ЛЮДИ В БАНКЕ. Погружение в профессию банковского работника

 3 259

Автор: Евгения Волункова

.
,

Сколько на самом деле зарабатывают банковские служащие, чего хотят руководители, какие правила нужно непременно соблюдать и кто может разлучить любовников? Бывший банковский служащий рассказывает о нюансах работы в разных банках.

Текст: Евгения Волункова, иллюстрации: Наталья Пирожкова

банк

Про трудоустройство

Я работала в разных банках на разных должностях. Была экономистом, работала с клиентами, во внутреннем контроле. А начинала с секретаря. Когда мне только предложили эту работу, я занервничала – банковская область была дикой и не понятной. К тому же, у меня не было никакой строгой одежды, а на собеседование нужно было выглядеть презентабельно. Помню, как вечером накануне собеседования мы с мамой бегали по магазинам в поисках костюма.

После собеседования я была уверена, что провалилась. И очень расстроилась из-за того, что зря купили такую дорогую одежду. Звоню маме: «Нужно сдать костюм в магазин. Меня не взяли».  Но мама сказала — пусть костюм будет. Через неделю мне позвонили из банка и сказали, что я могу выходить на работу.

Про дресс-код

Сложнее всего было свыкнуться с правилами. В банке они специфические и часто строгие. Например, в одном был ужасно строгий дресс-код. Белые блузки, темные брюки и юбки не выше колена – вся допустимая одежда и зимой, и летом. Если ты в юбке, обязательны чулки, если в брюках – туфли. Кстати, летом в чулках и пиджаках нам не было жарко – кондиционеры работали на полную мощность. Из-за них ,кстати, у нас часто случались разборки: кому-то жарко, а кому-то холодно. И как быть?

В каждом банке есть кодекс корпоративного поведения. В моем банке в нем было прописано, как мы должны одеваться, вплоть до нижнего белья. Если блузка светлая, белье тоже должно быть светлое, не должно  просвечивать из-под одежды. Когда сидишь, край трусов не должен выглядывать из брюк.

За «неправильную» одежду устраивали выволочку. Причем, с придирками часто перебарщивали. У нас была управляющая, шестидесятилетняя дама. Она ввела строгий дресс-код и рьяно следила, кто во что одет. Однажды она придралась к одной из сотрудниц за то, что её блузка была не того оттенка. Помню, мы все выстроились вряд. Она нас ругает, говорит, как мы не умеем одеваться, какие мы неприличные. А сама в гипюровом топике с накинутым на плечи пиджачком. Было очень обидно.

Одежда – это вообще был кошмар для многих. На неё уходила большая часть зарплаты, потому что хорошая блузка стоит не пятьсот рублей. А надо носить хорошую, потому что стираешь её после каждой носки. Дешевая одежда быстро выходит из строя – появляются катышки и потертости.

Про общение с сотрудниками

Ещё в корпоративном кодексе было прописано, как общаться с сотрудниками. Дословно не помню, но как-то: «Общение с сотрудниками должно быть дружелюбным, но не дружеским и должно ограничиваться рамками работы». То есть, по мнению руководства, мы роботы: пришли на работу, поздоровались с коллегами и весь день молчим. Причем, общение не приветствовалось даже после работы. Идешь, например, с коллегой вечером пить кофе, а руководство недовольно.

Вообще, во всём, что касается отношений в банке, была строгость. Увольняли за выданные родственникам кредиты, и ни в коем случае нельзя было работать с близким человеком в одном банке. Если, например, сотрудники одного банка встречаются и собираются пожениться, кто-то один должен уволиться.

При мне одну пару хотела разлучить служба безопасности. Сотрудники службы отследили  их переписку по почте и по одному вызывали на «беседу». Парню говорили, мол, как ты можешь с ней встречаться, она такая сякая, нехорошая! И девушке то же самое. В конце концов, парень ушел из банка, они поженились, и всё стало хорошо.

Про причуды руководства

Если в одном банке был строгий дресс-код, то в другом всё могло быть иначе. Например, однажды руководитель собрал нас  и сказал: «На улице весна. Я хочу, чтобы в банке было больше секса! Одевайтесь ярче, и интереснее станет работать. На работу должно стоять!»  После этой вдохновенной речи некоторые сотрудницы пришли на работу в леопардовых лосинах и белых прозрачных блузках. И был секс.

Вообще, у каждого руководителя свои причуды. Если один хотел в банке секса, другой очень хотел, чтобы на совещаниях не спали. И потому мы на них стояли. И он тоже говорил стоя, с небольшой трибуны.

В одном из банков мы общались  с коллегой-мужчиной.  Вдруг к нам подошел начальник отдела персонала. Умудренная опытом, я подумала: «Всё, сейчас будет выговор». А он улыбнулся и привел статистику браков, заключенных в их банке. И намекнул, мол, вперед, ребята! Вот такой разный подход к дисциплине в разных банках.

банк

Про коллектив

Работать в банке проще «своим». Знакомым. Если ты друг начальника – вырастешь быстрее. Очень ощутимо деление на своих и чужих. На тех, кого кто-то привел, и тех, кто пришел сам. Причем, если на одну должность рассматривают двух людей, то берут не того, кто умный и с улицы, а того, кто глупый, но свой.

Свои и чужие разделяются на коалиции и находятся в негласном состоянии войны. Это очень мешает работе. Бывает, тебе от человека из «другой коалиции» нужен важный документ или отчет. А он не дает. И ему все равно, что это нужно для работы.

Про клиентов

Клиенты все разные, но принцип общения с ними один – вежливость, готовность придти на помощь, приветливость и обязательно терпение. Уважительное отношение должно быть ко всем одинаковое, не важно, есть у клиента «золотая» карта или нет.

Некоторые клиенты приходят только к одному конкретному работнику. Недавно я встретила бывшую сотрудницу, и она рассказала, что один её бывший клиент до сих пор приходит в тот банк, где она работала и спрашивает её. Ему говорят, что она давно не работает. А он надеется: «Вдруг вернется?»

Менеджер, которая меня стажировала, как-то сказала, что у каждого работника есть клиент, который будет тебя люто ненавидеть. Пусть все носят шоколадки, один обязательно будет проклинать. И так и было.

Приятный момент в работе с людьми – поднятие его настроения. Бывает, что человек приходит из другого банка разъяренный – там ему нагрубили или не помогли. Или просто у него что-то случилось, и он хочет убивать. И когда поговоришь с ним вежливо и с улыбкой, он меняется на глазах. Некоторые тут же бегут за шоколадкой.

Был один клиент, дедушка. Он  звонил и рассказывал обо всей своей жизни. Про сноху, про сына, про соседей. Сидишь и слушаешь. Когда я ему говорила, что личные разговоры с сотрудником банка исключены, он тут же интересовался вкладом или курсом валют. Выслушивал ответ на вопрос и продолжал рассказывать про внука.

Про минусы и плюсы

Самый большой минус в работе  – те самые коалиции. Ещё неприятны корпоративы. После банковских я их в принципе не люблю и не посещаю.  После вечеринки сотрудники обязательно обсуждают, кто как был одет, с кем танцевал, сколько выпил… Такое невыносимое перемывание костей.

Большой минус работы в банке – запрет на подработку. Причем, на любую – берешь ты работу на дом из другого банка или работаешь по ночам вахтером. А вдруг ты сливаешь кому-то банковскую информацию? Узнают – могут уволить.

В банках нам часто намекали, что мы все винтики, и незаменимых нет. И никто нас не держит. И если вылетишь, в другой банк уже не возьмут. Всё это напрягало.

Работа в банке интересная. Когда я пришла, прямо горела желанием скорее узнать, что происходит с деньгами, когда кладешь их на карточку, как делается перевод. Мне нравилось изнутри изучать работу этой огромной машины, интересно было общаться с людьми, помогать им.

Работая в финансовой сфере, я кое-чему научилась. Например, тому, что ни в коем случае нельзя брать кредит. Если есть возможность, лучше занять у родственников. И держаться до последнего. Кредит – это только если совсем нет никакого выхода.

После работы в банке я не боюсь общаться с людьми, мне легче проходить собеседования. После  собеседования, на котором могут спросить «А сколько ты стоишь?» ничего уже не страшно.

банки

Про нюансы

Банковский служащий должен быть готов ответить на любой вопрос клиента и  потому должен быть в курсе всего. Знать курс различных валют, уметь рассказать о всевозможных вкладах и кредитах и вообще должен быть эрудированным. Один клиент как-то спросил у меня, какое расстояние от  Земли до Луны, а иностранцу, который менял в нашем банке валюту, мы рассказывали, где купить авиабилеты и как доехать до аэропорта.

К сожалению, в банке много бесполезной работы – всё это подшивание документов, составление бесконечных отчетов. Причем, в каждом банке своя схема работы, и если ты переводишься из одного банка в другой, весь твой предыдущий накопленный опыт обнуляется. Особенной проблемой это становится для людей в возрасте.

Первое время я засыпала над документами. Когда ради одной нужной фразы читаешь двадцатистраничное положение, в котором масло масляное – сложно не клевать носом. Зато теперь чтение меня бодрит.

Про график и обед

График работы очень строгий. Опаздывать нельзя, отлучаться нельзя. Официально рабочий день банковского служащего длится с 8 до 17 часов.  Но часто задерживаешься до восьми, берешь работу домой на выходные. В некоторых банках задерживаться на работе запрещено. Возможно, эти строгие правила ввели после того, как в Тольятти в одном из банков сотрудник украл 15 миллионов. Тихий был, трудолюбивый. Оставался после работы, не просил прибавку к жалованию… А потом слинял с кучей денег.

—На обед успеваешь не всегда.

В одном банке вместо обеда я раскладывала по папкам документы. В другом банке нас заставляли есть вне офиса.

А столовых рядом не было. До ближайшего общепита надо было идти 20 минут, еду несли 30.

И никак нельзя было успеть. Руководство знало об этом, но комнату приема пищи не оборудовало. Руководители ели в своих кабинетах или ходили в ресторан – им позволяла зарплата. А нас ругали, если замечали, что жуем на рабочем месте.

Однажды я спросила у начальницы, где мне есть? Она сказала: «Кушай внизу». А внизу тоже кабинеты и коридор. Где там есть? «Ешь рядом с ксероксом в коридоре», —  посоветовала она. А я сказала: «Хорошо, давайте отобедаем там вместе». На тот момент я написала заявление об уходе в другой банк, потому была смелая. После этой истории на собеседованиях я всегда спрашивала, как обстоят дела с обедом? Кстати, именно работая в банке я заработала язву желудка.

Про зарплату

Вопреки общественному мнению, зарплаты в банках маленькие. Хорошо зарабатывают только начальники, а обычные служащие зарабатывают средненько. В некоторых банках, правда, дают квартальные премии и бонусы за привлеченных клиентов по кредиту. А в других на восьмое марта не дадут и ста рублей.

—  Когда я пошла работать в банк, подруги спрашивали: «Что, насмотрелась сериала «Банкирша»?» А сериал про мать-одиночку, которая устроилась в банк. И ей сразу дали льготный кредит на машину, квартиру, большую премию. Она стала кататься как сыр в масле и быстро выплатила все кредиты. Может, поэтому люди думают, что банковские работники шикуют?

Когда говоришь кому-то, что работаешь в банке, видишь огонек зависти в глазах. А в поликлинике, когда слышат, что работаешь в банке,  выписывают самые дорогие лекарства.

Приходит как-то бабусечка, кладет два миллиона в банк. И приговаривает:  «Вот, мало, конечно, но сколько уж есть… У вас-то зарплаты огромные, для вас два миллиона – не деньги!» Ну, не станешь же перед ней оправдываться.

Про причины ухода

Я ушла из банка, потому что на совещании руководитель сказал, что нужно развиваться. «Поставьте себе цели, – сказал он, – напишите на листочке, чего вы хотите достигнуть в жизни». Я написала зарплату, многое другое и поняла, что на этом месте мне будет трудно достигнуть своих целей. Не могла же я попросить в обход других повысить мою зарплату? Хорошо подумав, я ушла совсем в другую сферу. И сейчас счастлива.