«Строительство ещё не началось, а над людьми уже издеваются»

Как живут люди возле строящегося путепровода на Ново-Садовой

 6 429

Автор: Максим Фёдоров

.

,

Летом 2021 года в Самаре стартует мега-проект – строительство шестиполосного путепровода по Ново-Садовой от «Современника» до трамвайного кольца за «Апельсином». Под ним возле жилых домов по улицам XXII Партсъезда и Ново-Садовой пустят четырёхполосную дорогу от Солнечной до Московского шоссе. В теории путепровод должен избавить город от пробок. Но пока он только создаёт проблемы жителям соседних домов.

Корреспондент ДГ Максим Фёдоров узнал, что на этапе подготовки к стройке у жителей стали трескаться окна, против подрядчика строительства уже возбудили административное дело, а минтранс обвиняет инициативную группу, не согласную со стройкой в таком виде, в срыве нацпроекта.

Строительством занимается ООО «Самаратрансстрой». Стоимость работ по госконтракту – 3,58 млрд рублей. Завершить проект должны до конца 2023 года.

Угроза национальному проекту

«Когда мы впервые увидели проект в интернете, подумали, что это очередные несбыточные мечты властей. И даже когда проект утвердили, казалось фантастикой, что можно уместить такую эстакаду между ТЦ «Апельсин» и жилыми домами», – говорит жительница дома на Ново-Садовой, 176 Людмила Колёскина. Её дом будет ближе всех к новому путепроводу.

Действительно, строительство эстакады готовили так долго, что в какой-то момент это начало походить на фантастику — как канатная дорога через Волгу, вторая ветка метро или магистраль «Центральная».

Проект планировки реконструкции Ново-Садовой начали обсуждать в августе 2014. Тогда впервые заговорили о шестиполосном путепроводе на месте существующей дороги по Ново-Садовой и четырёхполосной дороге по XXII Партсъезда – под балконами жилых домов.

Через год – в сентябре 2015 – на пресс-конференции министр транспорта Иван Пивкин сообщил, что министерство «рассматривает возможность» организации двухуровневой развязки на Ново-Садовой после ЧМ-2018.

«Казалось естественным, что «Апельсин» снесут и уже на его месте построят путепровод», – говорит сейчас Людмила Александровна. Но по проекту «Апельсин» лишался только части парковки.

Жители домов возле будущего путепровода реально забеспокоились, когда в июле 2019 года окончательно утвердили проект реконструкции Ново-Садовой. Они быстро организовали инициативную группу. Старший группы, житель дома на Ново-Садовой, 176 Валерий Петрушин начал забрасывать минтранс запросами.

«Министерство как заказчик строительства нарушает требования 42-й статьи конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду». Мы предлагали перенести путепровод на место «Апельсина». Тогда и продлить XXII Партсъезда получилось бы не под нашими окнами», – пересказывает суть жалоб Петрушин.

В ответ на жалобы в министерстве транспорта указывали на планируемые плюсы: «Реконструкция участка автомобильной дороги с устройством путепровода позволит снизить «загазованность», шумовое воздействие и «транспортные заторы». А перенос путепровода на несколько метров от жилых домов в министерстве расценили как угрозу национальному проекту.

— Изменение проектных решений <…> потребует изъятие дополнительных земельных участков, снос здания ТЦ «Апельсин» с кадастровой стоимостью 89 млн рублей, снос здания на Ново-Садовой, 309 (гаражи – прим. ДГ) <…>, что приведёт к дополнительным затратам бюджетных средств, переносу срока начала строительства ориентировочно на три года и невыполнение мероприятия национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Встреча в сентябре

«Проект учитывает всё, кроме мнения жителей, – рассказывает Людмила Колёскина, вспоминая переписку инициативной группы с министерством. – Соседка с первого этажа говорит: если путепровод всё-таки построят, чтобы не «жить» под мостом, я окно кирпичами заложу. У неё три окна: одно выходит на Ново-Садовую, два других – во двор».

На ответе минтранса борьба в 2019 году не закончилась. Валерий Петрушин обращался в областную прокуратуру. Но правоохранители отвечали, что пока проект путепровода проходит госэкспертизу, у них нет оснований вмешиваться.

Петрушин посылал запросы уполномоченному по правам человека, губернатору, полномочному представителю президента в ПФО и самому президенту, пока в сентябре минтранс не устроил встречу с инициативной группой.

????????

К этому времени Валерий Петрушин собрал подписи. Против строительства путепровода в таком виде выступали 41 собственник квартир на XXII Партсъезда, 182; 26 собственников на Ново-Садовой, 174; 34 собственника на Ново-Садовой, 176; 7 собственников на XXII Партсъезда, 184 и 27 собственников на Ново-Садовой, 178.

Встреча прошла 26 сентября 2019 г. Желаемого для жителей результата она не принесла. Представители инициативной группы озвучивали те же доводы «против», их успокаивали, как в ответах на запросы. По итогам встречи минтранс обязан был передать разделы проектной документации инициативной группе.

Позже это совещание не раз будут использовать в ответах на обращения инициативной группы как пример взаимодействия с недовольными. Так, 10 октября в ответе на обращение Петрушина минтранс указывал: на сентябрьской встрече «была предоставлена информация <…> о том, что принятые проектные решения не нарушают конституционных прав жителей и не приведут к ухудшению экологической ситуации».

Слова минтранса со ссылкой всё на ту же встречу в сентябре повторил 25 октября председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов, отвечая на обращение Валерия Петрушина.

Жизнь при закрытых окнах

В переданной минтрансом проектной документации (копия есть в распоряжении ДГ) присутствует большой раздел «Воздействие объекта на окружающую среду».

«В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу использованы данные по интенсивности и составу транспортного потока, проходящего по реконструируемой автомобильной дороге на 2037 год», – указано в документации.

Футуристический уклон расчёта объясняется тем, что «в перспективе, в связи с ужесточением требований по снижению выбросов загрязняющих веществ в рамках общей государственной политики по повышению экологичности автомобильного транспорта <…>, следует ожидать значительного снижения выбросов». В подкрепление своих слов эксперты приводят распоряжение правительства №978-р от 2002 года.

????????

В документации приводится расчёт «загазованности» в нескольких точках около будущего путепровода: на Ново-Садовой, 282, 164А, 303 и улице Советской Армии, 220, 239, 245. Количество полос в этих точках – от 3 до 8. При этом возле домов напротив «Апельсина» будет 10 полос движения: шесть на путепроводе и четыре на улице XXII Партсъезда.

«По проведенному расчету на 2037 год без учета фонового загрязнения выявлено превышение 0,1 ПДК по диоксиду азота и углерод оксиду. Проведенная оценка воздействия на воздушную среду указывает, что эксплуатация проектируемой автомобильной дороги не приведет к превышению санитарно-гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха», – делают заключение эксперты ООО «ТОДС» в документации.

При изучении воздействия шума от будущей дороги на жилые дома также полагались на перспективу до 2037 года. За основу брали уровень звука в 7,5 метров от ближайшей полосы движения «с учётом шума от трамваев».

В документации признали, что после строительства путепровода необходимо будет установить шумозащитное остекление. Также должны поставить «принудительную вентиляцию или кондиционирование воздуха». Тогда при закрытых окнах «допустимые уровни шума у зданий могут быть увеличены».

На карте отмечены дома, подлежащие шумозащитному остеклению 

Самарский эколог, председатель Центрального Совета Российской Зелёной лиги Сергей Симак считает: если «Самаратрансстрой» выполнит все обещанные нормы, экологически от строительства такой развязки будет только польза.

— Вид из окон у жителей нижних этажей, конечно, ухудшится, хотя нормы инсоляции, думаю, нарушены не будут. Уровень шума при увеличении скоростей увеличится, но это решается шумопоглощающими стенками и хорошим остеклением в квартирах. А вот загрязнение воздуха станет как раз заметно меньше, потому что сейчас там обычны пробки или затруднённое движение, при котором суммарные выхлопы намного больше. Трафик при этом вряд ли увеличится – машин-то в городе от этого больше не станет, а вот газовать в пробке напротив жилых домов они перестанут.

Однако Симак уверен, что во время строительства будут неудобства: «Надо именно на этом акцентировать внимание – на проекте организации строительства, его соблюдении и на минимизации сроков».

В Самаре уже есть один неудачный опыт с шумоизоляцией домов возле новой дороги. В 2017 году на улице Луначарского появилась новая развязка. Тогда жители домов возле неё стали жаловаться на появившиеся пыль и шум от дороги. Им обещали установить защитные экраны, но их до сих пор нет на развязке.

Треснувшее стекло

В один февральский день 2021 года жительница дома на Ново-Садовой, 176 Наталья Павловна увидела, как на газоне под окнами собралась строительная техника. Машины начали бурить и копать землю, создавая небольшие, но глубокие котлованы.

— От работы техники у сына монитор компьютера стал качаться, а потом в его комнате треснуло пластиковое окно.

В том же месяце правительство Самарской области объявило, что начался подготовительный этап к строительству двухуровневой развязки на пересечении Ново-Садовой и Советской Армии. На том совещании представитель службы заказчика-застройщика областного минтранса Андрей Дешевых посетовал на «стеснённые городские условия».

— По сути дела, мы можем использовать только те прилегающие улицы, которые сейчас существуют, и возможности строительства новых объездных дорог у нас в городе нет. В первую очередь будут сложности при подъезде к домам, с парковками машин <…>Мы понимаем, для местных жителей будут созданы определенные неудобства, но это вынужденная необходимость».

????????

Наталья Павловна признаётся, что не стала жаловаться на треснувшее окно.

— Раньше мы жили в центре города. Дом сгорел. Я долго ходила по инстанциям, добивалась, чтобы квартиру дали здесь. Наконец-то получила. Сейчас нервы не те. Мне новая борьба слишком дорого для здоровья выйдет. Ну, одна рама, сами восстановим.

В марте к проблеме котлованов подключился Валерий Петрушин. Их вырыли возле домов на Ново-Садовой, 174 и 176. Ограждением не обнесли. Строительные площадки возле домов по Ново-Садовой, 180, 182, 184 и 185 тоже не огорожены.

— Неогороженные котлованы – это же опять нарушение 42 статьи конституции РФ. Я звонил Андрею Вениаминовичу Дешевых. Устно он ответил, что все ограждения исполнены в соответствии с требованиями. На просьбу встретиться на объекте и разобраться с положением дел по существу наших жалоб – отказал, сославшись на свою занятость.

Позже Петрушин получил ответ на свою жалобу от заместителя начальника ОГИБДД Станислава Полякова: «С выездом на место проведена проверка. В ходе проверки указанные в обращении факты нашли свое подтверждение, а именно нарушение в обеспечении безопасности дорожного движения на месте производства работ. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении».

Ещё позже в марте сам минтранс признал неудовлетворительную работу на месте строительства. Заместитель министра Андрей Спиридонов писал в ответе на жалобу Петрушина:«Подрядной организации, выполняющей работы на данному участке, направлено предписание об организации обеспечения безопасности и транспортной доступности в зоне производства работ».

«Над людьми уже издеваются»

Сейчас подготовка к строительству путепровода продолжается. Котлованы огорожены частично. Стройплощадка практически не имеет границ. Строительная техника продолжает работать под окнами.

Переезжать жители, несогласные со стройкой, не хотят.

«Я думала, мы переедем, – вспоминает Людмила Колёскина. – Сын говорил: «Мам, давай квартиру тебе подберём, уезжай ты из этого ада». Но муж сказал: «Только через мой труп». Он столько сил вложил в эту квартиру».

????????

Уезжать из своего дома не хочет и Валерий Петрушин. Теперь его задача – отвоевать двор. В документации указано, что существующая интенсивность движения на Ново-Садовой – 55 тыс. автомобилей в сутки. Перспективная интенсивность – 98 061 автомобиль в сутки.

Петрушин боится, что машины будут ездить через двор. Возле дома находится гаражный кооператив. Сейчас дорога от гаражей выходит на Ново-Садовую. В проекте строительства путепровода этой дороги нет. По словам Валерия Петрушина, машинам ничего не останется, как ездить через дворы.

— Строительство путепровода ещё не началось, но над людьми уже издеваются.

Автор фото: Максим Фёдоров 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте