Наталья Камбарова покинула «Терру» на закате регионального телевидения
2 581
Телерадиокомпанию «Терра» покинула ее генеральный директор Наталья Камбарова, занимавшая эту должность с 2007 года. Ее место займет коммерческий директор Светлана Караваева. Однако вряд ли Караваевой удастся решить задачу, от которой ушла Камбарова: спасти компанию, само существование которой оказалось под вопросом из-за плохого состояния телевизионного рынка и невозможности перейти в цифровое вещание.
Об увольнении официально не сообщалось, однако после того как об этом стало известно от сотрудников телекомпании, Наталья Камбарова написала у себя в фейсбуке: «Оставляю любимую «Террочку» в надежных руках. Отработала здесь 22 года, а первого сентября было бы 25 лет профессиональной деятельности». На личные сообщения с просьбой прокомментировать эту новость Камбарова не ответила.
По данным сотрудников телекомпании, Камбарова внезапно улетела в отпуск 15 мая, и все были уверены, что она вернется к работе, однако 3 июня стало известно о ее увольнении.
Владельцем «Терры» является группа компаний АДС «Волгопромгаз», в ней, по данным бухгалтерской отчетности, работает 65 человек. В 2018 году «Терра» заработала 78 млн рублей (это последняя доступная отчетность), в том числе 7,76 млн рублей — по контрактам с администрацией Самары, Самарской городской Думой и Самарской губернской Думой. Наибольшего финансового успеха компания достигала в 2014 году с выручкой 140 млн руб.
В активы ТРК входит сайт https://trkterra.ru/ и частоты для вещания в регионе «Русского радио», DFM и радио «Монте-Карло». Также на телерадиокомпанию оформлен товарный знак D’BLACK BLUES ORCHESTRA — это музыкальная группа, в составе которой выступает совладелец АДС «Волгопромгаз» Владимир Аветисян.
До ноября 2019 года собственные передачи «Терры» транслировались в эфире, а базовым каналом для нее выступал РЕН-ТВ. Однако эта телекомпания с 2019 года перешла в цифровое вещание, войдя в так называемый «второй мультиплекс» — группу федеральных каналов, вещание которых происходит в цифровом формате через спутник. При этом региональные телекомпании, сотрудничавшие с этими федеральными каналами, потеряли свои региональные слоты. В их число попала и «Терра».
Телерадиокомпания перешла на кабельное вещание, найдя в качестве базового канал «360°». Он входит в пакеты основных кабельных операторов в Самаре, но оценить его реальную аудиторию трудно. Замеров мало, а те, что есть, показывают, что «аудитория региональных эфирных каналов намного больше, чем у кабельных, — разрыв в сотни раз», отмечает социолог Дмитрий Лобойко.
Выбитый из-под «Терры» стул немедленно привел к финансовым потерям. К тому времени выручка телекомпании и так снижалась из год в год, но в 2019 году сотрудники стали жаловаться на периодические задержки зарплаты, объем собственного производства в ней старались сокращать (об этом ДГ сообщили два сотрудника телекомпании). РТРС, предоставляющая «Терре» услуги передачи, в 2019 году через суд истребовала у нее задолженность в размере 4 млн руб. По данным сайта zasekin.ru, задолженность телекомпании составляет около 30 млн руб.
Добиться успеха в YouTube, на размещение и набор аудитории в котором надеялась телекомпания, тоже не удалось. На канале «Терры» 8,2 тыс. подписчиков, ролики набирают в лучшем случае несколько сотен просмотров. Трафик сайта «Терры» позволяет продавать на нем рекламу, но это никак не может компенсировать потери от снижения телевизионной рекламы.
Телекомпания «Терра» — одна из немногих частных телекомпаний в Самарской области. В Самаре все еще работает, сохраняя небольшие слоты на ТНТ, телекомпания СКАТ, в Сызрани — КТВ-Луч. Лидеры же рынка — ГТРК «Самара», «Губерния», а также кабельный телеканал ГИС мэрии Самары — практически полностью финансируются из средств бюджетов. Впрочем, это не спасает их от материальных проблем: на «Губернии», например, в этом году также сокращали сотрудников.
Дмитрий Лобойко, социолог:
— Исследования телевизионной аудитории в регионе не проводятся много лет. Все кабельные и эфирные телеканалы Самары и Самарской области последние 5-10 лет, предлагая услуги размещения рекламы, говорят о потенциальной аудитории, а не о реальной. Так, показатели аудитории ТРК «Губерния», «ГИС Самара» и ТРК «Терра», по версии самих каналов, измеряются миллионами. «Губерния» «своей» аудиторией считает всех, кто живет на территории, покрытой сигналом (как и ГТРК, и Скат), а кабельные каналы в качестве аудитории обозначают всех абонентов тех кабельных операторов, в пакете которых они представлены. По такой логике аудитория «Другого города» или Засекин.Ру переваливает за сто миллионов в сутки — то есть всех русскоязычных пользователей интернета.
При этом важно понимать, что ещё 15-20 лет назад телевидение считалось самым оперативным источником массовой информации. Интернет-СМИ в России были развиты слабее, аудитория была небольшой.
Теперь оперативная информация в интернете. Функция телевидения по информированию граждан скукоживается. Информацию люди черпают из интернета. ТВ в большей степени играет функцию развлекательную. Сетка вещания Первого канала, России-1, НТВ и других это подтверждает. Новости есть, но лучшее время — время сериалов и шоу.
Аудитория региональных телекомпаний полностью зависит от базовых каналов. Качество контента местных телеканалов на объёмы аудитории практически не влияет. И если раньше каналы конкурировали за внимание аудитории с 7-12 телеканалами, то сейчас конкуренция идёт с сотнями игроков. Как конкурировать с National Geographic и Science программам Михаила Перепелкина или «Самарским судьбам» Виталия Добрусина? Только в порядке освоения господдержки…
Если говорить о социологической стороне вопроса, то измерение аудитории медиа сейчас сильно изменилось. До сих пор используют пиплметры. Но надо понимать, что даже в лучшие времена их количество в Самарской области не превышало 50-100 штук. Ни о какой статистике и репрезентативных данных при таком количестве говорить не приходится. Используют и day-after-recall (заполнение зрителем дневников). Таким способом «добивали» недостающие данные от пиплметров.
Есть поквартирные опросы, которые как правило посвящены не медиаметрикам, а общественно-политической ситуации или рыночной конъюнктуре, и измерение медиа идет как побочные данные. Популярны ссылки на интернет-опросы о пристрастиях к медиа. Но выборка в таких случаях априори нерепрезентативна, так как респонденты берутся с определенных площадок (СМИ, сайты госорганов и пр.), что изначально искажает данные. Яндекс.Взгляд, например, фильтрует вопросы, касающиеся органов власти и политики. Это серьезное ограничение для опросной социологии.
В общем, достоверные данные о региональных телеканалах и радиостанциях получить сейчас очень сложно. Рекламодателям приходится руководствоваться техническим охватом (есть или нет сигнал на нужной территории), собственными пристрастиями и «чуйкой».
По тем исследованиям, которые есть, аудитория региональных эфирных каналов пока что заметно больше, чем у кабельных. Разрыв составляет порой сотни раз, а если сравнивать, к примеру, новости ГТРК и ГИС, то и того больше.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram