,
Среди всех памятников деревянного зодчества дом мещанина Михаила Маштакова на улице Самарской занимает особое место. Причина тому — его многострадальность. Дом Маштакова уже почти 30 лет требует реставрации, проекты которой периодически возникали, но так и не были воплощены в жизнь.
Однако осенью этого года дело сдвинулось с мертвой точки. В преддверии начала долгожданной реставрации дома Маштакова мы вспомним его историю.
По состоянию на 1898 год усадебное место на углу Воскресенской площади и улицы Самарской (№14 / 201) принадлежало самарскому мещанину Михаилу Дементьевичу Маштакову. Здесь сразу оговоримся, что никакого отношения к производству кирпича он не имел. Этот стройматериал производил его однофамилец Павел Никитич.
22 января 1899 года Михаил Маштаков подал прошение в Самарскую городскую управу с просьбой разрешить ему построить на своем усадебном месте близ Воскресенской площади двухэтажный деревянный дом. Проект был разработан архитектором Александром Щербачевым.
Городская управа выдала разрешение на строительство уже 25 января. Судя по всему, дом был возведен в кратчайшие сроки. Его уже можно найти в адрес-календаре за 1900 год. Тогда он оценивался в 2700 рублей — сумму весьма существенную, особенно для этого района Самары, в то время окраинного. Также в собственности Михаила Маштакова к тому времени находился хлебный амбар на берегу Самарки.
В 1902 году на усадебном месте Маштакова находились:
— двухэтажный деревянный дом по Самарской улице площадью 45 кв. сажен (на приведенном ниже чертеже отмечен буквой А);
— одноэтажный обложенный камнем дом площадью 68 кв. сажен (на его месте сейчас мини-скверик);
— двухэтажный полукаменный дом по Воскресенской площади в 25 кв. сажен (на его месте сейчас стоит «Дом Зарубалова»);
— двухэтажный деревянный дом во дворе, площадью 16 квадратных сажен (находился на месте или во дворе десятиэтажного дома с адресом Самарская, 207).
В 1904 году Михаил Маштаков стал владельцем алебастрового завода, расположенного близ села Винновка. Если вы достаточно экстремальны, вы можете отправится на поиски останков этого предприятия. На алебастровом заводе Маштаков будет работать в должности заведующего и после революции, пока в декабре 1919 года не будет вычищен как «присосавшийся элемент». Дальнейшая судьба Михаила Дементьевича нам не известна, но вот его предприятие упоминается даже в справочнике «Весь Куйбышев» 1936 года.
Но не будем забегать так далеко вперед в хронологии нашего повествования. Вернемся в 1911 год. В августе усадебное место Михаила Маштакова перешло в собственность самарского купца Николая Федоровича Маркова. Сведений об этом человеке не так много, как хотелось бы. В самарских адрес-календарях он фигурирует редко. Все, что мы о нем знаем, — что жил он в собственном доме на улице Казанской (сейчас — Алексея Толстого, 10-12).
В 1916 году купец Николай Марков был членом учетно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам Самарской конторы Государственного банка. Домом на улице Самарской ему было суждено владеть еще два года.
Известные жители дома Маштакова
К таковым можно отнести писателя Петра Лукашевича (псевдоним — Петр Левицкий). Родился он в 1864 году и является первым примером литератора, не только появившегося на свет в Самаре, но жившего здесь и умершего от голода летом 1921 года.
В соседнем от дома Маштакова дворе прошло детство Мити Устинова, будущего маршала Советского Союза. Семья Устиновых жила в деревянном двухэтажном флигеле на усадебном месте отставного фельдфебеля, лавочника Ефрема Щекаева. Оно находилось слева от дома Маштакова.
Рядом с ним в 1982 году был сделан знаменитый снимок, где приехавший в Куйбышев для вручения нашему городу ордена Ленина Дмитрий Устинов общается с его жительницей, своей ровесницей.
Действительно ли она знала его лично или это была удачная постановка — вопрос открытый. Интересный факт: дом, в котором жила семья Устиновых (Самарская, 209б), был снесен буквально за несколько месяцев до приезда маршала в Куйбышев.
Вопросы стиля
Стиль дома Маштакова чаще всего определяют как эклектику: смешение убранства в русском стиле и канонической системы классицизма. В своей книге «Тайны деревянных украсов Самары» архитектор Ваган Каркарьян пишет:
«Среди наиболее интересных построек, выполненных в духе русского стиля в Самаре, следует назвать духэтажный дом на улице Самарской , 207. В структуре дома М.Д. Маштакова, построенного в 1899 году, прослеживается влияние каменных особняков классицизма. Ось главного фасада симметричного здания подчеркнута фронтоном. Два узких боковых ризалита завершены четырехгранными шатрами со шпилями. Городской архитектор удачно развивает древнерусскую тему.
Благодаря творчеству А.А. Щербачева шатры стали архитектурной и современной Самары. Остроконечные, вытянутые вверх четырех- или восьмигранные крыши напоминают своим абрисом величественные ели. Наружное украшение деревянных домов, запроектированных А.А. Щербачевым, отвечало народным представлениям о красоте.»
Известный куйбышевский краевед Олег Струков отмечал оригинальный орнамент пилястров дома Маштакова и то, что рисунок карнизов заимствован из греческого стиля, хотя сам дом построен в русском стиле. Упоминает он и о так понравившихся Вагану Каркарьяну шатрах: «Эффектно выглядит такая башня с ропетовской резьбой на деревянном доме по улице Самарской, 207».
Дом Маштакова в постсоветское время
В марте 1992 года дому мещанина Маштакова был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. К этому моменту он был уже расселен и примерно в 1993 году обнесен забором, который станет привычной деталью пейзажа улицы Самарской почти на 30 лет.
27 сентября 2021 года стало известно, что проект по созданию музея-галереи «Заварка» в доме Маштакова стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Срок его реализации — 31 декабря 2022 года.
Планируется, что основу музейного пространства составит коллекция архитектора и градозащитника Вагана Каркарьяна. На первом этаже планируется разместить купеческую арт-чайную. На втором — музей и многофункциональное экспозиционное пространство.
Архивные документы предоставлены главным специалистом ЦГАСО Надеждой Шешуновой.
Обложка: рисунок архитектора Вагана Каркарьяна.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте