Восстание машин ради людей

Как новейшие компьютерные технологии помогают слабовидящим сотрудникам на «Самараавтожгуте»

 426

Автор: Редакция

.

,

Если вы волнуетесь, что наступит восстание машин, то для вас плохие новости. Оно уже наступило, поэтому сопротивляться ему бессмысленно. Остается лишь достать пыльный чемодан и сложить туда свой уютный свитер прошлого. Рядом со счетами. Сложили? Теперь самое время, чтобы поближе познакомиться с IT-технологиями круче, чем смартфон. И уже подружиться с восставшими машинами.

Вот и компания «Открытый код» в авангарде этого восстания. Сотрудничество с предприятием «Самараавтожгут» позволило создать в Самарской области еще один уникальный ИТ-продукт отечественного производства.

Основой решения стала платформа «OCAR Кабель». Система позволила внедрить технологию тестирования жгутов в ООО «Самараавтожгут» на основе нейротехнологий и искусственного интеллекта, а также технологий дополненной реальности.

На «Самараавтожгуте» уже несколько десятков лет работают слабовидящие сотрудники – они собирают автомобильные жгуты проводов и другие автокомпоненты. Потребителями продукции предприятия являются «АВТОВАЗ», RENAULT, NISSAN, GM-AVTOVAZ. Сегодня в ООО «Самараавтожгут» работает 280 человек, в том числе 150 инвалидов, из них 98 — 1 и 2 группы. Годовой объем выпускаемой продукции составляет 466 млн руб.

Безымянный5

Проект модернизации производственных цепочек предприятия «Самараавтожгут» с помощью цифровых технологий стал возможным благодаря участию в программе Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Фонд финансирует инновационные программы в области информационно-коммуникационных технологий с особым акцентом на импортозамещение. Интегратором выступила самарская компания «Открытый код», которая создает собственные программные платформы.

Весь цикл производства на «Самараавтожгуте» ручной. Технологические операции нуждаются, тем не менее, в контроле, поскольку и сложность изделий, и требования к их качеству постоянно растут. Несколько лет назад в одном пучке проводов для автомобиля «Лада 4х4» их было 50 штук, а сейчас – уже 250.

— Мы претендуем на то, чтобы войти в панель поставщиков Renault, поэтому требования к качеству растут, дефектов в изделиях вообще не должно быть, — объясняет технический директор «Самараавтожгута» Александр Губинский. — Сведение брака изделий до нуля – такова была глобальная цель установки нового оборудования. Однако в процессе эксплуатации мы увидели еще ряд плюсов, в частности, на каких участках производства и по каким изделиям наблюдается постоянный брак. Это позволило модернизировать всю производственную цепочку, после чего на некоторых участках предприятия выросла производительность труда, а значит, и зарплата. 

Программная платформа Open-Code Augmented Reality (ОСAR) дала возможность идентифицировать все кабели и провода. Контроль ручных операций теперь проходит под присмотром искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Цикл охватывает все основные производственные цепочки.

жгут1

Модуль на основе QR-кодирования позволяет точно развешивать провода для подготовки будущих изделий. На каждом пучке размещен специальный QR код. Он совпадает с меткой на рабочем месте сотрудника. Наводя планшетом или смартфоном на пучок, а потом на вешало для проводов, сотрудник слышит голосовое сообщение, которое подтверждает правильность выполненной операции. Таким образом, в каждом пучке оказывается необходимый набор проводов.

Безымянный2

Компонент компьютерного зрения и дополненной реальности реализован на контрольном стенде, который является конечной станцией выхода продукции с предприятия. Именно на нем, как здесь говорят, «прозванивается» каждый проводок в пучке. Если есть нарушения, на мониторе номера бракованных проводов замигают красным цветом.

Безымянный8

Следующий этап – проверка правильной установки предохранителей. Это уже делает не человеческий глаз, а камера и специально натренированная нейронная сеть. Если нарушений нет, то подается сигнал на специальный принтер, откуда выходит бирка со штрихкодом. В нем зашифрован паспорт изделия.

Общая стоимость проекта модернизации с помощью цифровых технологий составила 30 миллионов рублей, половина которых — средства поддержки Российского фонда развития информационных технологий.

«Самараавтожгут» — крупнейшее предприятие в Самарской области, где работают и полностью обеспечивают себя люди с ограниченными возможностями.  Работа дает всем ощутить себя, ощутить жизнь. И даже не бояться восстания машин.

Текст: Иван Котов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram