,
Сегодня, 12 апреля в Доме архитектора состоится презентация книги-альбома «Космический Куйбышев» екатеринбургского издательства TATLIN, посвящённой архитектуре советского модернизма 1960-1980 годов. Авторы книги – архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко — прочитают лекцию «Архитектура как предчувствие». Они же презентуют выставку «Космический Куйбышев», основанную на фотоматериалах книги. Начало мероприятия 18.00.
В программе вечера — лекция “Еконструктивизм”, посвящённая свердловскому конструктивизму, которую прочитает Эдуард Кубенский – архитектор и главный редактор издательства TATLIN. Эдуард также представит «Путеводитель по архитектуре Екатеринбурга 1920-1940-х годов» и устроит выставочный перформанс “Узорник русского авангарда”.
В заключение создатели проекта “Рождение Сверхновой” расскажут об уникальном общественном пространстве и перспективах развития территории вокруг музея «Самара Космическая» и расположенных поблизости знаковых объектов культуры «Фабрики-кухни» и КРЦ «Звезда».
С разрешения автора Виталия Самогорова ДГ опубликует две цитаты из книги «Космический Куйбышев»:
Наследие модернизма
Введение
«В последние годы мы столкнулись с проблемой отношения к архитектурному наследию, в том числе и к архитектурным постройкам периода советского модернизма. Общественное мнение совпадает с профессиональным по отношению к архитектуре досоветского периода, в которой большинство сохранившихся объектов считается памятниками архитектуры.
Однако архитектура советского модернизма 1960—1970-х годов такого статуса не приобрела. Постройки этого периода подвергаются неоправданным трансформациям, в результате чего, они теряют свои архитектурные качества. Некоторые объекты необоснованно сносятся. Накопленный опыт индустриализации и типизации в строительстве жилых и общественных зданий этого периода не востребован и не является предметом профессионального изучения.
Архитектурные объекты советского модернизма не вносятся в список охраны памятников. Даже такие очевидные достопримечательности Самары (Куйбышева), как дом культуры «Звезда», Здание проектных институтов, Здание энергосистем Поволжья и другие не имеют ограничений режима их использования и реконструкции. Существуют целые районы и городские ансамбли, которые не получили должной профессиональной оценки в тоже время архитектурный слой изучаемого периода обладает не только эстетическим, архитектурно-строительным, но и научно-техническим потенциалом, который до сих пор востребован как источник градостроительных и архитектурно-планировочных идей, а также как пример решения социально-экономических проблем связанных со строительством.
С развитием в Самаре рынка недвижимости неуклонно растет актуальность изучения опыта проектирования социального жилья. Архитектура периода массового строительства в СССР — важная и неотъемлемая часть современной архитектуры XX века соразмерного аналога тому явлению в мировой архитектуре практически нет. Именно поэтому возникла необходимость показать основные особенности и обобщить опыт градостроительного и архитектурного формирования Самары (Куйбышева) в период с1960-х по 1970-e.»
Дом актёра
«Проектирование Дома актера началось по заказу Всероссийского театрального общества в 1965 году. Выбор участка под новое здание проводился с учетом близости к зрелищным зданиям города — Театру оперы и балета и Драматическому театру.
Дом актера представляет собой «вставку» между двумя зданиями конца XIX — начала XX веков. Остекленный первый этаж занят кафе и вестибюлем и раскрыт на город, зрительный зал и фойе расположены на втором этаже. Фойе выходит на открытую террасу с прозрачным поручнем, образуя с ней единое визуальное целое, разделенное лишь стеклянной плоскостью витража, и ориентировано на площадь Куйбышева. Чтобы выявить театральную принадлежность здания авторы делают над витражом первого и второго этажей глухую стену в виде поднятого занавеса. Вход в здание асимметрично смещен в сторону улицы Галактионовской и акцентирован козырьком и металлическим барельефом. Архитектура Дома актера функциональна, тактична по отношению к окружению и учитывает масштаб сложившейся застройки. Здание запроектировано на основе Каркаса НИО3. Дом актера стал самым метафорическим архитектурным объектом периода советского модернизма в Куйбышеве».
Генпроектировщик “Куйбышевгорпроект” архитектор В. Г. Каркарьян, Н.А. Красько, художник А.Г. Штейман, начало проектирования 1965, окончание строительства 1973. Адрес: Россия, Самара, ул. Вилоновская, д. 24.
В книге представлены реализованные объекты, и что не менее интересно — эскизы и наброски не осуществленных проектов Алексея Моргуна, Вагана Каркарьяна, и других известных куйбышевских архитекторов. Авторы альбома — Виталий Самогоров, Валентин Пастушенко и Олег Федоров, послесловие подготовил Виталий Стадников. Фотографии: Валентин Пастушенко, Виталий Самогоров, Олег Федоров. Книгу можно приобрести после презентации. Цена — 650 рублей.
Место: Дом архитектора, Чапаевская, 210
Дата и время: 12 апреля, 18.00
Вход: бесплатный