Главное правило - говорить с ребенком

Как разговаривать с детьми о массовых убийствах в школе? Рекомендации социальных психологов

 3 304

Автор: Редакция

.

,

В Казани, столице Татарстана, произошло чрезвычайное происшествие: 19-летний подросток купил оружие и пришел в свою бывшую школу убивать. Событие всколыхнуло старые проблемы и дискуссии, страхи родителей и недовольство политиков.

«Другой город» попросил Елизавету Щетинину и Михаила Вершинина — экспертов, специализирующихся на изучении колумбайн-культуры и других деструктивных групп — рассказать, как разговаривать с детьми о массовых убийствах и что могут сделать современные родители, чтобы максимально обезопасить своих детей от повторения «скулшутинга».

Разговаривая с детьми о новостях, которые связаны со стрельбой и убийствами в школах, взрослым важно помнить, что дети совершенно по-другому интерпретируют и понимают информацию. У детей и подростков в связи с подобными событиями неизбежно возникают опасения, сомнения и вопросы, на которые они хотят получить ответы и добиться понимания. Если вы не дадите им этого, то они будут искать ответы самостоятельно.

Дети, как и взрослые, хотят безопасности. Просто взрослые в большинстве случаев лучше понимают причины и последствия различных действий, а дети могут пройти длинный путь при знакомстве с подобными новостями, который не всегда приводит к правильным выводам. Вы будете удивлены, но некоторые из них могут легко увлечься ложной романтикой образа стрелка-одиночки, бросающего вызов современному обществу. И прежде чем фыркать и закатывать глаза, вспомните о феномене «переписки с преступниками», когда взрослые дамы влюбляются в «сидельцев» и романтизируют их преступления.

Другие могут уйти в контркультуру, активно используя атрибутику и символику, характерную для поклонников субкультуры «колумбайн» — стилистическое подражание убийцам, характерные надписи и изображения на майках, рисунках, татуировках и так далее… Есть и те, кто будет восторгаться, думая ночью о своих обидчиках, готовя детальный план мести.

Но не надо думать, что среди этой гаммы чувств не будет панического страха, отвращения и неприятия. Мы лишь хотим сказать, что дети не должны оставаться наедине с этими чувствами.

12 установок родителям для беседы с детьми о стрельбе в школе:

Родитель должен быть спокоен — необходимо не поддаваться массовой панике и проводить любые профилактические беседы с ребенком, в том числе и по проблеме скулшутинга,  на «холодную голову». В противном случае — паника и нервозное состояние родителя неизбежно отразится на ребенке, что может привести его к страху перед посещением образовательного учреждения.
Прежде чем начинать разговор о проблемах скулшутинга, родитель должен сам иметь представления о том, что это за проблема, как ее можно выявить и что нужно делать, чтобы избежать. Желательно читать не статьи из желтых СМИ, а ориентироваться на психологические сайты и специализированные медиа.
Обязательной основой для подобного разговора являются доверительные отношения между родителем и подростком. Без них любой разговор может быть как минимум бесполезным, как максимум — привести к обратному эффекту, когда ребенок назло родителям начнет интересоваться и демонстративно подражать негативным явлениям.
Разговор с семилетним ребенком отличается от разговора с более взрослым. Маленькие дети часто склонны мыслить конкретно и считают свою ближайшую семью центром своего мира. Они лучше всего воспринимают простые идеи.

Во время стресса они могут стать плаксивыми и вести себя с ними непросто. Это может быть признаком того, что они нуждаются в утешении, даже если не могут сформулировать его. Постарайтесь удерживать маленьких детей от потока новостей о скулшутинге. Ориентируйтесь на типичный день, поддерживая привычный распорядок дня и семейные традиции.

Начать разговор следует с вопроса о том, слышал ли ребенок о случаях агрессии и насилия в школах, что необходимо для того, чтобы понять, насколько ребенок информирован и погружен в проблему, так как важно при подобных разговорах не вызвать дополнительного нездорового интереса. В ходе разговора необходимо внимательно смотреть за реакцией ребенка, поскольку каждого у каждого ребенка индивидуальное психологическое восприятие и для кого-то подобный разговор может быть слишком тяжелым и травмирующим.
Сам разговор должен быть нацелен на формирование чувства эмпатии, сострадания к жертвам насилия. Понимания недопустимости, аморальности и преступности насильственных действий.
Важно не только попытаться сформировать у ребенка правильное понимание и восприятие подобных случаев, но и дать ему возможность высказаться о данной проблеме в формате диалога, разговора на равных. Что его беспокоит? Что волнует?
Родитель не должен бояться признаться, что он сам не до конца понимает причины данных происшествий, не нужно пытаться создать образ «всезнающего эксперта». Ребенок должен понимать, что с ним разговаривают откровенно и честно.
Разговор с более старшим ребенком уже отличается, так как у подростков уже есть свое мнение обо всем на свете, в том числе и об этом или подобных событиях. К сожалению, эти убеждения часто базируются на фейк-ньюс и заблуждениях, и вам придется корректировать мнение ребенка. Объяснить, что разные СМИ могут по-разному преподносить информацию и не всему можно верить.

Помните, что излишний фокус на событии может сформировать любопытство и интерес, старайтесь давать информацию в необходимом ограниченном объеме. Очень важно поделиться своими чувствами о данном событии, упомянув свое мнение о том, как это ужасно и т.п. Следите за поведением своего ребенка, так как такие события травматичны для детей-наблюдателей, которые могут бояться, что это может произойти в их школе или с ними.

Еще одним направлением разговора является формирование у ребенка правильного отношения к своевременной реакции на случаи угроз и внешней агрессии. Ребенок должен понимать, что рассказать взрослым о данных случаях — это значит спасение жизни и здоровья его самого, его одноклассников и других людей.
Родители наравне со школой ответственны за формирование у ребенка знаний о действиях в случае чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях. Здесь может быть рекомендовано известное правило трех действий: если возможно — беги, если нельзя убежать — прячься, если невозможно спрятаться — борись.
При этом главным правилом остается — говорить с ребенком. Доверительные отношения и общение — это универсальный и наиболее действенный способ уберечь ребенка от множества опасностей.

Помните, что не школа или правоохранительные органы ответственны за безопасность ваших детей. Сначала за это ответственны родители, потом уже все остальные. Если вы уделяете внимание своим детям и обсуждаете с ними разные темы, то они будут прислушиваться к вашей точке зрения и критически оценивать остальные. Дети, которые счастливы в семье и чувствуют безопасность дома и в школе, смогут справиться практически с любым стрессом. А с тем, что не смогут, им помогут справиться близкие или детские психологи.

В Самаре дети и взрослые могут получить психологическую поддержку. Для этого есть детский телефон доверия «Дельфин» (но поговорят и со взрослыми тоже) — 8 800 2000 122.

Авторы:

Елизавета Щетинина, кандидат философских наук, руководитель Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», директор АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ”

Михаил Вершинин, социальный психолог, маркетолог (член Гильдии Маркетологов РФ), советник ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, эксперт по антикризисным коммуникациям в интернете и противодействию троллям.

Фото на обложке — кадр из фильма «Училка» 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter