«Школа не желает детям ничего плохого»

Как учителя и родители могут помочь подросткам найти себя

 471

Автор: Евгения Новикова

.


,

В Самаре четвертый год реализуется программа для школьных педагогов «ЛюбиДелай». Она направлена на помощь подросткам в осознанном выборе профессии, и в этом году побила рекорд по количеству участников. Узнали, какой отклик нашла программа у подростков и кто должен помогать им в профориентации – учителя или родители.

Татьяна Бочкарева уже 27 лет преподает в Гимназии №133 историю и обществознание. По ее словам, в этих предметах нет рутины — постоянно приходится много читать, смотреть и анализировать, чтобы вовлечь в учебный процесс детей.

Помимо этого в течение 10 лет Татьяна руководила в учреждении проектом «Ученическое самоуправление», а с 2018 года занимается проектом «Профессиональное самоопределение». В рамках этого проекта Татьяна организует в гимназии мероприятия по профориентации, мастер-классы с участием представителей предприятий, встречи с представителями колледжей и вузов. Эта деятельность и привела ее в программу «ЛюбиДелай».

Программу открывает тренинг для педагогов — в этом учебном году от проходил в онлайн-формате. После этого участники получают все необходимые материалы и собирают группу подростков на площадке образовательного учреждения. В процессе тренеры «ЛюбиДелай» консультируют учителей в режиме онлайн и делятся дополнительными материалами для работы с подростками.

В прошедшем учебном году Татьяна Бочкарева выполняла программу с учениками 9А класса. В общей сложности ей уделили в гимназии 12 часов. В следующем году ее реализацию продолжат, но как внеурочную деятельность, и увеличат время до 34 часов. На этот раз программу предложат ученикам 8 класса.

О собственных интересах

Бочкарева Татьяна Владимировна

— Обучение проходит очень интенсивно и подразумевает активное взаимодействие детей друг с другом и с педагогом, а также выполнение различных домашних заданий, например, челлендж «Самая неизвестная профессия».

Бурю эмоций у детей вызвал тренинг «Кто или что влияет на мой выбор?» Все сошлись во мнении, что винить никого не надо — человек сам несет ответственность за себя, ее нельзя перекладывать на другого. Ребята с большим интересом выполнили упражнение «Персонажи и профессии», подбирая героям книг и фильмов дело жизни. Интересно, что некоторым персонажам разные группы учеников выбирали одни и те же профессии, и аргументировали этот выбор. А в процессе выполнения заданий по истории мы отрабатывали мягкие, или гибкие навыки, известные как 4К-компетенции: креатив, коммуникативность, командная работа и критическое мышление.

Готовясь к занятиям, я не всегда могла предвидеть результат и реакцию детей на то или иное упражнение. На уроках в этом плане гораздо проще работать. Но в конце тренингов становилось легко — дети благодарили и с нетерпением ждали следующего занятия, пытаясь выяснить, что же их ждет.

Программа построена так, чтобы преодолеть стереотипы в выборе профессии. Большинство учеников до сих пор действуют по схеме: поступлю туда, куда хватит баллов, или на что будут деньги у родителей. Инструменты «ЛюбиДелай» помогают детям задуматься о своем будущем, о возможности реализации собственных интересов, о том, как свое хобби превратить в профессию.

Многие дети совершенно иначе раскрывались в момент общения друг с другом – это было заметно, я как учитель пять лет работаю с этими детьми. Благодаря программе я узнала об их увлечениях, которые многие из них скрывали. Надеюсь, что те, кто останутся в 10 классе, смогут проявить себя иначе в течение следующих двух лет.

В целом мое представление о подростках после программы изменилось мало — за столько лет работы я привыкла к постоянным психологическим изменениям в их поведении. Да, современные дети отличаются от тех, с кем я начинала проект «Ученическое самоуправление» в 2008 году. Они стали более мобильны, легко приспосабливаются к внешним изменениям, осваивают новые технологии. Но они стали меньше читать, гораздо сложнее анализируют информацию и запоминают ее, потому что не видят в этом необходимости — в любой момент все можно найти в интернете. Им сложно объяснить, что в будущем это понадобится — работодатель заинтересован в сотрудниках, владеющих soft и hard skills.

Высшее образование для нынешнего поколения – не самоцель. Главное – это самореализация. Об этом говорят и психологи. Большинство подростков хочет заниматься тем, что приносит им удовольствие, но в тоже время это должно приносить хорошие деньги, потребности велики.

Что значит быть крутым

Конечно, как и 10-15 лет назад, среди детей есть и те, кто еще в 7 классе твердо знает, какую профессию хочет получить, и те, кто уже на пороге выпуска не может определиться с выбором.

В 2008 году многие наши выпускники поступали в гуманитарные вузы, выбирая экономические и юридические специальности. В этом году ребята, которые уходят после 9 класса, выбирают программирование и графический дизайн. Индивидуальные проекты, которые они делали для допуска к экзаменам, были посвящены разработке мобильных приложений, собственным сайтам, дизайну календарей, видеороликам, которые они сами снимали и монтировали. Сейчас быть «крутым» — это владеть цифровыми технологиями, получать от этого удовольствие и уже сейчас зарабатывать на этом.

Выпускники 11 классов за последние четыре года в равной мере выбирают для поступления и гуманитарные, и технические вузы. Несмотря на то, что у нас гуманитарный профиль, много желающих стать инженерами, технологами и даже пилотами. Хотя устроиться по технической специальности сейчас не менее сложно, чем по гуманитарной. Мои выпускники отмечают, что программы вузов не дают полного представления о будущей профессии, а практика в большинстве учебных учреждений проходит формально.

В нашей гимназии — углубленное изучение иностранных языков, но сейчас гораздо меньше детей выбирают вузы с последующим изучением только языков. Они осознают, что иностранный язык сегодня — прикладной к профессии, к жизни. А я, хоть и преподаю историю и обществознание, всегда стараюсь донести ребятам, что без знания языков ориентироваться в современном мире будет очень сложно. Лишний раз мы убедились в этом на самоизоляции, пытаясь освоить новые онлайн-платформы, у которых весь интерфейс — на английском.

Один выпускник рассказывал, как ему пригодился французский язык во время работы — на металлургический завод прибыли специалисты из Франции, которые не говорили ни по-английски, ни по-русски, и он выполнял задачу переводчика. Другой выпускник думал, что ему никогда не пригодится немецкий — сейчас работает врачом в Германии.

Учитель или родитель

Я по-прежнему считаю, что учитель в школе необходим, и никакая цифровизация образования или онлайн-обучение нас не заменят. Я вижу, что живое слово учителя очень важно для детей.
Учителям нужно понимать, что ребенку необходимо помочь реализоваться. Общеобразовательная система на старшей ступени должна быть ориентирована на выбор школьников с учетом их поступления в вузы. Учебные программы необходимо строить с учетом профориентации подростков.

На мой взгляд, ни к чему выяснять, чье влияние сильнее: школы или семьи. Это два важных первичных института социализации ребенка, которые должны взаимодействовать.
Родителям нужно понять, что школа не желает им и их детям ничего плохого, и активно участвовать в мероприятиях по профориентации. Стоит прислушиваться к мнению учителей в процессе самоопределения ребенка, поскольку дети большую часть времени проводят в школе.

В нашей гимназии многие папы и мамы активно участвуют в проекте «Профессиональное самоопределение»: готовят агитбригады, помогают делать видеосюжеты к конкурсам, организуют мастер-классы, сами проводят уроки от профессионала. Только совместной деятельностью школы и родителей можно ориентировать детей на осознанный выбор.

К сожалению, многие родители до сих пор ориентированы на юридические и экономические специальности, и решающее значение имеет стоимость обучения.

Преодолеть это очень сложно. Я считаю, в каждом учебном заведении должна быть разработана профориентационная программа, в которой должны быть задействованы и родители, и дети. Они должны получать своевременную информацию по рынку труда и прогнозы его изменчивости. Конечно, такая работа уже ведется — например, реализуется федеральный проект «Билет в будущее», который помогает детям ориентироваться в личном выборе, предлагая прохождение тестов и профпроб.

Фото обложки отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter