,
По Самаре бродит немало городских легенд, которые усердно пересказываются слово в слово на протяжении многих лет и даже десятилетий. Мы задумали заняться незатейливым мифоборчеством и по мере возможностей выяснить, что стоит за той или иной историей. Сегодня мы открываем новую рубрику легендой про Ленина и рабочего Гитлера.
Текст, фото: Вадим Кузнецов
Легенда звучит следующим образом. Говорят, на бывшем заводе им. М.В.Фрунзе (ныне — ОАО “Кузнецов”) есть цех, где на стене висит гигантское полотно, на котором Ленин выступает перед рабочими, а в первых рядах этих рабочих — Адольф Гитлер. Говорят, картину нарисовал бывший зек (или политрепрессированный), чтобы высмеять существующий режим (или же просто слетел с катушек).
Странная такая картина с очень странной и загадочной историей.
Попасть на территорию завода — задание не простое. Здесь, на “Кузнецове”, уже много лет собирают двигатели для космических ракет, стратегической авиации и Газпрома. Объект режимный и бесконечно серьезный. Но при содействии местной пресс-службы и под её бдительным контролем мы смогли пройти на территорию завода, чтобы встретиться с… Ильичем.
Герой легенды висит нарисованный на территории одного из металлургических цехов, среди станков и приборов. Висит под самым потолком. Чтобы изучить его получше, надо подняться по стальной лестнице на рабочую платформу. С первого взгляда видно, что картина — -вольная копия знаменитого полотна Владимира Серова “Ленин провозглашает Советскую власть”, за которую художник был награжден в 1948 году Сталинской премией первой степени.
Но только здесь в первом ряду рабочих, внимающих слову Ильича — человек со знакомой всем щеточкой под носом.
«Непохож он Гитлера! — кричит нам старый рабочий из седьмого цеха, — Совсем непохож». «Ну, почему, — возражает другой, — если под правильным градусом смотреть — настоящий фашист». Забираемся по лестнице, пытаемся найти разные точки обзора. Человек со усами-щеткой смахивает на кого-угодно — на президента Лукашенко, на актера Конкина в роли Павки Корчагина, но только не на персонажа легенды. «У меня отец такие усы носил, — говорит кто-то из наблюдающих, — В те годы они были в большой моде».
Мы отправляемся через весь цех на поиски старого мастера, который лично знал художника. «Рольдин его звали, — говорит смущенно старый мастер, когда мы подходим к нему с вопросами, — Рольдин Иван Иваныч. Он у нас на энергетическом производстве работал. Про картину ничего не знаю, я здесь с начала 80-х состою, а она уже висела в те годы. Мы с Рольдиным не особо хорошо друг друга привечали. Работали в разных цехах, просто жили в одном доме. Вы лучше у его сыновей спросите — они оба по соседству работают, в соседнем металлургическом».
Спустя минут двадцать мы сидим за одним столом со старшим сыном художника Александром Рольдиным. Человек он уже немолодой, спокойный и неспешный. Внезапному интересу к его отцу удивлен, хотя и не показывает этого.
«Отец, — говорит он, — рисовал всю свою жизнь. Это было его главное и единственное хобби. Только завод и картины. Сам искал краски, делал холсты. Когда он умер, много больших полотен осталось. Квартиру продавали — большинство из них раздали знакомым, поэтому теперь уже и не скажешь где они все. Рисовать отец очень любил. Ушел на пенсию в 65, после чего только и делал, что рисовал, но прожил, увы, недолго».
«А кем он был?» — спрашиваем, а то всякое рассказывают. «Родился отец в 1925 году, — репрессированным он быть никак не мог — это факт. Александр тем временем продолжает рассказ — В начале войны отца эвакуировали вместе с детдомом из Харькова, после чего он закончил в Самаре училище и устроился на наш завод. Здесь проработал всю свою жизнь, здесь встретил мать, мы с братом тоже здесь работаем. Династия».
«А вы сами картину с Лениным видели?» — спрашиваем уже на прощание. «Нет, — говорит Рольдин-младший, — Даже не слышал, но теперь обязательно схожу и посмотрю».