Как полюбить джаз

Шесть самарских джазменов — о музыке, импровизации и любимых альбомах

 2 023

Автор: Редакция

.

,

В этом году самарскому джазовому клубу «Движение» исполняется 20 лет. На юбилейный год у клуба насыщенная программа: например, в мае состоится джаз-фестиваль Moving Club Meets Friends-2018, а уже завтра — джем-сейшн, попасть на который можно бесплатно и без регистрации.

ДГ нашел шесть самарских музыкантов, которые играют и поют джаз, и узнал, почему джаз для них – это абсолютное творчество.

Алексей Титенко, бас-гитара

Сотрудничал с оркестром «Ритм», коллективами New A, Lime, «Танго и Кэш», Jiu Jitsu, Smile Band, S.V.BanD, играет в группах Cheese People, «ЭкватОр», Fernandez Band, преподаватель в джазовом клубе «Движение».

Титенко— Прелесть джаза в том, что все происходит «здесь и сейчас». Аранжировка есть во всей музыке, но в джазе господствует сиюминутность. Поэтому и на концерте всё происходит в контексте ситуации. Я называю это абсолютным творчеством: если музыкант на полную выкладывается на выступлении, слушатель это ощущает. Человек, который впервые слышит джаз, может моментально погрузиться в него.

Некоторые предпочитают ритмическое настроение, кто-то любит абстрактное звучание – всё это можно найти в джазе. К тому же, не стоит забывать об отечественной сцене. Раньше русский джаз был очень отстранённым от классического американского из-за ограниченности информационного пространства. Но постепенно занавес поднимался, и отечественная сцена начала прогрессировать и создавать многообещающие джазовые коллективы. Например, LRK Trio. Теперь в воспитании публики русский джаз занимает высокую позицию, часто выдавая качественный материал.

Инна Рахман, вокал

Интернациональный коллектив D’Black Blues Orchestra.

Рахман— Джаз — это синтез европейской и африканской культуры. Изначально он основан на рваном ритме. Смешение культур и музыки, как смешение кровей в человеке – всегда получается интересный результат. Сочетание разного — это всегда необычно, ново, а иногда — революционно.

Перед тем как войти в мир джаза, я с пяти лет занималась эстрадным вокалом. Потом в нашу музыкальную школу пришёл выдающийся педагог по джазу Сергей Бутов и перевернул наше детское сознание, заявив: «Сейчас мы будем заниматься джазом». Он собрал детский джазовый ансамбль из ритм-секции, духовой секции, перкуссии.

Многочасовые репетиции проходили на одном дыхании. Когда у меня начался получаться скэт (голосовая джазовая импровизация), я поняла, что влюбилась в джаз. Это музыка, в которой чувствуешь свободу и полностью выражаешь себя, как человека и музыканта. Позже, окончив эстрадно-джазовое отделение Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, я попала в коллектив D’Black Blues Orchestra. Сейчас это моя большая музыкальная семья.

Плейлист от Инны Рахман:

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong — Ella and Louis (1956)

Julie London  — The end of the World (1963)

Даниил Крамер — Jazz Games (2003, 2009)

Евгений Дементьев, гитара

Сотрудничал с джазовым ансамблем «Органум», «Джаз Вояж», участвовал в джазовом квартете тольяттинской певицы Инги Инди и ретро–ансамбле «ВИА Волга», преподаватель в джазовом клубе «Движение».

Дементьев— К джазу я пришёл не сразу. Но меня всегда тянуло к музыке, которая создаётся здесь и сейчас. Этим меня и привлекает свинг — одна из составляющих джаза. По сути, это традиционный жанр с особой организацией времени. Но независимо от стиля в джазе очень важна преемственность. Если человек не слушал традиционный джаз, современные исполнители будут ему непонятны.

Если рассматривать джазовые коллективы как театр, то можно их разделить на два вида. Это стационарные, к которым относятся группы-долгожители, и репризовые – собравшиеся на одно выступление без собственного репертуара. Последних в Самаре больше, потому что нет отдельных джазовых площадок. Всё ограничивается эпизодическими выступлениями. К счастью, есть «Движение» —  единственный в нашем городе джазовый клуб. Здесь не только учат игре на инструменте, но и организовывают тематические мероприятия. Главное, чтобы оставались музыканты, которые играют джаз, и люди, которые его слушают, – тогда жанр будет жить.

Плейлист от Евгения Дементьева:

Pat Metheny – Song X (1985)

Bireli Lagrene — Standards (1992)

Chuck Loeb – eBob (2003)

Екатерина Нестерова, пианино

Сотрудничала с коллективами Boomerang quartet, Ekzemplar, S.V.BanD, сейчас играет в Moonlight Trio.

Нестерова— Джаз – самая захватывающая музыка. Он может передать тончайшие настроения. С классикой так нельзя – музыкант должен работать по сценарию и не имеет права на авторскую трактовку. Джаз открывает простор для самовыражения, чтобы создать нужную атмосферу и подстроиться под слушателя. Это плюс для исполнителя, ведь он может передать свои эмоции, и для публики, которая может найти свой отклик.

Джаз открывает возможности для коллабораций. Мы с Moonlight Trio сотрудничали с чемпионом России по битбоксу Тарасом Станиным. Во время репетиций мы объединили наше понимание ритма и создали очень крутую музыку. Одно остаётся неизменным: джаз – это музыка момента. Поэтому и знакомиться с ним лучше на живых выступлениях, нельзя полностью прочувствовать музыку, сидя за компьютером.

Василий Походун, гитара

Сотрудничал с творческими коллективами Barbie&Kenny, Very Me, Uwe Nolte (Германия); кавер-группами Smile Band, Jazzart, «Экватор», Avenue Beat, Joy Band, Mix Style; эстрадным оркестром Evergreen, маршевым оркестром «Тэмп», преподаватель в школе рока Music Lub.

Походун— В юности я занимался бальными танцами. Наш кабинет был на одном этаже с музыкальным классом. Поэтому в коридоре всегда стоял особенный джазовый «запах»: звуки трубы, вокал. Но записаться туда мне удалось только некоторое время спустя — им требовался басист, а у меня была только акустическая гитара с самарской мебельной фабрики. Пришлось ждать, пока освободится место. Оттуда и началась моя джазовая история.

Одна из особенностей джаз-музыканта – стиль выбирает его сам. Все происходит совершенно неосознанно. Джаз свёл меня со стилем фьюжн. Он расширил звуковую палитру и внёс новые оттенки. Всё вместе – это эстетическое разнообразие для слуха. Джазовые музыканты всегда испытывали тягу к поиску нового и переосмыслению уже существующего. В классической музыке нужно играть строго по нотам. Но если ты начинаешь импровизировать – появляется джаз. Его нужно распробовать, как непривычное блюдо, и, скорее всего, он вам понравится.

Ольга Ситникова, барабаны

Учебный ансамбль «Монокль».

Ситникова— Кажется, что в джазе я оказалась еще в прошлой жизни. Я просто прогуливалась по летнему фестивалю «Пластилиновый дождь», где играли ученики самарского джазового клуба «Движение». И так вдохновилась, что буквально через год сама стала там студенткой. На базе студии у нас сформировался учебный ансамбль «Монокль» под руководством Алексея Титенко.

Сейчас в нашем коллективе каждый пытается постичь непостижимое – джаз. Он изменчив, как вода: может быть холодным, горячим, жестким или, наоборот, мягким. И мы находимся в этом потоке.

Проникнуться джазом можно, опираясь на собственные интересы. Например, начав танцевать. Джаз пройдет через ваше тело, и вы сможете не только его слушать, но и двигаться в такт. Можно, как я, начать играть джаз. Или просто начать слушать. Вспомните треки, которые звучали в торговом центре или где-то на улице. Многие из них – это джазовые стандарты. Может оказаться, что вы слушаете и даже любите джаз очень давно.

Текст: Катерина Маршалюк
Обложка отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook