,
Уже несколько лет в двухэтажном каменном доме на улице Алексея Толстого, 19 работает студия печати Letterhaus. От остальных подобных организаций её отличает оборудование – здесь рекламные материалы, визитки и приглашения печатают на уникальных станках 1906 и 1961 года выпуска.
Сейчас в студии готовятся открыть музей, в котором покажут старинные технологии набора и печати книг и газет, будут проводить специальные экскурсии для детей и постепенно расширять экспозицию.
Корреспондент ДГ Анастасия Кнор поговорила с создателем студии-музея Алексеем Яковлевым.
Высокая печать считается одним из старейших способов нанесения напечатанного текста на страницу.
Она получила такое название благодаря тому, что печать изображения осуществляется с формы, печатающие элементы которой приподняты над поверхностью пробельных элементов.
«Такого количества литер ни у кого в России нет»
— Сейчас в вашей коллекции два старинных станка, тысячи литер, клише и раритетные фотографии. Откуда это всё взялось?
— Лет десять назад сын мне сказал: тебе нужно открыть какой-то ещё бизнес. Я тогда работал в финансовой сфере. Сначала он предлагал идеи, связанные то с пиццей, то с колбасой. Я сразу сказал: всё, что угодно, только не продукты.
Тогда он показал на YouTube видео работы печатного станка. Тут у меня щёлкнуло. Влюбился. И вот с 2013 года начал коллекционировать. Купил один, второй станок. Потом литеры, фотографии, клише. Так накопилось на целый музей.
У меня есть даже нетронутые литеры – только с завода, совсем не видевшие типографской краски.
Алексей Яковлев
— У Вас, может быть, есть какие-нибудь уникальные литеры? Например, которыми печатали газету «Искра»?
— Ну, «Искры» точно нет. Из раритетных есть дореволюционные, раннесоветские и литеры 1980-х.
И всё это не демонстрационные экспонаты. Их либо можно использовать, либо раньше использовали.
— Это свинец в основном?
Свинец, гарц и олово. Но есть и деревянные. Вот, например, нужен был агитационный плакат «Вперёд к коммунизму!». Из свинца такие литеры не сделаешь – тяжёлые и дорогие, да и перевозить сложно. А тут литеры из бука. Они достаточно жёсткие, не впитывают масло, к тому же лёгкие.
Вообще такого количества литер, как в Letterhaus, нет ни у кого в России. Всё остальное переплавили или сдали на металлолом.
«В древности пергамент делали из кожи неродившихся ягнят»
— Удалось что-нибудь спасти в Самарском доме печати?
— Если бы сын показал видео раньше, я бы весь Дом печати сюда перенёс. Хотя в Доме печати были уже современные станки, наборщиков не было. В теории, коллекция бы не сильно пополнилась.
Но мне подвернулся другой случай. В городе Петушки Владимирской области один человек в 1983 году получил рабочую типографию: четыре станка и очень много литер. В 90-е производство «сломалось» – появилась цифровая печать. Тогда большинство станков в типографиях отдали на переплавку.
А этот бизнесмен не стал переправлять. Берёг до самой смерти. Его дочь Ольга сохранила наследие отца. И вот в прошлом году она разместила объявление о продаже типографии. При этом станки были по-прежнему рабочие. Я сразу откликнулся.
— Какой был ваш первый станок?
— Chandler & Price 1906 года из Америки. Здесь была ножная педаль. А потом поставили электрический двигатель. Второй станок – Vandercook sp15 1961 года, тоже из Америки.
— Когда вы полноценно заработаете как музей?
— Надеюсь, что в этом году. Пока готовлю экскурсии. Получается так много, что, если сложить все тексты, рассказ выйдет почти на сутки. Надо дозировать.
Плюс – готовлю детские экскурсии. Например, про пергамент надо детям рассказывать?
— Конечно! Дети будут знать про возникновение бумаги.
— Ну, бумага не с пергамента началась, а с папируса. Первая была именно папирусная бумага. Потом уже в городе Пергам начали делать пергамент. А вы знаете, из чего делали пергамент? Самый хороший пергамент получался из кожи неродившихся ягнят. Кесарили и делали потом бумагу. Детям про это не расскажешь.
На детских экскурсиях хочу устраивать викторины и вручать подарки. Есть гравюра из детской библии 1912 года. Вроде, настолько маленькая, что ничего не видно, но её можно увеличить, и откроется красота неописуемая.
Например, рассказываю про рукописные книги и задаю детям такую задачку: «Поэт в Древнем Риме написал поэму. Пришёл в книжный магазин. Книгу нужно опубликовать и размножить на папирусе. Как сделать копии?» Правильный ответ: нанять двух писарей. Копировальной машины тогда не было. И два раза написать – тоже неправильный ответ. А за правильный ответ ребёнок получает копию гравюры 1912 года.
«Дом, где живут буквы»
— Вы сами будете водить экскурсии в музее?
— Я экскурсоводом точно не буду. На мне все организационные вопросы. Я могу писать тексты про историю станков, а экскурсоводов лучше найму профессиональных.
— Почему Letterhaus?
— Уже несколько лет в студии мы печатаем открытки. Я даже хотел открыть магазин на Ленинградке, в котором бы их продавал. Придумал даже слоган: «Дом, где живут открытки». Но не срослось. Зато у меня появился Letterhaus – дом, где живут буквы.
Фото: Анастасия Кнор и с сайта студии-музея
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте