная закладка предприятия состоялась весной 1910-го.

Одновременно с этим началось строительство предприятия, ставшего градообразующим для пятого по численности населения города нынешней Самарской области — Чапаевска.

Площадку для него нашли близ железнодорожной станции Томылово. Заводу предстояло производить тротил, тетрил и снаряженные этой взрывчаткой боеприпасы. Для строителей предприятия возводились поселок Иващенково, названный так по фамилии начальника строительства — генерал-майора Владимира Иващенко.

Полное название предприятия звучало как Сергиевский Самарский завод взрывчатых веществ. Сергиевским он был назван в честь уже упомянутого нами великого князя Сергея Михайловича. Как инспектор артиллерии он присутствовал на открытии завода 15 сентября 1911 года.

Но вернемся в Самару. К лету 1911 года на трубочном заводе были построены основные производственные помещения, установлены крупные производственные механизмы и укомплектован станочный парк, а также проложена дорога от улицы Полевой до Постникова оврага.

На возведение Самарского трубочного завода была потрачена баснословная по тем временам сумма — 2,5 миллиона рублей.

Его официальное открытие состоялось 14 сентября 1911 года. В 1912-м состоялся пробный пуск производства, а регулярный выпуск продукции начался в 1913-м.

Временную хозяйственно-строительную комиссию по постройке трубочного завода расформировали 1 октября 1913 года, что констатировало полный ввод предприятия в эксплуатацию.

На полную мощность производство на Самарском трубочном заводе развернулось с началом Первой мировой войны.



Для Самары ввод в эксплуатацию трубочного завода был судьбоносным событием. Это предприятие сразу же стало главным в городе работодателем.

Так, в начале 1916 года на трубочном заводе трудилось 8090 человек, а осенью этого же года самарцев-трубочников было уже 16820! Для города с населением примерно в 160 тысяч человек — колоссальная цифра.

Три банка с улицы Дворянской

В 1911 — 1915 годах на центральной улице Самары — Дворянской — были возведены три здания, которые сразу стали достопримечательностями города. Всю эту троицу объединяло то, что строились они как отделения столичных банков.

Начнем мы с Дворянского поземельного банка, созданного в Санкт-Петербурге в 1885 году. Дворянам выдавались ссуды из расчета 60-75% от стоимости их имений, дабы в случае финансовых затруднений они не продавали их за бесценок. Максимальный срок, на который выдавался кредит, — 66,5 лет, а процентная ставка составляла всего 3,5%.

Что же до Крестьянского поземельного банка то он, как следует из названия, выдавал ссуды крестьянам на покупку земельных наделов. С 1895 это финансовое учреждение получило право покупать землю для перепродажи. Кредиты для крестьян выдавались под 5,5 — 6,5 % годовых.

Крестьянский поземельный банк стал важным звеном Столыпинской аграрной реформы — с 1908 года земля, принадлежавшая ему, продавалась только крестьянам-единоличникам.

Служащие Крестьянского и Дворянского поземельного банков в декабре 1911 года заехали в новое здание напротив Струковского сада (нынешний адрес — Куйбышева, 153).

Автором проекта этой уникальной для Самары постройки в стиле северного или, как его еще называют, скандинавского модерна был известный зодчий Александр фон Гоген.

Архитектор Ваган Каркарьян писал: «Деловой мир Самары пригласил придворного архитектора для постройки нового здания банка. Они хорошо понимали, что престиж банка зависит от имени его архитектора.

Архитектура банка — это, прежде всего, явная антитеза неоклассицизму, стилизация самобытной северной архитектуры. Здесь прослеживаются черты северной ветви модерна: высокие, почти готические щипцы, тяжеловесные объемы фасада».

В столице самой известной постройкой Александра фон Гогена был особняк балерины Матильды Кшесинской.



Ныне в особняке Кшесинской (улица Куйбышева, 2-4) находится музей политической истории России.

Также Александр фон Гоген спроектировал здания для Пензенского и Черниговского отделений Поземельного банка. Эти братья-близнецы были выдержаны в стиле декоративного модерна.



На рубеже 1900—1910-х годов в крупных городах страны стали строится здания небывалой до сей поры высоты.

Их поэтично именовали тучерезами, но нам более привычно слово небоскреб. В Санкт-Петербурге и Москве в 1910-х годах таковыми считали здания высотой в 7 — 10 этажей.



10-этажный доходный дом архитектора Нирнзее в Москве (Большой Гнездниковский переулок, 10). Построен в 1913 году.

В провинции звание тучереза получали пятиэтажные здания. Два таких украсили нынешнюю улицу Ленинградскую: в 1911 году была построена гостиница «Националь», в 1915-м — доходный дом Юриной-Ященко (ныне — один из корпусов СамГМУ).

На главной улице города — Дворянской — за возведение тучереза высотой в пять этажей взялся Русский для внешней торговли банк.

Его основали в Санкт-Петербурге в 1871 году для предоставления русским предпринимателям более удобного способа получения кредитов за границей. Учредителями выступили известные банкирские и торговые дома.



Газета «Голос Самары» от 29 августа 1909 года.

Что интересно, дом Докучаевой, в котором открылось отделение Русского для внешней торговли банка, стоял на том месте, где в 1950 году построили здание Промбанка (Куйбышева, 97).

Но вернемся в дореволюционные времена. Вскоре после открытия своего самарского отделения Русский для внешней торговли банк решился на постройку собственного здания.

Для этих целей был выбран участок на улице Дворянской (ныне — Куйбышева, 90). Проект здания разработал архитектор и инженер Петр Балинский. Строительные работы начались в 1910 году, а завершились в 1914-м.

Архитектурный стиль нового самарского тучереза в разных источниках трактуется по-разному — как романтический модерн, ампир, поздний модерн.

Ваган Каркарьян писал о здании Русского для внешней торговли банка: «Ренессансные мотивы открыто сочетаются с новациями модерна. При этом постройку отличает гипертрофированность  архитектурных форм, придающая городской застройке новый более крупный масштаб».

По соседству с Русским для внешней торговли банком в 1913 — 1915 годах строилось отделение Волжско-Камского банка (далее — ВККБ) — старейшего коммерческого банка в Самаре, открывшего здесь свое отделение еще в 1871 году.

К началу Первой мировой войны ВККБ утратил лидирующие позиции на финансовом рынке, хотя и оставался в первой десятке крупнейших банков страны. Его опорой были депозитные и учетно-ссудные операции многочисленных отделений в провинции.

В Самаре офис ВККБ долгое время находился в доме на улице Казанской (Алексея Толстого, 30).


Новое здание филиала Волжско-Камского банка на улице Дворянский строилось не с нуля. Глобальный реконструкции был подвергнут двухэтажный дом, выкупленный у купчихи Марии Захаровны Курлиной.

Проект разработал архитектор Владимир Якунин. Здание было выдержанно в популярном в середине 1910-х годов стиле неоклассицизма.

Сейчас в его стенах работает Самарский областной художественный музей, о создании которого мы писали в одном из прошлых материалов нашего спецпроекта.

Первые институты Самары

16 октября 1911 года в нашем городе был открыт учительский институт. Учебное заведение, считающееся предком нынешнего Самарского государственного социально-педагогического университета.

Но пусть вас не вводит в заблуждение слово «институт». В начале XX века учительские институты в Российской империи имели узкую специализацию — они готовили педагогов для городских училищ. Притом учится в них могли только лица, уже работающие в сфере образования.

Тем не менее, открытие даже такого узконаправленного учебного заведения несомненно было благим начинанием. Работал учительский институт в доходном доме Соломона Гринберга (Куйбышева, 32).

При этом на протяжении первой половины 1910-х годов велась работа по созданию в Самаре полноценного вуза — педагогического института. Но открытие его состоялось лишь в революционном 1917 году, о чем мы расскажем в следующей части нашего спецпроекта.

Еще один вуз Самары, отсчитывающий свою историю с дореволюционных времен, — СамГТУ. Еще в 1910 году губернское земство ходатайствовало об открытии в Самаре политехнического института.

Факультетов в самарском политехе предусматривалось два: сельскохозяйственный и коммерческий. Открытие нового учебного заведения было одобрено Советом министров в апреле 1912 года.

Датой же рождения СамГТУ считается 3 июля 1914 года, когда одобренный Государственным советом и Государственной думой «Закон об учреждении в городе Самаре Политехнического института» был подписан императором Николаем II.

В июле 1915 года в Самару прибыл ректор будущего Политеха — известный ученый (эмбриолог и гистолог) Павел Митрофанов.

Местом для строительства здания института была выбран участок на улице Соборной (Молодогвардейской) — там, где сейчас находятся цирк и дворец спорта. Проект здания в 1916 году разработал известный архитектор Алексей Щусев.


Ректор Павел Митрофанов и самарские земцы быстро поняли, что возведение такого масштабного здания в условиях военного времени затянется. Выходом было начать учебный процесс в арендованном здании, однако такому варианту противилось Министерство торговли и промышленности.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь 1 октября 1917 года. Тогда в здании хлебной биржи на Полицейской площади «было назначено открытие занятий в политехническом институте, пока на одном экономическом отделении».

Однако случившийся вскоре Октябрьский переворот и последовавшая за ним гражданская война поставили крест на работе самарского политехнического института.

Важнейшее из искусств

В первой половине 1910-х годов синематограф из чуда, каким его воспринимали в конце XIX века, стал вполне обыденным явлением. Так, в августе 1911 года в Москве даже прошел 1-й Всероссийский съезд кинематографических деятелей.

Количество кинотеатров или, как их тогда называли, «биоскопов», росло быстрыми темпами. В предвоенном 1913 году их в Самаре насчитывалось 34. Тогда же на улице Дворянской (Куйбышева) окончательно сформировался знаменитый «кинотреугольник», просуществовавший 80 лет.

В 1908 году в доме купца Николая Казаченкова открылся синематографа «Триумф» (Куйбышева, 88). Спустя год в доме мещанина Баркова начал работу биоскоп «Модерн» (Куйбышева, 94).


И, наконец, 19 апреля 1913 года в газете «Волжское слово» было опубликовано объявление: «В Самаре , на Дворянской улице, открыт биоскоп Н.Д. Щелокова «Художественный электротеатр» со зрительным залом на 400 мест. Помещение оформлено картинами местных художников В.А. Михайлова и Ф.Г. Чижова».

Биоскоп открылся в доме Юриной (Куйбышева, 103). Вообще киноискусство пришло в это здание еще в 1909 году, когда господин Люрис открыл здесь синематограф «Художественный Бомонд-Иллюзия».

Новый владелец, бузулукский мещанин Николай Щелоков, упростил название до «Художественного электротеатра». В советское время кинотеатр был расширен за счет помещений в соседнем доме купца Павла Головкина (Куйбышева, 105).

Удача сопутствовала «Художественному». Он пережил своих коллег по «кинотреугольнику», закрывшихся в 1990-е годы, и по сей день работает на благо важнейшего из искусств.

Рождение самарского трамвая

К началу 1910-х годов конно-железная дорога уже не могла удовлетворить растущих потребностей Самары в общественном транспорте.

Во многих городах Поволжья к этому времени уже имелся более технологичный и удобный трамвай. В 1896 году его движение было запущено в Нижнем Новгороде, а в 1899-м — в Казани, в 1908 году — в соседнем Саратове.

Власти нашего города тоже не сидели сложа руки. Идея постройки в Самаре электрического трамвая была впервые озвучена в 1902 году. Сразу же встал вопрос, где изыскивать на это средства: у частных предпринимателей, акционерных обществ, либо рассчитывать на городской бюджет. К единому мнению тогда не пришли, но при городской управе была организована трамвайная комиссия.

В 1905 году Министерство внутренних дел, ведавшее в то время трамвайными делами, рекомендовало властям Самары запускать новый вид транспорта на средства городского бюджета.  Однако из-за недостатка средств этот вопрос был отложен.

Были у трамвая и свои противники — владельцы самарской конки, имевшие своих сторонников среди гласных городской думы. Однако в 1910 году был объявлен конкурс на составление проекта устройства в Самаре городского электрического трамвая.

Летом 1911-го определили победителя — проект инженера-технолога Павла Суткевича под названием «Лучше поздно, чем никогда».

8 октября 1912 года Павел Антонович прибыл в Самару, чтобы принять непосредственное участие в строительстве электрического трамвая, электрической станции и осветительной сети. В мае 1913 года владельцы конки окончательно поняли, что вскоре у них появится серьезный конкурент.

Впрочем, от момента получения ипотечного займа в Нижегородско-Самарском банке на строительство трамвая до пуска этого вида транспорта прошло два года.

Прокладка трамвайной линии на улице Ильинской, напротив Губернской тюрьмы.

Такая задержка во многом была вызвана началом Первой мировой войны. Коломенский завод, выпускавший трамвайные вагоны, прекратил их производство. Павел Суткевич был вынужден несколько раз ездить на предприятие, чтобы добиться постройки для Самары хотя бы одного вагона.

Торжественное открытие трамвайного движения в Самаре состоялось 12 февраля 1915 года. Вагоновожатым в первом рейсе был сам инженер Суткевич.

В конце 1915 года трамвайная сеть Самары позволяла доехать от Хлебной площади до Постникова оврага, от волжской набережной до железнодорожного вокзала.

Конка сопротивлялась своему электрическому конкуренту еще два с половиной года. В декабре 1917 года она закрылась, а все ее имущество — вагоны и лошади — передано военному ведомству.


Другие материалы спецпроекта «Губернская летопись» читайте здесь.

Мы благодарим за помощь в работе над этим материалом начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.

Список литературы:

1. «Знамя труда» (многотиражная газета завода имени Масленникова).
2. П.С. Кабытов, Н.Ф. Тагирова. История банковского дела в Самарской губернии. — Самара, 2013.
3. История Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (1911 — 2011): юбилейное издание, посвященное 100-летию вуза. — Самара, 2011.
4. Новому веку навстречу. Самарский государственный технический университет. 100 лет. 1914 — 2014. — Самара, 2014.
5. С.А. Тархов. История самарского городского электрического транспорта. — Самара, 2005 год.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте