,
Мы начинаем тему о городской среде и благоустройстве, и сегодня расскажем о городских дорогах, уборке улиц и вывозе ТБО.
Текст: Евгений Нектаркин, иллюстрации: Наталья Пирожкова, Анар Мовсумов
Благоустройство — это одно из направлений деятельности по созданию комфортной городской среды. Благоустройство города отражает уровень социального благополучия его жителей: должны быть обеспечены все условия для здоровой, комфортной и удобной жизни горожан. Но это, скажем так, европейский подход.
В России со времен светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического провинциальных чиновников заботит лишь внешний лоск центральных проспектов и впечатление, которое они произведут на высочайшее лицо, соблаговолившее спуститься на городскую мостовую со своих заоблачных высот.
Поэтому безопасная и организованная городская среда в Самаре — это, прежде всего, “фактор при формировании образа и репутации города” у представителей политической элиты и среди многочисленных туристов, которые по замыслу отцов-градоначальников когда-нибудь обязательно заполнят наши улицы.
Даже если это будут футбольные болельщики, которые проведут в нашем городе всего пару вечеров, благодаря их краткому нашествию Самара получит реконструкцию основных магистралей, крашенные фасады и несколько километров трамвайных рельсов.
В происходящем не всегда виновата лень. Мешает масса проблем: отсутствие опыта создания комфортной среды, и культуры нахождения в ней жителей.
Основные понятия
Объекты городского благоустройства: автомобильные дороги местного значения, городские улицы, мосты, путепроводы, наружное освещение, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты, природоохранные объекты.
— организация дорожного движения (разметка, знаки, схемы движения);
— уборка улиц и дорог;
— отведение сточных вод с территории Самары;
— организация сбора, вывоза, утилизации и переработкой бытовых и промышленных отходов;
— благоустройство дворовых территорий;
— регулирование наружной рекламы (подготовка решения о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, организация работ по демонтажу);
— содержание парков, скверов и зеленых зон;
— мероприятия в сфере экологической безопасности и другая деятельность.
Благоустройство практически полностью находится в ведение муниципалитета. Основной регулирующий документ в этой области — «Правила благоустройства г.о. Самара».
Дороги
Главной российской беды в нашем городе чуть более тысячи километров — если сложить все автомобильные дороги Самары в одну, получится трасса аккурат до столицы. Содержанием и ремонтом этого хозяйства занимаются областное Министерство транспорта и Департамент благоустройства (кстати, у него неплохой сайт с полезной информацией)
Содержание автомобильных дорог межмуниципального значения (Московское, Волжское и Красноглинское шоссе, Ново-Садовая и Демократическая улицы) находится в ведении Министерства, все остальные дороги местного значения — на совести Департамента благоустройства. Еще один игрок на этом поле — городской Департамент строительства и архитектуры. Департамент занимается реконструкцией и развитием автомобильных дорог местного значения и является, например, заказчиком работ по реконструкции улицы Луначарского.
Согласно последнему социологическому исследованию ученых из Финансового университета при Правительстве РФ, лишь 29% жителей Самары довольны состоянием наших дорог. Не мудрено — несколько десятков лет городская дорожная сеть не развивалась и зачастую не ремонтировалась. Количество автомобилей за это время увеличилось многократно — сегодня на одну тысячу жителей Самары приходится 240 автомобилей. В следующем году, если не “хлопнет” экономический коллапс, количество личных авто должно увеличиться до 350 автомобилей на каждую тысячу человек. Итог: пропускная способность самарских улиц не соответствует существующем запросам на передвижение, но об этом поговорим позже в теме «Транспорт».
В Департаменте благоустройства подсчитали, что для того, чтобы привести дороги в нормальное состояние, необходимо около 18 миллиардов рублей. Для сравнения: бюджет Самары на 2014 год — 13 миллиардов. В этом году на комплексный ремонт 13 дорог местного значения запланировали около 1,5 млрд рублей, 93% этой суммы — средства областного бюджета.
«В Департаменте благоустройства подсчитали, что для того, чтобы привести дороги в нормальное состояние, необходимо около 18 миллиардов рублей. Для сравнения: бюджет Самары на 2014 год — 13 миллиардов»
Проезжая часть представляет собой многослойный пирог, снизу песок и щебень, затем 2-3 вида асфальта. Дороги разрушаются по разным причинам. Тут и качество материала, особенно щебня, и массовые «переходы через ноль», когда замерзшая вода попадает в трещины и, замерзая, «разрывает» асфальт, и течи из дырявых коммуникаций под дорогами. Большое влияние оказывают перегруженные грузовики, которые часто обходят весовой контроль на въезде в город. Подробнее о том, из чего стоит дорога и как за ней надо ухаживать, можно прочитать в материале Антона Буслова.
Часть дорог ремонтируют «от бордюра до бордюра», другую, менее разрушенную часть, ремонтируют фрагментами — «картами», или проводят аварийно-ямочный ремонт, превращая дороги в лоскутные одеяла.
Комплексный ремонт начинается с проекта, где на топооснове (точных и подробных картах) определяются территории под разные виды работ, их площадь, число погонных метров заменяемых бордюров. На основе этой информации составляется смета работ, выделяется финансирование и проводятся торги. Комплексным ремонтом занимаются специализированные организации, победившие на этих торгах.
Победитель выполняет работы – в самом простейшем случае срезает фрезой верхний слой покрытия, меняет крышки колодцев и бордюры, накладывает новые слои покрытия, облагораживает тротуары и прилегающую территорию. Заказчик принимает работы — проверяет соответствие площадей, длин, глубину слоя асфальта и его качество, для чего берет и анализирует в лаборатории пробы (вы наверняка видели небольшие круглые отверстия на отремонтированных дорогах).
Кстати, с прошлого года у жителей появилась возможность участвовать в приемке работ и самим анализировать все параметры. Вот уже несколько лет условием торгов является 1-5 летняя гарантия (ремонт подрядчиками за свой счет при нарушениях дорожного полотна в это время).
Кроме комплексного ремонта, начиная с ранней весны, когда сходит снег, дыры в асфальте латают с помощью так называемого аварийно-ямочного ремонта. Планы на этот год исчисляются десятками тысяч погонных метров. Эти планы и фактическое исполнение можно наглядно посмотреть тут. Аварийным ремонтом в Самаре занимается МП «Благоустройство».
Кстати, если вы набили мозоль на своем автомобиле о какую-нибудь яму, можно проявить свою активную гражданскую позицию и написать о ней в твиттер или ЖЖ предприятия, либо сообщить о проблеме на муниципальном геопортале, снабдив свой пост или коммент фотографией ямы и координатами. Яму должны заделать в течение месяца или, в крайнем случае, вы всегда получите ответ, почему этого не произошло.
Ремонт дорог – обширная и больная для большинства самарцев тема. Досконально невозможно ее рассказать в рамках даже нескольких статей.
Уборка улиц и дорог
“Кто в Самаре не бывал, тот и грязи не видал” — делился своими впечатлениями Максим Горький. К сожалению, за сотню лет ничего не изменилось — в межсезонье Самара, к сожалению, утопает в грязи, а летом покрывается толстым слоем пыли. Хорошо лишь зимой, когда вся эта неприглядная городская нагота прикрыта свежим снежком.
Для того, чтобы заметить этот круговорот грязи в нашем городе, не обязательно быть наблюдательным классиком.
В Самаре, как и в большинстве российских городов, существует совершенно уникальная особенность благоустройства — газоны или то, что должно называться газоном у нас всегда выше тротуара или проезжей части.
На вопрос «почему нельзя бордюры делать сильно выше уровня земли, специалисты обычно отвечают так. Во-первых, по нормативам положено насыпать землю на 3-5 см ниже верхнего уровня бордюра. Во-вторых, уровень земли повышается из-за зимних накоплений, которые должны убираться весной, но в большинстве случаев остаются на месте. Поэтому если сделать бордюр выше на 10 см, то земля не за год, но за несколько лет все равно «достанет» его.
Еще одна проблема — отсутствие в городе развитой сети ливневой канализации, которая должна входить в систему благоустройства города. Если верить руководителю МП «Инженерные системы», эта организация занимается содержанием и эксплуатацией городской ливневки, ее в Самаре проложено всего лишь 348 км, причем большая часть заброшена и не функционирует. Вот и “бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой”, размывая этот самый асфальт. Кстати, если вас утомили “моря по колено”, что разливаются вокруг вашего дома, следует обратиться в диспетчерскую этой организации — должны прислать бойлер и откачать воду.
Но самая главная проблема самарских улиц — это, конечно, люди. Потому что “разруха не в клозетах, а в головах”. Конечно, наши люди не гадят посреди проспектов, как это принято у индусов, но культуры обращения с окурками, этикетками и прочими стикерами у жителей Самары нет. А чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят.
Давайте разберемся, кто же должен заниматься уборкой городской территории.
Возможно, для многих читателей это станет открытием, но работой по благоустройству и содержанию города в чистоте (включая внутриквартальные проезды) также должны заниматься жители и организации — собственники жилья и другой недвижимости, причем не только своих объектов, но и прилегающей территории:
— рынки и ярмарки обязаны содержать 50 метров территории по периметру;
— магазины и торговые центры — 20 метров по периметру;
— строительные объекты — 15 метров от ограждения;
— владельцы частных жилых домов — со стороны входа — до края тротуара, прилегающего к дороге и 10 метров по периметру участка;
— жильцы многоквартирных домов должны содержать участок шириной не более 50 метров по периметру от жилого дома, либо до проезжей части дороги.
Для этих целей между районными администрациями и собственниками заключается соглашение о содержании прилегающей территории с план-схемой. Мало кто знает, что общая карта схема закрепленных территорий опубликована в Интернете. К сожалению, она не на 100% соответствует текущему состоянию, скорее всего в начале следующего году она будет актуализирована.
Зона ответственности администрации города — это дороги, территории общего пользования, а также иные территории, не закрепленные за организациями, предприятиями, управляющими компаниями и гражданами. Для уборки этих «белых пятен» районные администрации заключают договора с подрядными организациями. Уборку автомобильных дорог, на площадях и улицах, а также мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях осуществляет МП “Благоустройство”. При этом надо понимать, что с точки зрения благоустройства под «дорогой» понимается не только проезжая часть, а и прилегающая территория — тротуары, газоны.
В своем твиттере и ЖЖ они ежедневно отчитываются о количестве техники и персонала, которые выходят на работу. Желающие могут изучить конкурсную документацию и посмотреть, что входило в содержание дорог с ноября 2013 г по октябрь 2014 и по какой стоимости, какие дороги и тротуары вдоль них содержит муниципалитет, а какие — нет. Большинство единиц техники оборудованы навигационными приемниками GPS/ГЛОНАСС, которые передают свои координаты диспетчерам. В ближайшем будущем возможно их положение в реальном времени станет доступно жителями города.
Содержанием городских пляжей занимается ООО «Спецавтотранс». Самарскую набережную должно содержать в чистоте одноименное муниципальное предприятие.
О неубранных территориях также можно сообщать также на муниципальный геопортал, в раздел “Сообщение о городских проблемах”. Администратор портала отправит сообщение в подразделение по компетенции (это оранжевые значки). После того как территорию уберут, заявителю придет отчет о выполнении “поручения”. Иконка заявления становится зеленой. Кстати, регистрация на сайте не займет более минуты, можно регистрироваться через соцсети. В случае затруднений можно воспользоваться подсказкой “Справка”, расположенной в правом нижнем углу геопортала.
Вывоз ТБО
По санитарным правилам содержания территорий при временном хранении отходов в дворовых мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года – не более трех суток, в теплое – не более одних суток. Согласно правилам благоустройства Самары вывоз ТБО осуществляется ежедневно. Для обеспечения комфорта жителей отходы из мусоросборников должны удалять не ранее 7 часов и не позднее 23:00.
За установку и содержание контейнерных площадок во дворах многоквартирных домов и организацию вывоза отходов отвечают управляющие компании. Соответственно, если мусор вывозится не своевременно, не хватает контейнеров, площадка не освещена, замусорена или доступ к ней затруднен, претензии следует предъявлять управляющей компании.
В многоквартирных домах договор на вывоз отходов с предприятием-перевозчиком заключает также управляющая компания. Жители частного сектора должны договариваться с этими предприятиями самостоятельно. На сегодняшний день в городе работает более десятка компаний, занимающихся вывозом отходов. Наибольшую долю мусорного рынка занимают ЗАО «СпецАвтоТранс» и МП «Жиллидер», ООО «Альтернатива», ЗАО «ЭкоВоз» и ООО «Чистая поляна».
Если контейнерная площадка рядом с вашим домом напоминает большую свалку, а ТСЖ на обращения не реагирует, вы можете обратиться по одному из телефонов диспетчерской службы «Городского контроля». Работники муниципальной службы должны оперативно навести порядок на контейнерной площадке и после уборки выставить счет обслуживающей организации, которая не смогла обеспечить санитарное состояние территории на должном уровне.
Во всем мире бытовой мусор перерабатывают, превращая в сырье для вторичного использования. В нашей стране, и в Самаре в частности, делаются первые шаги к утилизации ТБО — реализуется проект по раздельному сбору мусора. Компания “Эковоз” установила около сотни контейнеров по городу для сбора пластиковых бутылок ПЭТ — список адресов. Для сбора использованных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп по городу установлены контейнеры — адреса, и курсирует первый экомобиль, который кроме ламп принимает у населения батарейки. Для приема опасных отходов экомобиль совершает стоянки в каждом из девяти районов города. График работы экомобиля.
Ликвидация несанкционированных свалок
В этом году на ликвидацию несанкционированных свалок из городского бюджета выделено 12 миллионов рублей. Общая площадь ликвидированных свалок 49 гектар, объем — 26,4 тысяч кубометров отходов. Стоимость уборки одного кубометра такого мусора обходится городскому бюджету более 200 рублей.
Поскольку незаконные свалки формируются в основном на пустырях и городских окраинах, то есть “бесхозных” территориях их уборкой занимается Департамент благоустройства. Об обнаруженных свалках следует сообщать на геопортал в соответствующий раздел.
К сведению:
За выброс мусора в неположенном месте статьями 6.3 и 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Размеры штрафа для физических лиц – до 2 тысяч руб, для должностных лиц – до 30 тысяч рублей, для юридических лиц – 250 тысяч рублей.
Содержание кошек и собак
Вероятно, для многих жителей это станет новостью, но в Самаре действуют правила содержания кошек и собак.
Согласно правилам, с собакой можно прогуливаться по улицам, бульварам, паркам в наморднике и на коротком поводке. Владелец может оставить свою собаку привязанной у магазина или другого учреждения на ограниченное время.
Правила разрешают перевозить животных всеми видами наземного транспорта, кроме метро, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров. В метро можно провозить только мелких собак и кошек в закрытых сумках.
Запрещается появляться с собаками и кошками на детских площадках, в магазинах, на пляжах, в столовых и других подобных местах общественного пользования.
При нанесении покусов владельцы животных обязаны сообщить об этом в ближайшее государственное ветеринарное учреждение, доставлять животных для осмотра и карантина (в необходимых случаях) в ветеринарном учреждении в течение 10-ти дней.
Любое животное является собственностью владельца и, как всякая собственность, охраняется законом, но собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, подлежат отлову.
Отловом безнадзорных животных по муниципальному контракту в Самаре занимается ООО «БИС Самара». Дальнейшую судьбу животных решают в городской станции по борьбе с болезнями животных. Большинство выловленных животных усыпляют. Тех, кому повезет, стерилизуют и кастрируют в ветеринарной клинике в пос. Управленческий. Их помечают, передерживают и возвращают в город. Бездомных породистых животных, как правило, отвозят в городские приюты, их в Самаре четыре. У этих животных есть шанс обрести новых хозяев.
В следующей статье мы расскажем о других «частях» комплексных понятий «благоустройство» и «городская среда». Удачи на дорогах.