Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День четвертый
210
Половина показов Московского кинофестиваля уже прошла. Фильмы разные. Есть шедевры, есть откровенно плохие картины, есть находки, и, безусловно, в таком многообразии лент может разобраться только настоящий профессионал. Виктор Долонько продолжает рассказывать о программе фестиваля, принимает участие в конференциях и круглых столах и рассказывает нам о фильмах, которые произвели на него особенно сильное впечатление.
Скрытой камерой. “Такси” Джафара Панахи
Этот день принес мне мало фильмов, но среди них есть хорошие. Прежде всего событие номер один в этой программе, это фильм Джафара Панахи “Такси”.
Джафар Панахи — это один из ведущих режиссеров независимого кино и уж точно ведущий режиссер независимого кино Ирана, который является лауреатом Венецианского фестиваля, Берлинского фестиваля и в 2011 году он был обвинен в антипропаганде политики, которую ведет исламское государство Иран, и ему было запрещено на 20 лет выезжать из страны и заниматься профессиональной деятельностью.
После этого он снял, не выезжая из Ирана, уже второй фильм. Этот фильм “Такси”, в котором он выступил автором сценария, режиссером, оператором и главным героем. Это фильм был показан на последнем Берлинском фестивале и получил там “Золотого медведя”.
Фильм чрезвычайно любопытный. Фильм очень ироничный, самоироничный и фильм очень горький. Режиссер мирового значения Джафар Панахи сидит на кресле водителя такси и возит по городу самых разных людей, но не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы познакомиться с историями, которые случаются, чтобы записать их на камеру, которая встроена в зеркало заднего обзора. Для того, чтобы помочь людям и создать вот такой манифест. Режиссер, который волею властей оказался в ситуации, когда он не может заниматься тем, ради чего живет.
Это очень горькое с одной стороны и очень ироничное кино, которое должен посмотреть каждый, но это тот самый случай, когда я не знаю такого российского прокатчика, который возьмет “Такси” в прокат. Это нереальная ситуация, так что надо искать в Интернете. Ни государство, ни бизнес не дает нам других способов познакомиться с шедеврами мирового кино, а это, безусловно, шедевр.
Этот фильм был в программе Петра Шепотинника “8,5 фильмов”, и второй фильм из этой программы завершал мой вчерашний день.
Смыть пятно. «13 минут» Оливера Хиршбигеля
Фильм немецкого независимого режиссера Оливера Хиршбигеля, который мало известен в России. Последние 10 лет он снимал в Америке, получил за один из своих фильмов приз за лучшую режиссуру на фестивале «Сэнденс». Естественно, ни в прокате, ни на фестивалях его фильмов не было. Сюда он попал, я подозреваю, потому, что автор сценария фильма Фред Праймерсдорфер — один из членов жюри московского кинофестиваля. Он с дочерью написал этот сценарий, который в оригинальном варианте называется “ELSER” по имени главного героя картины, а русские прокатчики дали ему название “13 минут”.
Это известная история, когда Адольф Гитлер, выступая в 39-м году на очередной годовщине “пивного путча” в Мюнхене, избежал покушения. Он покинул пивную за 13 минут до взрыва, что спасло его жизнь. Это покушение организовал Георг Эльзер, который не состоял ни в какой политической партии, сочувствовал коммунистам, ненавидел фашизм и который на допросе, когда его спросили, кто его на все это надоумил, ответил:»Это сделал я сам». Его спросили:»Почему?» На что он ответил: — потому что он свободный человек.
Мюллер, шеф гестапо, известный нам по фильму “17 мгновений весны”, здесь, конечно же, более жестокий, более дерзкий персонаж, спросил: «А что же такое “свободный человек”? Эльзер ответил, что это человек, который поступает в соответствии со своими убеждениями и ответственностью за свои поступки.
Вот такая история, которая не столько реконструирует события, сколько реконструирует историю формирования фашизма в Германии. Это очень страшный фильм. Там нет никаких “ужастиков”, но этот фильм страшен своей безысходностью. Его снимал немец, снимал с определенной степенью отчаяния, потому что вот картина — когда немцы свои собственные убеждения, свою историю и культуру ради того, чтобы подчиниться бесноватому ефрейтору. И это несмываемое пятно, которое легло на историю народа.
Ленин на китайском. «Довольно большие ноги»
Следующий фильм, на который я попал совершенно случайно, потому что приехал с “круглого стола” и надо было куда-то пойти и не было другого варианта. И я счастлив, что попал на фильм “Довольно большие ноги”.
“Довольно большие ноги”, это фильм китайской киностудии X’IAN, возглавляемой в свое время У Тяньмином. Фильм, которого даже нет в официальном каталоге фестиваля, он появился совершенно внезапно.
Это фильм о жизни глухой китайской провинции, в которой люди привыкли жить без воды, потому что в этом месте уже 3 года не было дождя. Они тянут воду из какого-то жуткого колодца глубиной около 200 метров, потому что это единственное место, где хоть какую-то воду можно найти, но эту воду невозможно пить. Если ей умываешься, начинаются всевозможные экземы и тому подобное. Эти люди хотят вырваться из этого порочного круга, в который судьба поместила их. Проклятые от века, в мире, в котором нет еды, кроме картошки, не знают, что такое чистая вода, что такое душ, ванна.
У них есть какая-то школа, но в ней преподает женщина, которая не является педагогом, и знания которой также чрезвычайно скудны. Эта женщина и есть главная героиня этого фильма. Она потеряла ребенка и не может представить свою жизнь без чужих детей, ставших ей родными.
На самом деле такая житейская драма сделана чрезвычайно добротно, профессионально. Там много юмора, есть свой китайский “Вовочка”, который сидит на первой парте и все время тянет руку, но когда ему дают слово, он морозит абсолютную ерунду.
У этого “Вовочки” есть папа, который развозит по этим затерянным деревням кино. Поскольку у этих деревенских властей нет денег, он и кино он продает старое и в очень плохих копиях. В них все время пропадает звук и этот “вовочкин” папа возит с собой китайский щипковый инструмент, и как только пропадает звук, он начинает петь заунывную песню караванщика, в которой пытается передать смысл, что на самом деле происходит на экране.
Все это было не было бы так смешно, если бы первый фильм, если бы первый фильм не был “Ленин в 1918 году”. И вот он под эту китайскую “гитару” петь: “Я Ленин. Я сижу в Кремле, я вызываю к себе лидеров держав только для того, чтобы сказать, что у нас в стране плохо с транспортом”. Когда это все поется на китайском языке, подыгрывая на народном инструменте, выглядит чрезвычайно забавно.
Но вообще это драма о столкновении двух миров в одном большом развивающемся Китае, который стремительно идет к званию развитой страны.
Оптимистический ответ. «Союз писателей» Татьяны Баженовой
Четвертый фильм, на который я попал, это что-то потрясающее. Это российская программа. Я попал на этот фильм, потому что круглый стол был в Доме кино и у меня не было других вариантов. И если я про первый “Достали!” ругался нехорошими словами, то здесь я не скажу, хотя ситуация забавная.
Фильм сняла третьекурсница литературного института в Москве Татьяна Баженова. Это ее дебют. Бюджет фильма 20 000 рублей. Люди, которые снимались в этом кино, делали это бесплатно. 20 000 рублей — это стоимость пленки и всевозможные, связанные с этим технические расходы.
Это вообще не кино, по большому счету. Это кино только в том смысле, если называть “кино” все, что снято на пленку. Но это потрясающая на самом деле история, которая рассказывает о кружке провинциальных поэтов. Ребята собираются, читают друг другу стихи, участвуют в поэтических турнирах и как-то живут такой наполненной духовной жизнью во главе с абсолютно признанным всеми лидером, который сам называет себя Федор Достоевский. И который читает замечательные стихи, сильно напоминающие поэзию Всеволода Николаевича Некрасова, это мой личный привет Сергею Лейбграду!
По ходу пьесы выясняется, что герой шизофреник, притом опасный. Все его шизофренические припадки опасны для окружающих. Но фильм не об этом. А фильм о том, что в середине 10-х годов XXI века в стране существует молодежная культура и пресловутый вопрос старшего поколения “На кого мы оставляем страну?” имеет очень оптимистический ответ. Мы на них оставляем страну. Мы можем быть абсолютно уверены, что она нас не подведут. Потому что та энергетика, что есть у этих ребят, артистов, изображающих этих доморощенных поэтов, вселяет оптимизм. Они живут жизнью, которой мы жили в конце 70-х, они живут той жизнью, которой наши родители жили в начале 60-х. И ничего по сути своей, если глобально отвечать на вопрос “Что изменилось?”, не изменилось. В любые времена можно найти способ прожить наполненно, насыщенно и честно.
В этом смысле этот фильм — манифест, в этом смысле он удался, хотя повторю к кино он не имеет никакого отношения. Потому что если препарировать его, как препарируют лягушку — вот печень, вот селезенка, у нас получится, что и печень и селезенка абсолютно больны. Режиссуры никакой, сценарий сомнительный, игра соответствующая, но манифест получился и я искренне посоветую.
Это очень молодая девочка, ей не надо “отбивать” бюджет, она абсолютно нахально записала свой фильм на кассеты и послала в жюри Венецианского, Берлинского фестивалей. И Московский международный кинофестиваль класса “А” на ее призыв откликнулся. Думаю, что она точно так же поступит с торрентами для того, чтобы сделать собственную презентацию.