Эстетическое высказывание Бокурадзе

Как прошла премьера спектакля «Разбитый кувшин» в театре «Грань»

 131

Автор: Редакция

.



,

В субботу, 7 декабря, в театре «Грань» состоялась премьера спектакля «Разбитый кувшин» режиссёра Дениса Бокурадзе по пьесе Генриха фон Клейста.

Корреспондент ДГ Анастасия Кнор побывала на премьере.


Актёры гладят зрителей, во время действия почти падают в зрительный зал, а гости видят каждую бисеринку пота, скатившуюся по щеке героев пьесы.

Это самая тактильная постановка Дениса Бокурадзе в плане взаимодействия со зрителями.

Сцена выполнена в виде подиума, по каждой стороне которого установлены кресла для публики. И на этой довольно узкой платформе разворачивается все действия спектакля.

«Мы уже много раз экспериментировали с пространством и, так как у нас нет высоты (а потолки в зале всего два восемьдесят), то работаем с плоскостью.

Хотя тут тоже сильно не развернуться —  девять на двенадцать метров, но мы пытаемся найти новые ракурсы, чтобы и актерам было интересно существовать, и зрителям смотреть», — рассказал Денис Бокурадзе.

«Разбитый кувшин» — комедия, написанная немецким драматургом Генрихом фон Клейстом в начале XIX века.

Сюжет незатейлив: в голландскую деревню приезжает с инспекцией из города член судебного департамента, чтобы посмотреть, как служит местный судья. Интрига завязывается вокруг разбирательства с разбитым кувшином.

Главное — ответить на вопрос, кто разбил кувшин. От этого зависит честь молодой крестьянки Евы и её будущая свадьба с Рупрехтом.

Возникновение этой пьесы, кстати, весьма незаурядная история. В 1802 году Генрих фон Клейст жил в Швейцарии и водил дружбу с Генрихом Чокке и Людвигом Виландом.

Все трое увлекались искусством и однажды, поспорив, решили описать в разных стилях картину, висевшую в комнате Чокке. Есть предположение, что друзья обсуждали гравюру французского художника Жан-Жака Ле Во «Судья, или Разбитый кувшин».

Виланд должен был написать на основе сюжета сатиру, Чокке — рассказ, а Клейст — комедию. Сохранились воспоминания Чокке, в которых он пишет, что первенство в литературном соревновании одержал Клейст, и таким образом немецкая литература обрела выдающуюся комедию.

Денис Бокурадзе умеет ставить комедии, как никто другой. Это его далеко не первый опыт, история которого началась в 2016 году с «Корабля Дураков». Потом был «Театр мудрого дурачины» (2018 год) и «Ученые женщины» (2023 год).

В «Разбитом кувшине» также неподражаемые комедийные образы, эксцентричные, гиперболизированные силуэты костюмов.

За костюмы – отдельная благодарность. Они выполнены не просто мастером, но скорее скульптором. Урсула Берг, художник по костюмам, слепила тело для судьи Адама и его служанки Лизы.

Адам – престарелый ловелас с плешивой головой, чудовищно торчащим брюхом и исполосованными вспученными венами ногами. Бригитта – молодая особа, выставляющая напоказ свои «прелести» и не сильно задумывающаяся о нормах морали.

Грим остальных актёров также точен и провокативен. На щеках всех действующих лиц мы видим следы какой-то общей болезни (красную корку с рубцами), и только у одного инспектора чистое лицо.

В новой постановке Дениса Бокурадзе задействованы новые актёры, и от этого смотреть её было особенно интересно.

Воздадим заслуженные комплименты Юлии Бокурадзе (Марта Рулль), Евгении Аржаевой (Бригитта), Руслану Бузину (Тюмпель) и Кириллу Стерликову (Лихт).

Молодые актёры тоже показали высокий актерский уровень. Ярослава Афанасьева (Ева) ещё студентка СГИКа (курс Дениса Бокурадзе), но уже полноценный участник труппы.

Для неё был придуман образ «девушки с косой». И это даже физически исполнить было непросто: на небольшом участке сцены она постоянно двигалась с громоздкой косой, разворачивая лезвие в разные стороны.

Ярослава Афанасьева была по-настоящему смешной, ни разу не «бросила» свой образ, не схалтурила ни в одной мелочи.

Не менее достойно выглядел Ильдар Насыров в роли Рупрехта. Принятый в труппу  театра «Грань» два года назад, он уже введен в целый ряд спектаклей, но его дуэт с Ярославой в постановке «Разбитый кувшин» стал очень яркой работой.

Сергей Жук, Максим Князев, Матвей Мельников, Роман Пяткин, Максим Смирнов (Рундарки Клейста и также студенты IV курс мастерской Дениса Бокурадзе) буквально «держали спектакль на своих плечах», постоянно меняя экспозицию и передвигая актеров.

Их работа была слаженна и синхронна. Это были отнюдь не второстепенные работы (впрочем, в постановках Бокурадзе нет ничего второстепенного).

И несколько слов про главного героя пьесы. У Максима Цыганова (судья Адам) в театре Грань первая главная роль — и сразу большая работа. Актёр играет всем телом, мимикой, голосом – задействует буквально все свои ресурсы.

Каюм Мухтаров (Клейст), пожалуй, единственный артист, который «вываливается» из комедийного жанра. Впрочем, он и не должен быть смешон, поскольку несёт функцию антагониста.

В одном из эпизодов режиссер заставляет его надеть полумаску. Вероятно, это аналог «бауты», которая в XVII и XVII веках считалась идеальной маской для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить в народ. У героя Мухтарова также поразительно сделанный костюм, состоящий из корсета и подвязок для чулков.

«Если вы помните, в «Ученых женщинах» у Каюма Мухтарова роль Фрейда, это тоже персонаж, который закручивает весь сюжет, — говорит Денис Бокурадзе. — Как и Фрейд в «Ученых женщинах», так и Клейст в «Разбитом кувшине»  –  автор всей этой истории, и в данном случае он отличается не только по костюму, но и по форме своего существования.

Что важно, в обоих спектаклях в финале именно он соединяет влюбленную пару. Мне очень хотелось, что бы персонаж Каюма Мухтарова, пришедший в «Разбитый кувшин» из «Ученых женщин», продолжил свое путешествие и дальше».

Словом, новый спектакль Дениса Бокурадзе – это его эстетическое высказывание с помощью идеально освоенного им инструмента театра. Жаль, что пока на старой сцене.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте