«Его постройки определяют своеобразие Самары»
Профессор Виталий Самогоров о куйбышевском архитекторе Леониде Волкове
84
,
Весной 2025 года вышла в свет книга «Самарский архитектор Леонид Волков». Это первая научная монография о жизни и творчестве выдающегося зодчего, которую написал заведующий кафедрой «Архитектура» самарского Политеха Виталий Самогоров.
Проекты Волкова, воплощённые в бетоне и в дереве, обогатили архитектурный облик советского Куйбышева и до сих пор придают Самаре неповторимые черты.
Что хотел сказать людям ярый противник архитектурного формализма? Какое послание потомкам он зашифровал в своих работах? Насколько актуальны сегодня его профессиональные методы и подходы к творчеству?
С разрешения журнала «Технополис Поволжье» мы публикуем интервью издания с автором монографии Виталием Самогоровым.
Долгожданная книга
– Виталий Александрович, в анонсе презентации книга была названа долгожданной. Почему?
– Монография об архитекторе Волкове рассчитана не только на широкую аудиторию, но и на профессиональное сообщество практикующих архитекторов, учёных, педагогов и студентов архитектурной специальности.
Это обстоятельство требовало дополнить существующую краеведческую основу проектными материалами – планами, разрезами, фасадами, градостроительными схемами.
Надо было найти инвентаризационные планы, перевести их в требуемый масштаб и вычертить в единой графике, провести натурное обследование построек, уточнить известные факты из жизни и творчества, изучить периодические издания, найти новые свидетельства, сопоставить их между собой и выявить соответствия и противоречия.
Эта незаметная, но очень кропотливая научно-исследовательская работа заняла определённое время. А поскольку часть аудитории знала о готовящемся издании, для неё книга стала долгожданной.
– Почему для исследования была выбрана личность Леонида Волкова? Ведь о нём давно и много известно. Вы пошли по пути систематизации его творчества или искали нечто, ускользнувшее от внимания ранее писавших о нём краеведов и современников?
– Леонид Волков – один из лидеров самарской архитектурной школы. Его постройки определяли и определяют своеобразие Самары до сих пор.
О нём накоплен достаточно большой краеведческий материал, однако системного изложения фактов о жизни и творчестве не было.
Леонид Волков
В основе моей книги – автобиография Волкова, характеристики с места работы, личный листок архитектора, заполненный в 1958 году при трудоустройстве на кафедру «Архитектура» в Куйбышевский инженерно-строительный институт.
Все его проекты и постройки систематизированы в хронологической последовательности. Понимание профессиональной эволюции Леонида Волкова позволяет объяснить особенности его творческого метода на каждом этапе деятельности.
Волков как мастер стиля
– Учитывая, что архивные материалы вам предоставлял внук Волкова, в ходе работы вы наверняка хорошо изучили личность знаменитого проектировщика. Как по-вашему, есть ли в Самаре какой-то объект, который можно было бы назвать его архитектурным аватаром?
– Волкова отличало серьёзное отношение к работе. Ответственность, рационализм и перфекционизм – вот основа его стремительной карьеры как архитектора.
Знаковыми объектами, наиболее полно отразившими его творческую натуру, я бы назвал два архитектурных шедевра – клуб имени Дзержинского и деревянный речной вокзал [между Некрасовским и Ленинградским спусками].
Первый, конструктивистский объект, говорит о Волкове как о смелом и ярком архитекторе, умевшем работать и с формой, и с функцией, чётко реагировавшем на актуальную градостроительную ситуацию.
Речной вокзал же показал нам мастера, тонко чувствовавшего архитектурную стилистику и владевшего классическими приёмами архитектуры.
Оба произведения объединяет творческий подход к решению поставленных задач, понимание особенностей градостроительного контекста и новаторство.
– Какие три вопроса вы бы задали своему герою сегодня, когда работа над монографией уже завершена?
– Есть такие вопросы. Мне, например, не совсем понятно, почему после стремительной карьеры архитектора, реализовавшего с 1929 по 1935 год почти все свои яркие проекты, Волков уезжает из Куйбышева.
Зачем через три года после отъезда он возвращается? Что лежало в основе его решения в 1958 году заняться преподавательской деятельностью в Куйбышевском инженерно-строительном институте, а через год навсегда покинуть Куйбышев?
– Какие идеи Волкова вы используете в своих работах? И какие они в целом, его идеи?
– Первое, что стоит взять на вооружение из архитектурного наследия Волкова, – это творческий подход к решению поставленных задач, внимательное отношение к градостроительной ситуации, сложившемуся городскому контексту.
Далее – умение отказаться от надуманных формальных решений в пользу рациональности, экономичности, функционализма, ясности конструктивной идеи, инженерной смелости и тщательности в разработке архитектурного оформления.
Ценности исторической среды
– Нужно ли рассказывать студентам об истории архитектуры?
– Студенты, по-настоящему увлечённые архитектурой, рано или поздно сами приходят к мысли о необходимости изучения её истории.
При работе с такими ребятами надо больше рассуждать о сущностных аспектах архитектурного проектирования: качестве градостроительных решений, функциональной организации проектируемых объектов, конструктивных и инженерных решениях, о роли света и цвета, об эстетических свойствах материалов, о смысле архитектурной деятельности.
– Сегодня Самару не без оснований называют хаотично застроенным городом. Возможно ли привести её облик в гармоничное состояние, и каким образом в этом может помочь – и помогает – ваша кафедра?
– Понятие о гармоничности и красоте у всех индивидуальное. Город – это артефакт, который создаётся столетиями. Как у людей, у городов бывают периоды расцвета и затишья.
Самара на пути к расцвету, поэтому не стоит бояться хаотичности, которая всего лишь следствие развития.
Многие поколения архитекторов стремятся сделать её лучше, найти решения, которые превратят наш город в уникальный феномен.
При обучении архитектурному проектированию мы стремимся привить студентам понимание ценности исторически сложившейся городской среды, стремление к сохранению её достоинств, стараемся показать важность социальной роли архитектора на всех этапах эволюции города.
Виталий Самогоров
Умение создавать яркие, творческие и осмысленные проекты – ключ к сохранению своеобразия Самары, что подтверждает опыт работы архитекторов Александра и Петра Щербачёвых, Леонида Волкова, Алексея Моргуна, Вагана Каркарьяна и других представителей самарской архитектурной школы.
Фото от журнала «Технополис Поволжье»
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте