«Воспоминания нужны, чтобы разобраться в себе»

Интервью с художником Кириллом Гуровым о ностальгии по девяностым и двухтысячным

 373

Автор: Редакция

.


,

Ностальгия сопровождает людей на протяжении всей жизни. Мы любим возвращаться в прошлое, чтоб ощутить те же эмоции, вспомнить дорогие сердцу моменты. 

Всё, что имеет отклик в человеческой душе, так же активно изображается в искусстве. 

О теме ностальгии в творчестве, а также о феномене 1990-х корреспондент ДГ Екатерина Ротарь поговорила с самарским художником и сотрудником музея-галереи «Заварка» Кириллом Гуровым.


Летом 2024 года вы курировали выставку художницы Яны Арбузовой «Сюрприз», посвященную ностальгии по периоду конца 1990-х – начала 2000-х. Расскажите, почему именно вы стали её куратором?

Я сам из художественной среды. Веду так называемую двойную жизнь, являюсь художником и сотрудником музея «Заварка». 

Так как я вхож в культурную среду, которая связана с современным искусством, а также лично знаком с Яной, мы решили сделать эту выставку здесь. Интересно, что мы одновременно читали одну и ту же книгу Светланы Бойм на тему ностальгии – «Будущее ностальгии». 

Могли бы вы подробнее рассказать о выставке «Сюрприз»?

— Мы с Яной ровесники. Эпоха конца 90-х и начала нулевых пришлась на наше детство. Поэтому было решено провести нить воспоминаний на выставке через киндер-сюрприз, который выступил символом детской радости. 

Идеей было не погружение в то время, а наоборот взгляд взрослого человека на воспоминания и проблемы ребенка. Игрушка выступила объектом, который катализирует воспоминания. 

В микросоциологии есть раздел социологии игрушек, где говорится, что в каждую игрушку вписан свой сценарий. Это вещь второго порядка, копия  предмета, с которым мы только играем. Ассоциативный ряд срабатывает у взрослого человека, и он стреляет из пистолета, укачивает куклу, собирает конструктор. 

Но дети сценарий расширяют, потому что придумывают новые действия. Родители ругают их за то, что те ломают свои игрушки, но на самом деле они расширяют сценарий вещей, используя не только их примитивную вариацию. Для взрослых данный сценарий взаимодействия утрачен.

Почему была выбрана концепция взгляда со стороны, а не погружения в детство?

— Светлана Бойм выделяет ностальгию реставрирующую, когда человек пытается вернуть воспоминания, погрузиться в то время через определенные действия, но всё же осознает, что его воспоминания не являются объективными. 

Вспоминая, мы всегда додумываем. Люди, которые с помощью ностальгии пытаются вернуться в то состояние, которое у них присутствовало, создают некую иллюзию, акцентируя внимание на только положительных или отрицательных эмоциях. 

Например, в картинах, которые нарисовала Яна Арбузова, отсутствует знаковый рекламный образ. Каждая игрушка на полотнах индивидуальна, изображена со следами времени, подчеркнуты потёртости, отломанные кусочки. Они не идеальны, со шрамами времени. 

Почему сейчас культ 90-х и нулевых стал активно проявляться?

— Это было время больших перемен и ожиданий. Люди вспоминают его в радостном свете, хотя в реальности ситуация была менее приятной. 

Почему тогда поколение, которое ещё даже не родилось в эти годы, также популяризирует данную эстетику?

Это синдром постпамяти. Их цепляет время, в котором они никогда не жили. Такая мифология, которая создается за счет культурных традиций того времени, передающихся из поколения в поколение. 

Одним из самых запоминающихся фильмов тех лет стал «Брат», который до сих пор вызывает интерес у общественности. Что вы можете сказать о кинематографе 90-х?

— Для меня сам «Брат» довольно интересный персонаж. Он пустой, но в то же время является вместилищем собирательного образа человека той эпохи. 

Благодаря этому герой и вызвал такой отклик у публики, так как характер, который состоит из стереотипов, легче примерить на себя. 

Говоря о яркости полотен 90-х, смотря на них современным не идеализирующим взглядом, хочется отметить, что тогда было крайне мало средств, особенно для финансирования искусства. 

Например, мы знаем, что того же «Брата» снимали буквально за копейки. Этот фильм позиционировался Балабановым как проходной, для того, чтоб заработать на реализацию не спонсируемого проекта.

Финансирования в искусстве также не хватало? Как это отражалось на нем?

В то время было мало галерей. Такой художник, как Дмитрий Гутов, который занимался инсталляцией, объяснял свой выбор тем, что для неё не нужно было покупать холсты и краски, а также прочие приспособления для рисования. 

Также инсталляции были популярны благодаря тому, что через них можно было высказать своё мнение, это было время акционизма. Из-за отсутствия бюджета художникам приходилось действовать на улице. 

Яркий пример тому – Олег Кулик с известным перформансом возле галереи, где он изображал собаку. Но даже несмотря на сложное финансовое положение в стране, культурного наследия осталось достаточно. Просто язык другой и методы другие. Если брать контекст советского времени, то оттуда вышло очень много талантливых художников, людей, которые имеют мировую известность. 

Например, недавно умерший Кабаков. Это человек, который занимался неофициальным искусством. Он был иллюстратором в детских книжках, но при этом создавал свои тотальные инсталляции, альбомы. Проседания в плане современного искусства не было. 

Когда из проката в кинотеатрах ушли зарубежные фильмы, первое, что стали показывать, это фильмы 90-х. Почему залы были переполнены?

— Мне кажется, некоторые  традиции с тех времён живы. Почему в центр города редко ездят люди с Металлурга и Безымянки? Почему у них там  определённый стиль жизни? 

Я вспоминаю рассказы отца про то, как без проблем поехать в другую часть города было практически невозможно, потому что там жили свои пацаны и авторитеты. И районирование, так или иначе, до сих пор сохранено в городе. 

Люди в каждом районе всё ещё немного отличаются поведением и взглядами на жизнь. Думаю, что это предпосылка из 90-х, про которую мы забыли, она вошла уже в привычку. 

Как скоро мода на 90-е и нулевые перестанет быть столь популярной? 

Когда мы перешагнём в другую эпоху, тогда большая часть начнёт ностальгировать по нашему времени. 

Как вы считаете, почему люди испытывают чувство ностальгии?

Философ Хайдеггер говорил о том, что ностальгия – это тоска по целому. По его мнению, люди заброшены в этот мир и пытаются в нем выжить. Когда они ностальгируют, то пытаются найти это целое. 

Также ностальгия переводится как «тоска по дому». Приблизительно в XVII веке это была болезнь, которой болели солдаты, воюющие в другой стране, из-за чувства тоски по дому. 

На самом деле утраченный дом для нас представляется в разных ипостасях, то есть мы скучаем по определенному времени, ассоциируя его с «домом».  

Человек никогда уже не сможет вернуться в момент и испытать те же эмоции, так как это лишь мифологизированное воспоминание. В чем тогда смысл ностальгии, по вашему мнению?

— Мы взрослеем на протяжении всей своей жизни, поэтому каждое наше воспоминание из прошлого идеализируется за счет того, что раньше нами этот мир воспринимался по-другому. 

Ностальгия нам скорее сейчас нужна, чтобы лучше разобраться в себе, проанализировать момент. Так или иначе, мы всё равно строим мифы и из этих мифов создаём свою личность, чтоб прежде всего собрать себя. 

Фото с выставки «Сюрприз» от Кирилла Гурова

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте