,
1 июля в Самаре начнут устанавливать общедомовые счётчики тепловой энергии. Платёжки за них уже начали поступать жителям. Цена счётчика варьируется от 300 тыс. до 1,5 млн рублей. А сумма к оплате – от 8 до 16 тыс. рублей. При этом «ПТС» не раскрывает смету за установку и даёт формальные ответы на жалобы, а компенсацию для пенсионеров не могут ввести уже второй месяц.
Корреспондент ДГ Максим Фёдоров проследил, как самарцев готовят к установке «золотых» счётчиков и почему энергетики так и не смогли объяснить жителям, за что они должны платить.
Как началось
В преддверии старого нового года, 12 января, на сайте «Т Плюс» появилась новость об установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ) полностью за счёт собственников жилья. В компании указали, что выполняют требования Федерального закона 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и пообещали: счетчики «позволят собственникам помещений оценивать реальное потребление тепловой энергии».
— Наличие ОДПУ дает право собственникам жилья отказаться от ежегодной корректировки. Для этого им достаточно на общем собрании выбрать порядок оплаты тепловой энергии по 1/7. В таком случае жители дома будут оплачивать тепло по факту потребления и смогут оперативно контролировать расход теплоресурсов и влиять на свое энергопотребление.
При этом «установка нового оборудования производится за счет собственников жилья». Оплатить монтаж можно единовременно или «равными долями в течение 5 лет».
По словам энергетиков, установка ОДПУ не должна была стать сюрпризом для жителей Самары. «Изначально ответственность за информирование <…> и непосредственно монтаж и подключение этих приборов учета возлагалась на управляющие компании и ТСЖ», но «далеко не все обслуживающие организации справились с поставленной задачей». Поэтому «Т Плюс» продолжит устанавливать ОДПУ. Пообещали, что до 2023 года установят счётчики во всех многоквартирных домах Самары.
Как успокаивали жителей
Дополнения в платёжках моментально вывели жителей Самары из посленовогодней спячки. Система «Инцидент-менеджмент», с помощью которой работает ЦУР Самарской области (координационный центр по мониторингу и обработке всех видов обращений), за сутки после заявления «Т Плюс» зафиксировала несколько десятков сообщений в соцсетях на эту тему.
Измененные квитанции в Самаре получили жители 440 многоквартирных домов. Суммы в платёжках варьировались от 10 до 14 тыс. рублей.
На следующий день, 14 января, губернатор Дмитрий Азаров поручил «разобраться с платежками за установку счетчиков в Самаре». Решить этот вопрос было поручено первому вице-губернатору Виктору Кудряшову.
«Люди не получили предварительных объяснений и предупреждений, что вполне предсказуемо вызвало негативную реакцию и не понимание — за что?», – перетранслировал Кудряшов главный вопрос жителей Самары, и на этом его публичное вмешательство закончилось. Обвинили «Т Плюс» за недостаточное информирование жителей, а министерству ЖКХ поручили «провести профилактическую работу с коммунальными компаниями по поводу принципов взаимодействия с собственниками жилья».
Такое вмешательство вызвало новую волну жалоб. В конце января разобраться с новыми платёжками попыталась Общественная палата Самарской области. На заседании 27 января общественники признались, что раньше в Самарской области действовала региональная программа, по которой общедомовые приборы учета устанавливались за счет областного бюджета.
— В программу активно входили дома Тольятти и Новокуйбышевска, а вот Самара во многом упустила этот шанс. Теперь остается только четко следовать букве закона. Не оплачивать счета нельзя.
С начала года общественники получают много обращений от жителей Самары, Тольятти и Сызрани. Изучая жалобы, они заметили, что «одни и те же приборы, установленные в разных домах, стоят по-разному». По мнению Общественной палаты, возможно, здесь есть повод для вмешательства Федеральной антимонопольной службы.
«Мы поднимали вопрос о мерах поддержки граждан, которые не в состоянии оплатить выставленные счета, и знаем, что в правительстве региона этот вопрос рассматривается», – обратил внимание на заседании председатель комиссии Виктор Часовских.
Главный консультант управления энергетики министерства ЖКХ Антон Синкевич подтвердил, что по итогам совещания 21 января в областном правительстве дали поручение профильным министерствам «оценить возможность предоставления и рассчитать объем выплат по компенсации расходов на установку приборов учета отдельным категориям граждан».
Но компенсацию за установку ОДПУ пенсионерам не назначили ни к концу января, ни к середине февраля, ни к началу марта. Информации о компенсации расходов отдельным категориям граждан нет до сих пор.
Почему проблемы не закончились
Жалобы на установку ОДПУ поступают до сих пор. В середине февраля житель дома на Ташкентской, 145 поделился в сети квитанцией. Затраты на установку ОДПУ составили 914 тыс. рублей. Сумма к оплате за месяц увеличилась до 8 тыс. рублей.
— Нам установили общедомовой счётчик и вроде как законно, но собрание собственников не провели, согласие на работы по установке счётчика данным оператором нет. Следующая квитанция была с подключённым кредитом на эти работы, при этом никто согласия не давал. Это самое настоящее самоуправство. Почему в нашей стране все всегда хотят на всем навариться? Максимальная цена данных работ 300-400 тыс. рублей.
В ответ на жалобу «ПТС» (с 1 марта в составе «Т Плюс») заявило, что проектно-сметная документация на установку оборудования передана в УК «Коммунресурс». Якобы можно посмотреть документы у них. При этом в самой УК рассказали, что «ПТС» не передавало им проекты и сметы.
После этого «ПТС» уже обещало уточнить, передавали они документы или нет. Смету от «ПТС» житель дома на Ташкентской, 145 так и не получил. В компании объяснили: чтобы посмотреть на расчёт стоимости работ по установке ОДПУ в собственном доме, жители должны «направить официальный запрос через официальные каналы связи компании». Срок ответа на такой запрос растягивается до 30 дней, причем он может быть формальным.
Также в «ПТС» дали пояснения: почему перед установкой не было собрания с собственниками, откуда взялась такая стоимость ОДПУ и что за «кредит» обязали выплачивать собственников квартир на Ташкентской, 145.
— Согласно законодательству, проведение собрания собственников не требуется. Стоимость была определена на основании открытых торгов, в строгом соответствии с законодательством. Она зависит от конструктивных особенностей МКД. И это не кредит, а рассрочка платежа с учетом ставки рефинансирования ЦБ.
Об отсутствии документов от «ПТС» в УК «Коммунресурс» также сообщила жительница дома на ул. Стара-Загоры, 206. В ответ «ПТС» снова заверили, что передали документы в управляющую компанию. А на вопросы, почему жители Стара-Загоры, 206 до сих пор не увидели бумаг, в сети не ответили.
Похожая ситуация у клиентов УК «Управком Самара». Жительница дома на Ташкентской, 190 тоже не смогла добиться от «ПТС» ответа на вопросы: как, когда и где получить пакет документов на ОДПУ.
В другой части Самары – на Никитинской, 77 – пенсионеры обратились к администрации губернатора с просьбой раскрыть способ расчета на установку счётчика.
— Прошу, помогите пенсионерам. Получили счет от «ПТС» за декабрь 2020 года на установку ОДПУ в сумме 16 565,87 рублей. Почему [сделали] расчет, исходя из площади квартиры? Почему мы должны за него платить? Почему не было собрания, голосования?
В «ПТС» ответили заготовкой: «ОДПУ установлен в рамках выполнения федерального законодательства. Вы можете выбрать схему оплаты: единовременно или равными долями в течение 5 лет».
«Золотые» счётчики на горячую воду начнут устанавливать с 1 июля. В областном ФАС не увидели нарушения закона в назначении разных цен за одни и те же счётчики. Впереди – установка общедомовых приборов учета на холодную воду и новые платёжки.
Фото отсюда
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter