,
В любом даже самом скромном бюджете есть два раздела — доходы и расходы. Есть они и в городском бюджете. Правда, источники доходов и статьи расходов могут меняться очень неожиданно. Поговорим о том, как формируются доходы городского бюджета.
Текст: Анастасия Кнор; Иллюстрации: Наталья Пирожкова, Анар Мовсумов
Экскурс в чудесную историю
Как уже было сказано, в приснопамятные 90-е годы XX века, когда в России действовал принцип федерализации, бюджетные доходы были распределены практически поровну между федеральным центром и регионами. А в национальных республиках, таких как Татарстан, и вовсе 70/30 в пользу местной власти. Поэтому у мэров и губернаторов в руках было гораздо больше финансовых инструментов. Все амбициозные проекты Константина Титова — строительство Онкоцентра, индюшачьей фермы, Новокуровки, автомагистрали Центральная и пр. — это результат того, что почти половина всех налогов оставалась здесь. Прекрасно чувствовал себя тогда город Тольятти, потому что Вазовские платежи серьезно укрепляли его бюджет. 15 лет назад Тольятти даже всерьез обсуждал тему отделения от Самарской области, потому что жилось им комфортно и вольготно.
«Королями» в Самаре были Ленинский и Самарские районы. Тогдашние их руководители Александр Белоусов и Владимир Довбыш понимали, что на их территории нет крупных промышленных предприятий, соответственно, налоговые поступления надо получать из иных источников. И в один прекрасный день администрация Ленинского района объявила: всем малым предприятиям предоставляем юридический адрес и льготные условия для регистрации. Тогда по адресу, где расположена администрация, за короткий промежуток времени было зарегистрировано сразу несколько сотен малых предприятий! И налоги, соответственно, пошли частично в районную казну. Как завидовали тогда центральным районам все остальные, трудно передать. Потому что малый бизнес давал хороший налоговый прирост, а большие заводы Безымянки сокращали свои объемы. Но вольница продолжалась лишь до конца 90-х годов. Сейчас бюджет города единый, административные районы не имеют независимого бюджета.
Очень хорошо я также помню более позднее высказывание Георгия Лиманского (начала двухтысячный годов, уже после принятия Бюджетного кодекса), который жаловался на то, что город Самара очень мало оставляет у себя налогов. Он говорил, что эта цифра — чуть менее 15%. Дескать, мы — доноры, и за счет нас кормится федеральный центр и другие регионы. Отчасти ситуация и была таковой. Потому что бюджетное выравнивание (основанное на количестве населения) произошло чуть позже. А до этого были явные регионы — доноры, к числу которых относилась Самарская области и регионы — реципиенты, то есть получатели федеральной помощи.
Жесткие реалии сегодня
Налоги перераспределяются между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами в соответствии с бюджетным кодексом. Общий принцип – чем больше вид налога «привязан к территории», тем проще его оставить на региональном и местном уровне. Иначе начинается тупое соревнование между городами и регионами «кто больше даст преференций бизнесу и заберет себе налоги». В результате увеличивается разница в доходах и снижается общая масса налоговых поступлений.
Сейчас доля из всей налоговой массы, которая остается в городском бюджете Самары, составляет всего 7,5 процентов. Начиная с 2000 года эта цифра неуклонно снижается. Причина в жесткой централизации власти и в перераспределении функций. В «лучшие» 2009-2011 годы работы последней команды самарской мэрии под руководством Дмитрия Азарова эта доля доходила до 10%. Но, забирая «наверх» полномочия, у муниципалитета забирают и деньги. Если сравнить Администрацию под командованием Виктора Тархова и Администрацию Азарова, то можно увидеть, как значительно вырос городской бюджет по доходам и расходам. В департаменте финансов мэрии Самары основной причиной называют принятие плана мероприятий по увеличению доходной части бюджета совместно с Федеральной налоговой службой по Самарской области, а также планомерная внутренняя работа сотрудников администрации города по каждому источнику дохода, в том числе и привлеченным средствам.
Основные городские налоги в порядке значимости по убыванию:
- Налог на доходы физических лиц
- Земельный налог
- Арендная плата по муниципальному и государственному имуществу, который включает землю и недвижимость
- Единый налог на вмененный доход (взимается с предприятий малого бизнеса и предпринимателей)
- Налог на имущество физических лиц
Часть этих налогов полностью зачисляется в городской бюджет, другая часть делится между региональным и федеральным центром. Например, после внесения изменений в бюджетный кодекс, размер налога на доходы физических лиц, зачисляемый в городскую казну, в 2014 году упал с 40% до 30%. И, разумеется, у этого изменения есть свои причины. Дело в том, что закон передал полномочия по выплате заработной платы учителям на уровень субъекта, вместе с этими обязанностями отдав и часть доходной базы. Сейчас рассматривается новое сокращение полномочий муниципалитетов в части социальной политики, но пока решение окончательно не принято. Следовательно, как только город «избавят» от некоторых функций, его также «избавят» и от части доходной базы.
Самый «трудный» по собираемости налог — это арендная плата за муниципальное имущество. По остальным видам налога общегодовая задолженность не превышает 4 процентов.
Интересна ситуация с земельным налогом, который платят собственники земельных участков, и налогом на имущество физических лиц – собственников квартир, зданий, гаражей и прочее. Опыт Мытищ и других городов показывает, что в целом по стране резервы этих налогов очень большие (40% и более). Вы и ваши знакомые, например, платите налог за квартиру? А вообще говоря, должны… Причем скоро этот налог будет рассчитываться от кадастровой стоимости, близкой к рыночной и увеличится в несколько раз. Все упирается в недостаточную наполненность и противоречивость баз данных кадастра недвижимости, реестра прав и баз данных Федеральной налоговой службы, а также общие законодательные ограничения и нестыковки… Кроме того, есть лазейки, с помощью которых бизнес снижает объем уплачиваемого земельного налога, но их подробное описание выходит за рамки статьи. Администрация города с помощью службы муниципального земельного контроля занимается выявлением таких ситуаций и закрытием этих лазеек.
Налоговая масса, зачисляемая в бюджет города, по году поступает неравномерно. Самым «урожайным» считается ноябрь, когда Федеральная налоговая служба завершает сбор налогов с граждан (имеются в виду налог на землю и имущество, транспортный налог и пр.) Самыми трудными месяцами являются январь и февраль, когда казна наполняется буквально по капле. Как правило, в эти месяцы из бюджета проводятся лишь самые необходимые платежи, основную нагрузку перераспределяя на 2, 3 и 4 кварталы. Поэтому для нашей страны было бы логичнее начинать финансовый год с 1 октября, когда закрома города и родины полны налоговыми поступлениями, но это, к сожалению, невозможно. (по Бюджетному кодексу финансовый год начинается в январе, а заканчивается 31 декабря). В частности, поэтому объем движняка в администрациях и объем работ, финансируемых из бюджета, резко возрастает осенью – подтвердили выделение средств и их надо быстро «освоить» в текущем году, а то пропадут. Это, разумеется, не способствует качеству выполнения работ.
Дележ и помощь
Собственных налоговых доходных источников у города нет и быть не может в соответствии с Бюджетным кодексом. В Европе, например, много городов имеют полномочия принятия собственных городских налогов. Например, много где существует налог на содержание собак, по которому покрывается ущерб от уборки продуктов выгуливания домашних животных. В Германии приняты муниципальные налоги на проституцию (в размере 19 процентов от дохода). В Австрийском городе Фраункирхен недавно принят туристический налог, обязательный для постояльцев всех отелей. ( € 1,50 с человека за ночь). В России только у субъектов федерации есть возможность установления собственных налогов, доли от которого в свою очередь могут поступать в бюджеты муниципальных образований. К самым известным видам таких налогов можно отнести транспортный налог. Он 100% зачисляется в бюджет региона. Города и районы всегда настаивали, чтобы этот налог хотя бы частично оставался на территориях, но Самарская Губернская Дума и Администрация области с их доводами не соглашаются до сих пор. По сути у областных депутатов есть единоличное право решать, делиться доходными источниками с городами и районами или не стоит. Как только Губернской Думой принимается Закон о введении того или иного регионального налога, вместе с ним принимается решение о нормативах зачислений в нижестоящие бюджеты.
Также в структуре городского бюджета большой объем занимают субсидии из регионального бюджета, которые также можно отнести к доходным источникам. Если в 2010 году сумма субсидии была незначительная — 1,5 миллиарда рублей, то в 2014 году она выросла до 9 миллиардов рублей. Причем, часто бывает так, что в администрацию города поступает уведомление из того или иного министерства: дескать, есть свободные средства, которые регион готов перечислить городу на такой-то вид деятельности. Тогда срочно собирается городская дума, которая вноситс изменения в бюджет. Такие заседания проходят до 10 раз в год, и преимущественно все они связаны с увеличением финансирования.
Доходная часть бюджета 2014 года колеблется в пределах 14 миллиардов рублей (точнее можно будет сказать после того, как будут подведены итоги исполнения бюджета города за 12 месяцев). В целом за год в Самаре собирается более 150 миллиардов рублей. С каждого собранного условного 1 рубля в нашем городе остается 7,5 копеек. Остальные доходы — это воспомоществования бюджета области.
На таком «перекосе» расходов над доходами с компенсацией оставшейся части из вышестоящих бюджетов строится вертикаль власти современной России. Регионы вынуждены просить денег у федерального бюджета, иначе они плохо справятся со своими обязанностями. Муниципалы вынуждены просить денег из регионального бюджета, и при любом противостоянии между городской и региональной властями доходы города резко снижаются. В этом есть и свои минусы — муниципалитету проще сидеть в кабинетах вышестоящих начальников, плакаться и просить, чем искать собственные источники доходов. К счастью, в 2013 году в Правительстве Самарской области ввели довольно прозрачную схему распределения субсидий в зависимости от динамики развития муниципалитетов. Однако, на просьбы, их обоснование, рассмотрение, отчеты, контрольные проверки уходит приличное количество сил и нервов как муниципальных, так и региональных властей. Именно поэтому схема с прямым подчинением муниципалитетов региональному правительству так популярна в последнее время.
Надеемся, теперь вы лучше представляете, как устроен бюджет. Но это еще не все! В следующей части нашей бюджетной саги из эпоса «Самара для чайников» вы узнаете про самое драматичное: о расходах и дефиците бюджета. А так же о возможности лично участвовать в формировании городского бюджета и о том, почему он принимается сразу на три года.