МАЛЬВИНА ХОЧЕТ В КАРТАХЕНУ. Отрывки из истории самарской поп-музыки

 711

Автор: Редакция

Андрей Бурлака (знаменитый петербуржский рок-критик) в интервью «Другому городу» заметил, что «в провинции победил рок-н-ролл». Замечание верное, поскольку подтверждается статистикой. Ну-ка, сколько сейчас в Самаре поп-групп? В смысле, групп, играющих поп-музыку самарских поп-композиторов на стихи самарских поп-поэтов? Где они, местные Нюши Киркоровы?

Текст: Станислав Фурман

Вот с рок-группами всё ясно: их в Самаре — пруд пруди, выбирай на вкус. Мы живем в городе победившего рок-н-ролла. Поэтому найти местную попсу не так уж легко, иногда создается впечатление, что она и вовсе сгинула. А ведь была. Пела и плясала. Особенно в конце 80-х — начале 90-х.

Ну, на то как она плясала мы почти не сможем посмотреть (количество видеокамер на душу населения было просто смехотворным), а вот услышать – получится.

* * *

Вот, например, ВИА «Трест Аппетит». Они репетировали в «Звезде». И вроде даже какое-то время играли рок. Однако прославились (и далеко не на одной лишь местной сцене) хитом под названием «Автобус».

Эта песня записана в 1995 году. Да, все тогда хотели уехать. Хоть в Картахену, хоть в Хайфу, хоть куда-нибудь, только прочь, прочь из этой жути. И эта песня – о мулатках, море и тюльпанах, о светлой и, скорее всего, несбыточной мечте, вселяла в публику надежду: авось еще уедем, может повезет…

* * *

А за год до появления этой записи, в еще более далеком 1994 году, самарская поп-певица Юлия Денисова сверкнула аж на главном из немногочисленных тогда еще каналов страны. В обществе Цекало и Лолиты. Под аплодисменты Ларисы Рубальской, Виктора Чайки, Ларисы Долиной, Михаила Танича и Юрия Антонова.

Правда, в данном случае автором песни является продюсерский центр, а текст, очевидно, написан тем же роботом, который придумал эту ритм-секцию, но главная тенденция всё та же: жители закрытого в недавнем прошлом города на Волге рвутся к морю. Хотя бы в отпуск, на две недельки…. Хм, интересно, получила Юлия эту «Оку»?

* * *

Во времена группы «Мальвина» «Ока» у нас была еще в диковинку, поскольку времена эти пришлись на 1989-90 годы. Митинги. Табачный голод. Жизнь по талонам. Куйбышев гундит. На ненужных заводах – о политике. В очередях – о еде. В подъездах – под гитару. «Ласковый май» с «Миражом» клонятся к закату, но еще звучат из каждой кассетной «Электроники» у каждого подъезда. И тут…

malvina

Такой вот самарский мираж любэ. С собственной музыкой, собственными текстами и собственной «Ямахой». Так что, у славного самарского синтипопа глубокие корни. И на западе эти корни уходят в «Шизгару», а на востоке – в фуражскую песню.

По сравнению с такими текстами, в которых такие рифмы, все эти «ласковые» не канают ваще. «Мальвина» — чистая поэтика Машстроя. Если это – стилизация, то безупречная, а если нет, то перед нами – плод ничем не замутненного сознания куйбышевского школьника на излете Перестройки. В каком-то смысле альбом «Ночь» — это билет в прошлое, до станции «Агония СССР»: первые полпесни – и ты уже там.

* * *

90-е оказались для провинциальной авторской поп-музыки финалом. В том числе и для самарской. Кто-то зацепился в столице, большая часть осела по кабакам со своим и чужим шансоном, некоторые сменили профессию, кого-то больше нет…

То ли дело 80-е! Одна только группа «Синтез» чего стоит! Группа «Синтез», легенда куйбышевских дискотек, само название которой вызывало у старшеклассников благоговейный трепет…

Sintez

«Синтез» был моднее и круче всего, что показывал телевизор. Под них можно было танцевать и твист…

…и брейк-дэнс…

…да хоть любую из частей балета об охоте на космических дроздов!

Более того, у них был настоящий хит, который знал весь город: «Давайте бегать!»

За билеты на дискотеку, где должен был выступать этот коллектив, давка начиналась сразу, как открывалась касса. В 1986 «Синтез» выпустил двойной альбом, а к концу 80-х исчез.

* * *

А напоследок хотелось бы отметить, что Самара обладает правом первенства как минимум на одно из направлений современной российской поп-сцены. Принято считать, что именно наша, самарская группа «Час пик» впервые выступила с русским рэпом. Как раз в том году, когда родился Тимати. Совпадение?

chas peak