,
Для галереи “Виктория” смелые эксперименты с самарскими художниками не впервой. То есть специально не ставим в кавычки, хотя и смелость эта определяется нашим положением в арт-мире, когда местное сразу считается профанным, и эксперименты эти в рамках очень скромных, в том числе по бюджету. Но вот теперь Александром Филимоновым сделан ПРОЕКТ.
Попадая в пространство галереи, зритель оказывается в музее археологии какой-то странной и жуткой цивилизации. Центральные экспонаты этого музея — кубло и сортир-сфинкс. Кубло представляет собой однокомнатную “хрущевку” в плане, который выполнен из земли в центре галереи. «Странно, как на такой стесненной площади могли жить люди», — приходит в голову первая случайная мысль. Это главный успех выставки — в какие-то моменты она так тонко расщепляет нашу реальность, что зритель верит: это объекты из другого мира. Особенно сильное впечатление в этом плане производит красный ящик, в котором многие жители Земли узнают гроб. Помещенный в галерейную обстановку и представленный как археологический памятник, красный ящик и в самом деле кажется дико странным. Если вы как-то догадываетесь о его предназначении.
Сфинкс в виде отхожего места, пожалуй, самое точное попадание в смысл этой экспозиции. Конечно, сидение над дырою в вечность роднит со сфинксом каждого, у кого есть сфинктер, и кто тщился расслабить его в нужнике. Опять же эта непростая история с десакрализацией толчка, которая произошла при переезде из сельской местности в кубло. Разрыв связи со старыми богами и попытка построить новую вечность в “хрущобе-кубле”.
Но эта новая вечность — старая смерть. И сама по себе идея с археологией — все экспонаты на выставке либо “найдены”, либо “реконструированы” — придает происходящему даже не достоверность, а возможность. Возможно, что всё оставшееся после нашей прекрасной благоустроенной жизни (после смерти) будет выглядеть когда-нибудь так. Намного хуже будет выглядеть, граждане. Но это только первый культурный слой, который снимают с посетителя арт-археологи. Есть и другие. Они, конечно, более персональны — страх смерти, забвение, абсурд реальности, золото и земля. Это вообще очень сильный образ — золото и земля, и разглядывая земляной череп с золотыми зубами, понимаешь, что он принадлежит тому, кто все свое богатство забрал с собой в могилу.
Куда пойти после такой выставки? Лучше всего на Волгу. Там скоро начнется ледоход, пусть и недолгий, и можно, глядя на вешние воды, размышлять о том, что они ломают лед сотни тысяч лет, каждый год, и это какая-то другая вечность. Рядом всегда. Но всех нас ждет другое — мир кубла и сфинкса, и неизбежный красный ящик. Так что идите на выставку, трогайте землю, привыкайте к ней.
Выставка «На холмах и в ямах» продлится до 12 апреля.
Цена входного билета — 50 рублей. Для пенсионеров вход бесплатный.
Адрес галереи «Виктория» — ул. Некрасовская, 2.
Куратор выставки — Сергей Баландин.
Текст, фото: Илья Сульдин