,
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик необыкновенных историй, вот уже 200 лет становится центральным персонажем множества литературных произведений.
Совсем новую историю про Мюнхгаузена написала для самарского театра драмы режиссёр-постановщик из Петербурга Наталья Слащева.
Корреспондент ДГ Анастасия Кнор побывала на премьере спектакля.
Получился замес из рассказов Готфрида Бюргера и Григория Горина, где первый отвечает за фантастические приключения барона, а второй раскрывает романтическую сторону его личности.
Спектакль «Мюнхгаузен» — это прежде всего рассказ о любви Карла и Марты, которую они пронесли через всю жизнь. На сцене появляются 3 поколения: сначала мы видим совсем юных героев, готовых к дурачествам и перевоплощениям, а завершается история состарившимися персонажами, которые переосмыслили многие свои жизненные принципы.
Обычно после посещения спектакля те, кто не видел, спрашивают: «Стоит сходить?». Это тот случай, когда я скажу «обязательно». Замечательная, «воздушная» постановка, в том смысле, что в ней много эмоций, движений, масок и нетривиальных вещей.
Например, холодильник, через который можно выйти из дома, или швабра, внезапно превращающаяся в море.
Про сюжет, придумки постановщика и художника по костюмам дальше рассказывать не хочется. Потому что тогда рассеется магия ожидания.
Перед премьерой мы приятно поболтали с Натальей Слащевой про её работу над «Мюнхгаузеном» и выяснили, что это, оказывается, её первый спектакль на большой сцене.
— Наталья, какая это по счету ваша работа?
— Наверное, больше чем двадцатая. Я по образованию режиссёр театра кукол, и в основном делаю кукольные спектакли. Есть опыт работы и с драматическими артистами, но, можно сказать, это мой большой дебют на большой сцене.
— Как питерский режиссёр оказался в Самаре?
— Волею случая. Главный режиссер вашего театра Михаил Лебедев — питерский. И однажды в Санкт-Петербурге в ресторане нас познакомила одна актриса, наша общая подруга.
Михаил, как оказалось, посещал спектакли театра «Карлсон Хаус» («KARLSSON HAUS»), где я служу, и был, по его словам, в большом в восторге.
Действительно, наш театр делает хорошие семейные спектакли, где нескучно взрослым и детям. И он тогда сказал: вот если бы ты поставила что-нибудь в нашем театре. И вот не прошло и полгода, как Михаил вернулся с конкретным предложением.
Никто не предполагал, как всё в итоге получится. Пьеса писалась «по-живому», она всё еще завершалась, когда мы начали репетировать. Да, был твердый эпизодный план, но диалоги внутри дописывались.
Актёры полноценно участвовали в создании спектакля и его «мулечек». Был прекрасный творческий процесс, мы много смеялись и плакали, даже рыдали, и создали вместе то, что теперь живёт на сцене.
У нас были размышления по поводу этого героя: кто такой Мюнхгаузен, есть ли Мюнхгаузен внутри нас, среди наших знакомых и друзей. И что это за проявление человека.
В спектакле много визуальных вещей, потому что театр кукол на этом специализируется. Мы не «сидим» на диалогах, а пользуемся средствами выразительности театра.
Герои ходят в масках: оленя, медведя, утки. У нас идёт снег, волнуется море и дует ветер. Всё это не скучно и будет держать внимание младшего поколения.
— Ваша работа над спектаклем завершена? Или вы ещё некоторое время «побудете» рядом с актёрами?
— Это только начало — когда спектакль выходит к зрителю. Есть ощущение, что всё сложилось. Хотя спектакль будет ещё неизбежно «срастаться».
Просто по-актёрски они будут внутри него жить. Там есть «коридоры» и «воздух», чтобы импровизировать. И так как ребята полностью ощутили язык и принцип импровизации, я могу им доверять. И я хочу, чтобы спектакль летел сам. Надзирать — нет, только любоваться.
— Театр драмы всегда был театром для взрослых. Небольшой крен в сторону отрочества дал спектакль «Алые паруса», поставленный литовским режиссером Банионисом несколько лет назад. Вы знали, что вам придётся ломать стереотипы?
— Наша история получилась семейной. Был именно такой запрос. Посещение спектакля «классами» будет иметь совсем другой эффект, потому что подросткам нужна история именно про подростков – история первой любви, взаимодействия с обществом: принятия и непринятия, поиска себя и прочее.
Здесь тема другая, и она интересна в диалоге детей, родителей и их родителей, потому что мы затрагиваем три возраста. Это тема любви и нескучной жизни.
Было бы здорово, если бы на спектакль приходили семьями, потому что так все получали бы максимальное удовольствие. Но помните про маркировку 12+.
Фото от пресс-службы драмтеатра
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте