,
«Пощечина современному обществу». Именно так можно было бы назвать встряску, которую я получила в театре «Грань» на последней премьере 2019 года. «В сапоге у бабки играл фокстрот» — современная пьеса финского драматурга Сиркку Пелтола.
Сама про себя автор пьесы говорит так: «Я минорный человек и мрачный драматург». И это справедливо. Конфликт пьесы извечен – пропасть между поколениями родителей и детей. И те, и другие не хотят слышать и понимать друг друга, ограничиваясь внешне благополучным антуражем. Младший сын отличник? Да. Старшая дочь спортсменка и тоже хорошо успевает? Да-да. И этой витрины довольно, чтобы не смотреть сквозь неё вглубь.
Такие пьесы тысячами разыгрываются за закрытыми дверями разных квартир. Чуть иные диалоги, чуть иные семейные конфигурации. Здесь так: родители, старшая дочь-подросток и восьмилетний сын. Родители постоянно разговаривают ни о чем, пряча за пустыми словами свое бездействие. Отец (Сергей Поздняков) потерял работу и, похоже, не стремится её найти. Ему с женой (Юлия Бокурадзе) гораздо комфортнее в гостиной у телевизора, где они проводят дни напролет. Дочь (Екатерина Кажаева) уже год живет с парнем, который торгует наркотиками, ни в грош не ставит родителей. Сын (Арсений Шакиров) потерял связь с жизнью, не ходит в школу и придумывает себе несуществующих друзей.
Вы спросите, при чем здесь бабка? На самом деле ни при чем. Она появляется в пьесе персонажем, которого нет. Мы знаем о ней только и всего, что ей 80 лет, она больна и пытается собрать семью на свой юбилей. Старшее поколение как обычно «заговаривает» проблему, долго обсуждая гостей предстоящего мероприятия и варианты подарков, но в итоге дети так и не поднимаются из своих кресел. Юбилея ждет только внук, который из всей семьи один любит бабушку. Он ждет поездки, которая так и не случается, и пропасть между ним и его родителями становится еще глубже. Бабушка умирает после своего юбилея, так и не попрощавшись с детьми и внуками. И её, незнакомую нам, становится щемяще жаль. После неё остаются сотни вязаных носков, которыми усыпан сценический пол. Через них она передавала детям и внукам свою любовь, которую те были не способны оценить.
Сценография спектакля выполнена как всегда по-бокурадзевски изобретательно. Вместе с живыми персонажами на сцене присутствуют куклы. Вдруг актеры как бы отходят в тень, уступая место на сцене кукольным персонажам. Люди продолжают говорить и двигаться, но теперь фокус зрения нацелен на кукол, полностью повторяющих «живых» персонажей спектакля. Это создает потрясающий эффект механистичности бытия. Да и сами куклы выглядят безжизненно. Заслуженный художник России Виктор Никоненко, который работал вместе с Денисом Бокурадзе над постановкой спектакля, поясняет, что это принципиальный момент. «Очень холодные куклы. Их создавала машина, а не человек. Они сделаны из пластика, отлиты на 3D принтере. Было очень важно, чтобы эти персонажи вышли не из-под руки мастера. Такой приём был продиктован драматургией».
«Это второй опыт работы нашего театра с современной драматургией, — рассказывает худрук театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе. — Но именно с этой пьесой мне захотелось поработать. Стилистика нашего театра диктовала особую подачу материала. Хотя даже и в этой пьесе можно было поставить диван, стол, телевизор, и играть её как бытовую историю. Но это не наш формат. Виктор Леонидович Никоненко создал визуальный образ квартиры, семьи и недостроенного дома, у которого есть основание, но нет продолжения. Я очень рад нашему сотрудничеству.
Мы познакомились 10 месяцев назад. В тот момент я уже работал над пьесой. Но меня категорически не устраивала та концепция, которая рождалась в моей голове. И вдруг я подумал, что в спектакле нужны куклы. Мы сели в мастерской Никоненко неподалеку от Красной площади, я предложил поработать над историей. И буквально на следующий день родилась сценография. Обсуждение началось в Москве и продолжилось посредством телефонных разговоров «на два города». Такой вот путь длиною почти в год».
Мы стали первыми зрителями нового спектакля театра «Грань». А потому шероховатости на сцене были неизбежны. Но они не смогли испортить впечатления от действительно мощной работы театра. «В сапоге у бабки играл фокстрот» — совершенно точно претендент на «Золотую маску» и на новые аншлаги, которые, слава богу, в театре не заканчиваются.
Текст и фото: Анастасия Кнор
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook