Город другими глазами

Что такое «Арт-консервация» и как проект спасает дома в старой Самаре

 911

Автор: Юлия Морозова

.


,

В августе волонтёры проекта «Арт-консервация» закроют четыре дома в историческом центре Самары красочными щитами.

Пока работа в самом разгаре, корреспондент ДГ Юлия Морозова узнала, как появился проект и что ему предстоит в 2024 году.


Координатор проекта Андрей Седых участвует в «Том Сойер Фесте» уже четыре года. На одном из фестивалей в Томске он увидел, как волонтёры закрывают окна и двери аварийных, но исторически ценных домов самодельными картинами.

В 2023 году Андрей решил повторить идею в Самаре. Цель проекта – сохранить культурное наследие города и привлечь внимание общественности к проблеме. Закрывая окна и двери раскрашенными щитами, волонтёры снижают риск проникновения вандалов в здание.

Андрей Седых — справа

1 ноября 2023 года волонтёры закончили первую «Арт-консервацию» в доме на улице Ленинской, 106. Здание нашло своего инвестора спустя две недели после того, как повесили щиты. Сейчас готовятся документы о продаже дома.

«Наша основная задача – вовлечь людей в процесс, чтобы они через приложенный труд и потраченное время понимали, каким сокровищем обладают. Люди, которые приходят сюда даже один раз, смотрят на город другими глазами», – считает Андрей Седых.

В 2024 году муниципалитет сам обратился к волонтёрам с предложением продолжить работу. Этим летом проекту предстоит законсервировать четыре дома – около 50 окон.

Работа началась ещё весной. Волонтёры прошлого сезона выбирали новую концепцию, опираясь на свои навыки и возможности. Решили рисовать витражи Самары, краснокнижных животных и  растения нашего региона.

«Витражи могут рисовать люди с любым опытом. Кто-то приходит семьями. Несложные элементы доверяем детям под надзором родителей», – объясняет куратор «Арт-консервации» Ксения Матина.

Витражи оказалось не так сложно нарисовать, как найти их. В ход шли все способы: от статей в интернете до самостоятельных вылазок в город.

«Один витраж находится в доме на пересечении улиц Фрунзе и Некрасовской. Мы смогли туда попасть и сделать фото, пока нас не выгнала вахтёрша», – делится Ксения Матина.

Выбор пал и на более известные витражи: «Путь к звёздам» из музея аэрокосмического университета, изображение муз в институте культуры и окно из самарского костела. Около каждого из рисунков будет QR-код с описанием работы.

Для помощи кураторы пригласили члена Союза художников Полину Горецкую. Художница делится опытом и помогает рисовать животных из Красной книги Самарской области.

«Когда меня позвали, я думала, что буду просто детям помогать, а здесь всё так монументально», – рассказывает Полина.

Полина Горецкая — справа 

В этом году в проекте участвует около 60 волонтёров. Половина из них приходит в «Арт-консервацию» уже второй год. Проект объединил участников вокруг идеи сохранения культурного наследия.

Несмотря на зимний перерыв в работе проекта, волонтёры продолжали видеться и даже вместе ездили в Рождествено знакомиться с архитектурой другого берега Волги. Волонтёры с теплотой называют себя «консервной семьёй».

«Здесь уходит страх браться за кисть и начать пускать краски в дело, приходит осознание, что на это будут смотреть люди и ты несёшь ощущение нужности. Кажется, что ты всегда здесь и был», – делится впечатлениями волонтёр Тамара Злобина.

Не перестают приходить и новые люди. Они заранее записываются у Андрея Седых. Иногда приходиться отказывать в визите – мест всего 20.

Готовые витражи привлекают гостей «с улицы». Многие заходят во двор, заметив красочные щиты. Только два витража ещё остаются не дорисованными.

«Когда создался «Том Сойер Фест», я приветствовала его с восторгом, потому что это нужно было нашему городу уже давно.

Все, кто любит Самару, с большим горем следили за тем, что происходит последние 30 лет. Я была рада, что могу помешать разрушению старого города», – рассказала волонтёр Людмила Касьянова.

Про финансирование Андрей Седых смело говорит: «Бюджет у нас не в ежовых рукавицах». Он покупает волонтёрам прохладительные напитки, арбузы и закуски, чтобы те не уставали за три часа работы.

По словам координатора, стоимость консервации одного дома эквивалента ремонту одного квадратного метра этого же здания.

«В процессе участия меня заинтересовала одна вещь. В моём далёком-далёком детстве мы жили под идеей коммунизма. Окунувшись в эту среду, я поняла, что это приближает меня к далёкой детской идее, в которой мы когда-то жили.

Когда люди существуют без денег, а к труду есть потребность. Здесь именно по потребности приходишь, здесь никакой другой выгоды нет», – считает Лилия Горобец.

Работы проходят во дворе дома-музея им. Фрунзе. Новости о проекте появляются в паблике учреждения в «Вконтакте».

Фотографии предоставила Ксения Матина 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте