Идёт набор в группы «Мастера деревянных наличников»

 241

Автор: Редакция

В Самаре продолжается реализация уникальной образовательной программы «Мастера деревянных наличников», которая продлится до июня 2025 года.

Несколько лет назад резчик по дереву Сергей Пимахин с тревогой наблюдал, как в Самаре исчезают образцы деревянной архитектуры.

«Я понял, что если мы не начнём что-то делать прямо сейчас, то через пару поколений никто даже не будет помнить, как выглядела старая Самара», — делится Сергей.

Для него это не просто ностальгия, а глубокое убеждение: плотницкое искусство — часть национальной идентичности.

До революции резьба по дереву была повсеместной практикой, и почти каждый мужчина умел работать с топором, стамеской и рубанком. Сегодня эти навыки на грани исчезновения.

«Мы не просто восстанавливаем наличники, — говорит мастер. — Мы восстанавливаем связь поколений, передаём знания, которые должны жить».

На фото Сергей Пимахин — крайний справа 

Идея Пимахина нашла отклик у волонтёров фестиваля «Том Сойер Фест» и властей.

Проект по возрождению традиционной деревянной резьбы получил грант Министерства экономического развития Самарской области. Это позволило организовать обучающие курсы, закупить инструменты и материалы, а также привлечь широкий круг желающих.

Группы для занятий формируются из всех, кто хочет научиться резьбе по дереву, поэтому заявку сюда может подать каждый.

На первом занятии участников познакомят с основными инструментами, расскажут о сортах древесины и особенностях работы с ними.

На втором занятии будущие мастера начнут осваивать плотницкие инструменты и получат первый опыт работы с деревом.

Особое значение имеет то, что участники создают не просто образцы — они работают над настоящими историческими деталями.

Моделью для резных наличников стал Дом купца Кожевникова — одно из старейших деревянных зданий Самары, построенное в XIX веке. Этот дом, расположенный в центре города, считается архитектурной жемчужиной, но за годы забвения утратил многие элементы декора.

Сергей Пимахин и его команда используют сохранившиеся фрагменты наличников, а также обмеры, сделанные реставраторами, чтобы максимально точно воссоздать утраченные детали.

Новые наличники — высотой более 2,5 метров и шириной около 1,5 метров — будут установлены на доме после завершения его реставрации.

Ольга Степанова, участник проекта «Мастера деревянных наличников»:

«Так получилось, недавно у меня умер папа, а он любил и прекрасно умел работать по дереву. В Рождествено он украсил резьбой целый дом — один из самых красивых на улице Островского.

10 лет назад его фото журнал «Другой город» даже выбрал для «обложки» выпуска «Апрельская за-волга».

Я с детства видела, как виртуозно папа работает с деревом, и вот сейчас эта насмотренность мне тоже очень помогла. Я всегда мечтала работать с деревом, но побаивалась. Лично я пришла сюда ещё и с целью реально освоить полный цикл, начиная от обработки и нарезки досок до резьбы по дереву.

У меня есть мечта восстановить резной фриз на доме в Самаре, где жили  пять поколений моей семьи. Это дом за театром оперы и балета, Галактионовская, 123.

До проекта я ни за что не поверила бы, что когда-нибудь смогу сама делать такие сложные операции, как работа с электропилами, выпиливание электролобзиком. Но научилась всему, и не только этому.

Я вообще боялась этих громких инструментов. Но благодаря нашему гуру, строгому и любящему своё дело Мастеру, Сергею Пимахину, мы преодолели все трудности на этом сложном пути».

Фото предоставлено Сергеем Пимахиным

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте