«ХИПСТЕРИЗМ — ПОПЫТКА ВЗЯТЬ ЛЕГЕНДАРНОСТЬ ДРУГОЙ ЭПОХИ». Поэт Константин Потапов о моде на интеллект и покорении Москвы
199
12 апреля в баре «Труба» выступит некогда самарский поэт Константин Потапов со своим музыкальным проектом Posternak. Группа его в последние месяцы существует на три города — Самара, Петербург, Москва. Теперь он приезжает к нам если не в статусе столичной знаменитости, то как человек, который упорно пробует найти себе место в большой игре. За время, проведенное в Москве, у Потапова появилось немало новых мыслей, коими он и поделился.
Текст: Владимир Замуленко
Я вижу себя как автора и исполнителя текстов. Если это стихи, то тогда мне близко почти актёрское исполнение. Если песни проекта Posternak, то это такой речитатив. Но слово «рэпер» я к себе никогда не применю — это вообще не про меня история. Называть себя поэтом — всё равно, что назвать себя хорошим человеком.
= = = = =
Раньше я очень плохо писал. Причём это нравилось большему проценту публики. Все эти трамваи в мае, подражания Маяковскому — у нас обожают такой надрыв, подростковость. Мне сейчас интересны какие-то другие вещи, более глубокие.
= = = = =
Я точно поэт не на волне, так как пишу на языке и гармонии двадцатого века. На языке двадцать первого века мне пока трудновато во всех смыслах, плюс сам этот язык только формируется и неясно, что да как, я его не совсем чувствую. Я всегда думал что равняться мне надо на Бродского, Пастернака, Ахмадулину, Цветаеву, Рыжего, а не на немое поколение нулевых, у которых из говорящих были Земфира и Мумий Тролль,
= = = = =
Всё больше хочу впустить в творчество современных реалий, сохраняя свою классичность. Попытаюсь найти компромисс. В этом плане Posternak проще, там не страшно употребить современные слова, хотя я не любитель этим щеголять.
= = = = =
В нулевых капиталом был финансовый капитал, сейчас все на фрилансе попивают смузи в коворкинге — пошла мода на специалистов, на интеллект. Я думаю, весь этот хипстеризм, ностальгия по восьмидесятым, которые люди моего возраста-то даже не нюхали — это такая реакция что ли, попытка не чувствовать свою бессмысленность, взять легендарность чужой эпохи, раз у своей легендарности нет. Почему-то ценности сменились с материальных на, скажем, духовные, или люди захотели, чтоб они сменились. В общем, начались другие социальные игры, но по той же схеме. И непонятно, останется это надолго или исчезнет, как гламур нефтяных нулевых.
Политики я раньше избегал, думал, не место ей в искусстве. Это такая какая-то машина пропаганды с реактивным двигателем получается. Тот же Маяковский на этом нормально так погорел, накалякав кучу глупостей про буржуа и мозолистый рабочий кулак.
В стихах ей точно не место, политике. Но вот на новом альбоме будет одна песня про протест — её можно будет услышать на концерте 12 апреля в Самаре. Причём произошла жуткая вещь: песню написали прошлой весной, отталкиваясь в том числе от протестов в России, которые я горячо поддерживал и буду. Поэзия тут не причём — я просто чувствовал в этом какой-то, тупо, человеческий долг. Ваня Шведов, музыкант проекта, был вообще против таких текстов, я пообещал ему, что это последний раз, когда я сунулся в политику со своим словом. Так вот, жуткая вещь, — я писал про протест вообще, в том числе и про наш, писал про поэтику бунта и непослушания, про смелость идти против, про то, как один пешеход останавливает Пекинские танки… А получилось, что недавние события на Украине идеально легли в этот текст. Там ведь есть такие строчки, например:
«Так в горловине улиц закипают восстания,
Так выходят под пули,
Так не боясь стали,
В бой идёт юность
Так гнев нарастает…»
Поразительно, как язык всё это предсказал…
= = = = =
Нас реально прёт на сцене, всё получается живо, стильно и точно. Во многом тут виновен Иван — он теперь импровизирует со звуком прямо во время концерта, это уже не минуса, просто включенные с винампа. И каждый раз выходит по-разному, нам очень нравится и зрителю тоже.
Я думаю, нам есть, чем удивить публику, для нас концерты становятся большими праздниками труда и отдачи. Ну, и ещё в Самаре будут различные гости, работающие с нами на сессионной основе. Саксофон Артёма Гавкина можно будет послушать живьём и другие сюрпризы.
= = = = =
Москва — город сложный. Для меня — город-конструктор, из которого каждый лепит своё. Многие иллюзии разбились, на то они и иллюзии. Москва держит в тонусе — раз, не даёт надеть рамки — два. Ты видишь сотни способов жизни и становишься гораздо толерантнее и мудрее.
Я как-то весной шёл по центру и почувствовал это пространство не злым и не чужим себе. В этом отношении — Москва покорилась. Или я ей. Мне очень важно городское пространство, пространство вообще, я зависим от него. Но в каждом городе по-разному. Есть свои прелести, свои ресурсы, из которых можно черпать, и лучше уезжать, пока они не исчерпаны полностью, чтобы было куда возвращаться.