,
Вот и подошла к концу счастливая пора тестовой эксплуатации трамвая «Метелица». Те, кто не успел прокатиться на этом чуде белорусско-швейцарского инжениринга, возможно, уже никогда не поймают завистливые взгляды участников дорожного движения, намертво застрявших в пробке.
Журналист ДГ сходил на итоги испытания и выяснил, будет ли дальнейшее сотрудничество «Штадлер Минск» и самарского ТТУ столь же приятным и что вообще изменится в транспортной системе города к чемпионату мира, который все мы так вожделеем.
Если, путешествуя в трамвае 20-го маршрута, вы хоть раз засыпали истинно богатырским сном, то вас наверняка доносило сюда – в Северное трамвайное депо, расположенное прямо напротив злополучного торгового центра «Парк Хаус». 29 марта оно стало центром притяжения для всех журналистов, которые так или иначе впечатлились белорусским трамваем «Метелица», бороздившим город последние полгода.
«Метелица» унеслась из Беларуси год назад. Сначала подвижной состав шесть месяцев мотался по Москве, а после успешного дебюта отправился в наш город. Теперь, спустя год скитаний, мы провожаем его обратно в Минск – после того, как его протрясло 40 тысяч километров по самарским трамвайным путям, трамваю требуется помощь специалистов по косметическому ремонту.
— Сегодня мы подводим только промежуточные итоги, — ласково объясняет главный конструктор «Штадлера» Алексей Ковецкий собравшимся неравнодушным, — а после составим протокол с техническими показаниями. По их итогам станет ясно, какие исправления нужны в конструкции вагонов. Когда мы внесём необходимые изменения, станет понятно, будем ли мы сотрудничать с Самарой по вопросам чемпионата мира. Отмечу, что наши коллеги из Москвы отзывались об этой модели только положительно.
В конечном счёте выбор остаётся за городскими властями. Сейчас испытание в городе проходит Усть-Катавский трёхсекционный трамвай с похожими характеристиками, ожидается ещё один состав от завода «Уралтрансмаш» — в общем, выбирать будет из чего. Но для Самары логичнее было бы выбрать то, что поимпортозамещённее и повыносливее, особенно учитывая то, что «Метелица» в том виде, в котором она проходила тестовую обкатку, стоит порядка 90 миллионов рублей. А к ЧМ-2018 планируется обновить транспортный состав аж 20 новыми трамваями и троллейбусами.
Впрочем, удешевить «Метелицу» можно, и директор по продажам «Штадлера» Маттиас Штёр, похоже, уже определил порядок действий: сиденья компоновать по принципу «2+1» вместо «2+2» или вовсе сделать рассадку по аналогии с метро. А ещё убрать двери с одной стороны вагона, уменьшить их количество с другой, убрать одну из кабин управления – всё равно в условиях Самары её польза сомнительна и трамвай не двинется в обратную сторону по тем же рельсовым путям. Количество «западных комплектующих» в этой модели и так сведено к минимуму – 80% трамвая собрано на территории Таможенного союза. Очевидно одно – «Метелица» в полной комплектации хороша, но городу вряд ли понадобится.
Что характерно, больше всего нареканий у жителей города вызвало то, что в трамвае негде стоять. Так что теперь швейцарские и минские конструкторы постараются сделать так, чтобы количество стоячих мест ещё очевиднее преобладало над количеством сидячих. Представителей прессы приглашают войти внутрь «Метелицы» ещё раз – окинуть прощальным взором причудливый симбиоз европейского качества и кропотливого труда братьев-белорусов. Обещанного «пресс-тура по одному из маршрутов» не будет — «Метелица», потихоньку скрипя на рельсах, делает несколько кругов по депо и заезжает в гараж.
— Вечером он, конечно, очень красиво смотрится, – произносит один из кондукторов, мечтательно глядя «Метелице» вслед. Тяжёлые двери закрываются следом, и с тяжёлым сердцем журналисты разбредаются по своим редакциям. Не стану говорить за всех, но я всё же надеюсь, что «Метелица» ещё вернётся к нам, а городские власти к тому времени, глядишь, и заменят все рельсы на проблемных участках. И будем кататься плавно и мягко, как сыр в масле.
Metelica 85300М — низкопольный трёхсекционный трамвай повышенной вместимости. Трамвайные вагоны предыдущего поколения моделей 843/84300М сегодня эксплуатируются в Республике Беларусь, Украине и РФ.
Трамвай спроектирован для эксплуатции в условиях континентального климата при окружающей температуре от -40 до +40 °C. Внутри предусмотрены две накопительные площадки для инвалидных кресел, велосипедов и колясок.