«Пропасть для свободного человека»
Премьера спектакля «Эзоп» в театре «Грань». Пропасть не конец, а путь ввысь
31
,
В субботу, 13 декабря 2025 года, на сцене драматического театра «Грань» состоялась премьера спектакля «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо.
Имя автора часто ошибочно ассоциируют с фамилией Фигейра (возможно, по аналогии с его знаменитой фразой).
Именно она стала эпиграфом к постановке: «Если люди не верят лжи, почему они не верят правде, которая гораздо проще?» — Гильерме Фигейредо.
Корреспондент ДГ Анастасия Кнор побывала на премьере и объясняет, почему эта фраза — ключ не только к басням Эзопа, но и ко всей концепции спектакля: вопрос о доверии, свободе, цене истины и цене выбора.
История: не про смерть, а про свободу
На первый взгляд этот спектакль – трагедия. Режиссёр-постановщик взял классический жанр, который мы называем «древнегреческая трагедия», где внутри неразрешимый конфликт персонажей и трагический исход действия.
Коротко фабула такова: Эзоп, раб, одарённый умом и остротой слова, освобождён своим хозяином Ксанфом, но вскоре обвинён дельфийцами в краже священного предмета.
Улики абсурдны, обвинение надуманно, но он не отрицает вины. Он выбирает. Перед ним два пути: первый и, казалось бы, самый очевидный — признать вину, вернуться в рабство и спастись и второй — сохранить свободу и умереть, будучи брошенным в пропасть.
Но режиссёр подчеркивает, что это сюжет не только и не столько про греческую древность. Это история про человека, стоящего перед вечным выбором: выжить ценой потери себя или остаться собой, даже если цена – это гибель.
Именно поэтому на сцене герои не ходят в тогах, не изображают из себя персонажей греческого театра.
Их костюмы условны и сотканы как будто из деталей разных эпох, их грим напоминает маски и греческого театра, и комедии дель арте, и площадного русского народного театра.
Постановка: скульптура, свет и гонг свободы
Режиссёр Денис Бокурадзе создал спектакль, в котором каждая деталь имеет смысл.
Сценография Урсулы Берг не имитирует Древнюю Грецию, она, скорее, цитирует её: позы актёров, их жесты, повороты голов точно воспроизводят фигуры с чёрно- и краснофигурных ваз. Это не игра в античность, а обращение к архетипу: к языку тела, понятному во все века.
Сцена «живёт»: подиумы, лестницы — всё в движении, всё меняет функцию. Базар, храм, дом, пропасть — пространство движется вместе с судьбами героев.
А в глубине сцены огромный гонг, инструмент не музыкальный, а философский. Каждый его звук — удар по сознанию. Он отмечает не только смену действия, но и смену решения, мысли или веры.
Музыкальное оформление Арсения Плаксина усиливает это ощущение ритуальности.
Актёры: ансамбль как метафора общества
На сцене всего шесть актёров, и ни одного лишнего.
На фото — Денис Евневич
Денис Евневич — Эзоп. Его Эзоп — не уродливый карикатурный мудрец, как на древних изображениях, а человек с внутренней целостностью, с достоинством, которое не требует внешней красоты.
Получив звание заслуженного артиста Самарской области буквально накануне премьеры, Евневич словно вступил в новую эпоху творчества, и роль Эзопа стала её достойным открытием.
На фото — Кирилл Стерликов и Юлия Бокурадзе
Юлия Бокурадзе — Клея, хозяйка дома, жена философа Ксанфа, порочная и умная, но вместе с тем справедливая и жертвенная. Её игра как античная мозаика: каждый жест чёток, каждая интонация выверена.
На фото — Максим Цыганков
Максим Цыганков — Ксанф, господин, который освобождает Эзопа, но не может освободиться от собственной ограниченности. Его переход от ироничного скептика к ошеломлённому свидетелю свободы — один из тонких актёрских рисунков спектакля.
Кирилл Стерликов — Агностос, воин — фигура-зеркало: он задаёт зрителю те же вопросы, что и пьеса: Что такое свобода? Можно ли верить тому, кого не слушают?
На фото — Анастасия Колодина
Молодые актёры Анастасия Колодина и Роман Пяткин — Мели и Эфиоп — вносят в спектакль лёгкость, иронию, энергию.
Их дуэт как ветер в жёсткой структуре античного мира: напоминание, что свобода — это ещё и движение, жизнь, возможность быть иным.
Финал: «Где тут пропасть для свободного человека?»
Эзоп идёт к краю. Там — пропасть, тьма и смерть. Но режиссёр не даёт ему упасть. Луч света, идущий сверху вниз, окутывает его. Он не бросается — он восходит.
И последние слова «Где тут пропасть для свободного человека?» звучат не как вопрос, а как утверждение. Не как отчаяние, а как победа.
Потому что Эзоп выбирает правду. И правда остаётся. Она становится басней. Аллегорией. Эзоповым языком, который живёт дольше, чем суды, храмы и даже смерть.
Спектакль «Эзоп» в версии театра «Грань» — не реконструкция античного мифа. Это разговор здесь и сейчас о том, что остаётся, когда отнимают всё: работу, голос, право быть услышанным.
Остаётся выбор. Остаётся человек. И остаётся вопрос, с которого началась пьеса: «Если не верят лжи, почему не верят правде?».
Театр «Грань» не отвечает на него. Он предлагает зрителю самому стать Эзопом и сделать свой выбор.
Автор фото — Алексей Кравченко
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте



