,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» начинает спецпроект, в котором расскажет о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы будем вести на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.
Самарская губерния: предпосылки появления
В начале XIX века нынешняя территория Самарской области была разделена между тремя губерниями — Симбирской, Саратовской и Оренбургской.
Самара, Сызрань и Ставрополь (ныне Тольятти) были уездными городами Симбирской губернии. Увы, в жизни страны в начале XIX века они не играли какой-либо заметной роли.
Так, купец и художник Константин Головкин в хронологической части своих краеведческих записок отмечает лишь два события, произошедшие в Самаре в первой половине XIX века:
— 1848, 1850: большие пожары истребили большую часть города.
Конечно, Константин Павлович не ставил перед собой задачи создать полную летопись Самарского края, и некоторые интересные события в его краеведческих записках не упомянуты.
Так, например, 28 декабря 1825 года на обеде у генерала Григория Никаноровича Струкова в кругу чиновников Соляного правления была прочитана не прошедшая цензуру комедия Александра Грибоедова «Горе от ума».
Однако стоит признать, что культурная и общественная жизнь Самары в первой трети XIX века не могла удовлетворить запросы мало-мальски образованного человека.
«Самара наша обществом стала хуже деревни. Некуда выйти. Сижу более дома», — записал в своем дневнике самарский литератор Иван Второв в ноябре 1833 года. Однако в этот же период начались процессы, давшие импульс к развитию будущей Самарской губернии.
Литератор Иван Второв
Началось все издалека, из заволжских черноземных степей, которые в 1820-х — 1840-х годах стали все более колонизироваться и вводиться в оборот пахотных земель.
Площади посевов пшеницы, знаменитой белотурки, из которой производили превосходную муку-крупчатку, год от года увеличивались. Все больше дворян строили имения на левобережье Волги, на зиму приезжая жить в Самару.
Уже знакомый нам литератор Иван Второв, переехавший к тому времени в Казань, последний раз посетил Самару в 1842 году и записал в своем дневнике: «Я не могу узнать Самары: увеличение зданий — неимоверное, а общество — бог знает что это такое».
К середине XIX века левобережье Волги стремительно становилось одной из главных хлебных житниц Российской империи. Росло и население этого еще совсем недавно полудикого края. Это и привело к идее создания на левом берегу Волги новой губернии.
Как отмечал в своей книге «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города» городской голова и общественный деятель Петр Алабин,
«Губернии — Оренбургская, Саратовская и Симбирская, по громадности их, а две последние вследствие пересечения их Волгой, причем местности, на разных берегах лежащие, являют совершенно различные бытовые и экономические условия жизни их населения, представляли тем большие затруднения для управления ими, что заволжская часть этих двух губерний с каждым годом делалась все более населенной».
В другой книге Петра Алабина «Трехвековая годовщина города Самары 1586-1886» читаем:
Итак, перспективы экономического роста и более четкого административного управления заволжскими землями привели Самару к статусу центра новой губернии.
Она была образована 1 января 1851 года (по новому стилю — 13 января) на основании Указа императора Николая I от 6 декабря 1850 года.
В состав Самарской губернии вошли три уезда Оренбургской губернии (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), два уезда Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский), Симбирская губерния отдала свой Ставропольский уезд, а также лежавшие на левом берегу Волги земли Самарского и Сызранского уездов.
Торжественное открытие Самарской губернии 1 января 1851 года началось с литургии и торжественного молебна в тогдашнем кафедральном соборе — церкви во имя Казанской Божией Матери, которые совершил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий.
Именно здесь 31 марта 1851 года, в Вербное Воскресенье, и открылась Самарская епархия. В этот же день был совершен крестный ход от старого собора – Казанского – в новый Вознесенский. Это событие еще и указывало на рост города, стремительно расширявшегося на северо-восток.
Но вернемся в день торжественного открытия Самарской губернии. Из Казанского храма крестный ход отправился по нынешней улице Алексея Толстого к каменному дому купца Ивана Макке, который был арендован для размещения в нем губернского правления.
На тот момент это было самое презентабельное здание в городе. Прежде всего из-за того, что каменный дом купца Макке мало пострадал от страшного пожара, случившегося в Самаре в июне 1850 года.
Именно в этих стенах состоялась торжественная церемония открытия губернии. Первым ее руководителем стал тайный советник Степан Волхонский.
Что касается дома купца Макке, то в 1880 году в нем было открыто реальное училище имени Александра Благословенного. Позднее здание было значительно перестроено, а последние 15 лет лет оно, увы, находится в аварийном состоянии.
Печатное слово в Самарской губернии
Образование Самарской губернии дало серьезный импульс к развитию культурной жизни региона. Так, еще в первой половине XIX века власти города пытались найти средства на открытие собственной типографии, дабы иметь возможность выпускать местные печатные издания.
Однако в казне средств на это не было, а самарское купечество заинтересованности к этому проекту не проявило.
В итоге губернская типография была открыта только в сентябре 1851 года, как бы сейчас сказали, «за счет средств федерального бюджета». Работала она при губернском правлении.
Дело об устройстве в городе Самаре губернской типографии.
В январе 1852 года здесь стала издаваться первая в истории нашего города газета — «Самарские губернские ведомости». Она оставалась единственным периодическим изданием на протяжении 15 лет.
Газета состояла из двух частей: официальной и неофициальной. Официальная делилась на два раздела — в первом помещались известия, касающиеся Самарской губернии, во втором — Российской империи в целом.
В неофициальной части публиковались материалы по истории, географии, статистике, данные метеорологических наблюдений и многое другое. Здесь же печатались частные объявления, размещались материалы столичных газет и журналов.
Официальную часть «Самарских губернских ведомостей» подписывали в печать вице-губернатор и секретарь губернского правления. Газета просуществовала до 1917 года, большую часть своей истории выходя два раза в неделю — по средам и субботам.
А вот книгопечатание в губернской типографии началось только в 1863 году. С этого времени здесь выпускались в том числе ежегодные справочники — «Памятные календари Самарской губернии», представляющие немалый интерес для исследователей дореволюционной истории нашего региона.
В начале 1910-х годов Самарская губернская типография переехала в собственное здание на углу улиц Заводской и Троицкой (ныне — Венцека, 60). В советское время она носила имя революционера Владимира Мяги.
В памяти самарцев: губернатор Константин Грот
Вторым самарским губернатором 12 мая 1853 года стал статский советник Константин Карлович Грот. Один из самых известных руководителей губернии дореволюционного периода.
Что любопытно, более года он был лишь исполняющим обязанности, пока 21 июля 1854 года Константину Гроту не был присвоен высокий чин действительного статского советника.
Константин Карлович родился в семье обрусевших немцев, закончил Царскосельский лицей, был казначеем только что созданного Русского географического общества. Молодая губерния нуждалась в чиновниках новой формации, каким и являлся Константин Грот.
По его инициативе на службу в Самару приглашались выпускники Казанского, Московского и других университетов, которые занимали посты в администрации губернии, органах юстиции, в сфере образования и медицины.
Так, например, первым редактором уже упомянутых нами «Самарских губернских ведомостей» был выпускник Московского университета со степенью кандидата словесных наук Андрей Леопольдов.
В 1856 году этот пост занял Александр Щепкин, сын легендарного актера. К слову, живя в Самаре, он был активным участником Общества любителей сценического искусства, которое устраивало зимой благотворительные спектакли. Одной из наиболее удачных его ролей, по воспоминаниям очевидцев, был Подколесин в «Женитьбе» Гоголя.
Константин Грот слыл непримиримым борцом с коррупцией и уделял большое внимание оптимизации рабочего процесса чиновников. Им, например, запрещалось отрываться от работы, дабы встретить или проводить приехавшего к ним губернатора. В одном из циркуляров Константин Грот указывал на нежелательность работы родственников в государственных учреждениях.
Самарской губернией Константин Карлович руководил до 1861 года. За это время при его непосредственном участии были открыты, построены и учреждены:
— публичная библиотека,
— мужская гимназия,
— духовная семинария,
— три женских училища,
— первая в Самаре сберкасса,
— телеграфная контора,
— губернский статистический комитет,
— впервые в Самаре появилось уличное освещение и т.д.
Конечно, были проблемы, справиться с которыми Константину Карловичу было не под силу. Например, так и не был построен противопожарный водопровод. При Гроте состав пожарной команды был увеличен, но для на 85% деревянного города этой меры было недостаточно.
Уже после отъезда из Самары Константин Грот регулярно поставлял созданной им Публичной библиотеке книги из личной коллекции. Счет этим пожертвованиям шел на сотни томов. В 1864 году Константину Гроту было присвоено звание Почетного гражданина Самары.
Границы губернской столицы
В мае 1782 года Самара получил свой первый генеральный план застройки.
План города представлял собой четкую прямоугольную сетку улиц, образовывающих 50 кварталов одинакового размера. В книге архитектора Анатолия Синельника «Градостроительная история Самарского края» приводятся следующие расчеты:
«По плану в городе предусматривалось 50 равновеликих кварталов с размещением в них в среднем по 16 равноценных по площади дворовых усадеб.
Следовательно, уездная Самара рассчитывалась на 800 дворовых мест. Её перспективный рост, за вычетом существовавших 634 частных домов, составлял 166 новых дворов. Во время экономического застоя самарского края строили вновь 3-4 дома в год.
Таким образом, первый проект регулярной застройки Самары был рассчитан только на естественный прирост населения в течение 40 лет».
На приведенной ниже карте мы отметили границы города по планам 1782, 1804 и 1840 года. Обратите внимание, насколько увеличилась территория Самары на последнем из них. Это было связано с бурным ростом населения. В период с 1824 по 1839 год количество горожан увеличилось вдвое и достигло отметки в 10,5 тысяч человек.
Получение Самарой статуса губернской столицы ускорило процесс подготовки нового плана застройки города. Он был утвержден 19 ноября 1853 года.
Именно тогда Самара получила свои канонические границы: по улицам Полевой продольной (ныне Агибалова) и Полевой поперечной (нынешняя Полевая).
На этой территории расположились 140 кварталов. Их и по сей день принято называть историческим центром города.
Первый самарский театр
После того как Самара стала центром губернии, культурные запросы ее жителей, прежде всего чиновников и дворян, возросли. Городу требовался собственный театр.
Право рассказать о его появлении мы предоставим известному в Самаре литературному и театральному критику Александру Смирнову.
«В 40-е годы прошлого столетия г. Самара, тогда маленький уездный городок Симбирской губ., имевший всего несколько занесенных сыпучим песком улиц, еще и не знала, что такое театр…
Немногочисленное «высшее общество» — помещики и чиновники — вечерами резались в картишки, устраивали танцы, пикники, ездили на охоту.
Бородачи — мещане-огородники и торгаши — зимой глазели на монотонное катание «именитых» по Большой (потом — Преображенской ул.), а летом отправлялись с самоварами, с снедью и выпивкой за город — на пчельники или поближе — в «Дубраву» (теперь — Воскресенская пл.), где кочевали цыгане. Вот и все развлечения старого самарца…
Первые сведения о театральных представлениях — любительского характера — относятся к началу 1850-х годов. <…> Понаехали чиновники из столиц, дворянство оживилось, приобрело (в 1853 г.) — для «Собрания» — дом Путилова на Дворянской (теперь Казанская против Губнаробра) и в небольшом двухсветном зале его стали устраивать балы «маскарады» и «благородные театры», с исполнителями из местного «бомонда».<…>
В это же время появился и постоянный (т.е. на зимний сезон) профессиональный театр, открытый Е. Стрелковым на самом берегу Волги, в так называемой «Гавани», в доме Лебедева.
Впрочем, радость самарских театралов была недолгой. В 1854 году дом купца Лебедева на нынешнем Комсомольском спуске сгорел во время одного из частых в те годы пожаров.
На помощь пришел руководитель губернии. Вот что об этом пишет Петр Алабин: «По этому случаю, на собранные губернатором К.К. Гротом, по подписке, суммы, в продолжении трех месяцев был построен новый деревянный театр, открытый 16 ноября 1855 года. На эту постройку израсходовано более 3000 рублей».
Александр Смирнов в 1925 году описывал его так: «Снаружи «Губернский Театр» был неказист. Маленький (6 рядов кресел и 3 невысоких яруса), деревянный, он показывал свои голые, необшитые ребра из старых бревен <…> Говорили, что здание было переделано из амбара, обошлось примерно в три с чем-то тысячи рублей и вначале не имело даже уборных.»
В 1862—1863 годах деревянное здание самарского театра было обложено кирпичом. Это придало ему более эстетичный вид и улучшило противопожарную безопасность.
Городской театр на Полицейской площади в Самаре
Тем не менее даже городской голова Петр Алабин в 1886 году вынужден был констатировать, что самарский храм Мельпомены не соответствует уровню столицы губернии:
«В этом-то виде здание осталось доселе, чуть ли не ежегодно подвергаясь внутреннему обновлению, переделкам, реставрации и все-таки ни внутренним, ни наружным своим видом не представляя ничего соответствующего такому большому городу, как Самара.»
Несмотря на это, театр на Полицейской площади оставил заметный след в культурной жизни Самары. Читаем у Александра Смирнова:
«В этом-то «старом театре» и кипела на протяжении 30 лет пестрая сценическая жизнь. Репертуар его составляли мелодрамы, комедии и водевили — старомодные и наивные с теперешней точки зрения. Но в исполнительном составе блистали имена, оставившие след в летописи русского искусства».
Яркий тому пример — актриса Полина (Пелагея) Стрепетова. На сцену старого театра на Полицейской площади она вышла в сезоне 1867—1868 годов. Стрепетовой на тот момент было всего 16 лет.
Илья Репин. Портрет П.А. Стрепетовой. 1890 год
Ее звездный час настал в январе 1870 года. Тогда Пелагея Стрепетова исполнила роль Лизаветы в драме Алексея Писемского «Горькая судьбина». Спектакль в течение сезона прошел шесть раз при полном аншлаге. В то время в Самаре успехом считался хотя бы один повтор постановки.
До весны 1871 года Пелагея Стрепетова жила в Самаре, но слух о ее актерском таланте быстро расходился по стране. Ее уже ждали более крупные и более искушенные в сценическом искусстве города: Казань, Москва и Санкт-Петербург.
Список литературы:
1) Классика самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. Головкин К.П. Самара в конце XVIII – начале XX вв. (краеведческая картотека). — Самара, 2007.
2) Алабин П.В. «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. (Историко- статистический очерк)» — Самара, 1877.
3) Алабин П.В. «Самара: 1586 — 1886». Составитель П. С. Кабытов. — Самара, 1992.
4) Он много сделал на благо Самары. Историко-биографический сборник (к 200-летию со дня рождения К.К. Грота). — Самара, 2014
5) Самарский театр. Глава из адресно-справочной книги «Вся Самара» за 1925 год.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте