КОГО ВОЛНУЕТ. Исполнители песен о Волге рассказывают почему, зачем и как они их поют
322
Исполнители песен о Волге рассказывают, почему, зачем и как они их поют.
Текст: Данила Телегин, Андрей Кочетков
Владимир Пахомов, руководитель Государственного Волжского русского народного хора им. П.М. Милославова
«Сама местность повлияла на волжские песни. В них можно услышать широту, глубину и плавность Волги, красоту ее берегов, судьбы бурлаков и рыбаков. Хороводы, распевы — все это идет от состояния души волжанина.
Волжский народный хор придерживается полуакадемической манеры; звук очень объемный, но не кричащий, а плавный, прикрытый. Такова саратовско-самарская манера пения.
Помогает раскрыть все богатство звучания волжских песен то, что в нашем хоре несколько женских групп, а также полный набор мужского хора, и расставлены они по-особенному. Вообще наш хор — это три огромных цеха: вокальный, инструментальный и хореографический. Танцы у нас короткие, но очень емкие и выразительные. Оркестровки отличаются богатством гармонии. Все вместе эти составляющие позволяют нам полностью передать суть волжских песен».
Оркус, группа Mordor, повелитель
«Песня «Рок-н-Ролл Волга» была написана под впечатлением от нескольких первых cамарских фестивалей. Отличная организация, гостеприимный город и потрясающая рок-н-ролльная атмосфера, царящая и на площадке, и за кулисами, вызвали во мне самые позитивные эмоции. И однажды они вылились в песню. Я рад и горд, что уже несколько лет подряд «Рок над Волгой» открывается именно ею».
Ирина Сурина, кантри-фолк певица
«На Волге первый раз побывала в Самаре, несколько лет назад с фестивалем МАМАКАБО. Потом приехала на Грушинский летний в момент разделения фестивалей, по приглашению друзей… Песню люблю с детства! Исполнять ее стала случайно: нужна была песня про Волгу на Зимнем Грушинском, попросили спеть меня. Воспользовалась, так сказать, моментом, с тех пор и пою. Иногда!»
Владимир Бузин, «Весна на улице Карла Юхана», гитарист и автор песен.
«Весной я выходил на улицу и бросал спичку в ручеёк у дороги, как корабль она неслась в речку Городню, Городня впадала в Москварику, Москварика в Оку, Ока в Волгу под Нижнем. И нёсся мой кораблик до самой Волги, до той небесной Волги, которая до самого неба.
Так случилось что видел я Волгу и у истока где пил её воду, и подо Ржевом, где Волга встречается с Вазузой, и в Твери, и в Угличе зимой пил вино на берегу заедая колбасным сыром, и в Ярославле, и в Костроме, и в Нижнем где впадает Ока, а на Оке я провёл всё своё пионерское детство.
Видел Волгу и в Казани, и уж не вспомню сколько раз в Самаре, и в Астрахани. Видел и с борта самолёта, и в жуткой лодчёнке в 3 часа утра, не дай Бог, перевернётся.
Ира же волжанка, с волжским загаром, с Волгой в белых волосах.
С голосом Волги.
Тихим и буйным как ушкуйнички, иногда.
Волга течёт через нас, сквозь нас, и рядом с нами.
И эта моя спичечка всё плывёт и плывёт в мою небесную Волгу, а Волга уходит прямо в синее, синее небо…»
Олег Каданов, «Оркестр Че», вокалист
Первое знакомство с Волгой у меня крепко завязано со знакомством с женой. Кира была организатором наших первых концертов в Тольятти и Самаре. И когда мы приехали в Тольятти первым делом нас повезли к Волге. Невероятная мощь и красота крепко поразили нас! По приезду почти сразу-же родилась песня под названием Волга.»
Демиан Моргачёв, «MAD», гитарист
«2004 год. Август. С Андреем Березовским (шаманом из группы » Руки», ландшафтным психотерапевтом и владельцем парусного катамарана) в жуткий шторм шли против течения с Васильеских островов в Самару. Холодный дождь ночью. Какие-то пароходы из ниоткуда, воющие по волчьи берега, молнии сверкают, нервы, Пинк Флойд, алкоголь, викинги, психотерапия… Ладно, кое-как легли под утро спать.
Наутро,- несколько строчек про необыкновенный характер и крутой нрав девушки нашей, главной любимицы — Волги прямо сами родились из ниоткуда.
Какое-то обрывочное воспоминание об этом летнем приключении существует, конечно же, в самой песне. Но «классический» вариант появляется позже, намного.
2006 год. Лето. Июнь месяц. Вова (Кострюков) пишет набросочек первого куплета. И отличный запоминающийся мелодический ход припева для несуществующей песни о Волге. Показывает его мне на репетиции.
Что делать говорит? Есть кусочек… А дальше, убей не могу двинуться. А про что песня то? Ну как о чём? Люди на лето сматываются за Волгу, живут на Среднем Пляже, на Проране и далее по течению. Целые поселения, целые поколения. А на город смотрят из-за реки, дома осенью разбирают и закапывают, а в апреле выкапывают, ставятся, осваивают и такие круговороты, представь, каждый год. Чувство такое: дом не там, где Самара, а там, за Волгой, в палатке, на кухоньке из клеёнок и девушки особенные, какие-то заречные…
Если что придумается дальше — хорошо. При соединении двух одинаково прекрасных слагаемых — сумма конечно же, сами понимаете… Так и пели на одну мелодию один куплет Володин плюс два моих в пристяжку, нам нравилось… Сначала просто под гитару пробовали на друзьях и знакомых. Потом как-то образовалась сама аранжировка.
А о чём эта песня? Мне кажется, обо всех нас живущих на этих берегах… О том что мы любим…»
А вот еще несколько песен, чьих исполнителей нет среди живых либо в буквальном, либо в медийном смысле.