,
В конце 2023 года большую популярность в России набрал сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) об уличных группировках Казани 1980-х годов.
Конечно, Самара не может «похвастаться» таким масштабом уличных банд, но в нашем городе тоже были свои группировки со своей уникальной философией и идентичностью.
Мы решили заново опубликовать текст 2013 года краеведа ДГ Андрея Артёмова о двух группировках в Куйбышеве конца 1960-х — начала 1980-х годов.
Сериал произвёл такое впечатление на молодёжь, что по стране прокатилась волна массовых драк и других инцидентов на улицах.
Редакция ДГ не оправдывает и не романтизирует насилие. Мы лишь хотим рассказать об идеологии самарских группировок как иллюстрации ушедшей эпохи в истории Самары.
Появление «фураг»
Знал бы седовласый всесоюзный староста, какая публика на протяжении более чем 15 лет играла первую скрипку в названном его именем месте отдыха.
Именно сквер Калинина стал тем местом, с которым у многих ассоциируются так называемые «фураги», исконно самарское неформальное объединение молодёжи.
Самара никогда не испытывала недостатка в любителях нарушать правопорядок и заниматься уголовно наказуемыми деяниями разной степени тяжести. Ещё в XVI веке атаман Барбоша периодически грабил купеческие и казённые «корованы».
В конце XIX — начале XX века уже непосредственно самарцам давали жару «горчичники». Выходцев преимущественно из посёлков, располагавшихся по берегам Самарки, можно было встретить и в самом центре города — на Панской (ныне — Ленинградская), на Дворянской (ныне — улица Куйбышева) и в Струковском саду. Хотя лучше было бы их не встречать.
В 1930-х годах власть крепко взялась за молодёжные банды. Самарские горчичники потеряли былую силу, перекочевав в места не столь отдаленные, а также в городские легенды и фольклор.
Однако на рубеже 1960 — 1970-х годов у самарской молодёжи накопилась достаточная доля пассионарности. И она исторгла из себя субкультуру, которая задала вектор развития многим юношам и девушкам того поколения. Речь идёт о фурагах.
Любая субкультура должна иметь определённую идеологию либо что-то отдаленно её напоминающее. Фураги — не исключение. В их случае здесь присутствуют элементы конспирологии.
2 октября 1920 года Владимир Ленин выступал на третьем Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. Спустя пару дней его речь напечатали в газете «Правда». А через пару месяцев выпустили отдельной брошюрой.
С 1920 по начало 1970-х годов речь Ленина издавалась 499 раз. Общий тираж был циклопичен — свыше 25 млн экземпляров. Все молодые люди, вступавшие в комсомол, были обязаны её прочесть. А в комсомол «звали» всех. За исключением совсем уж маргинальных элементов.
Таким образом речь вождя со страниц брошюры находила свою аудиторию. Особое внимание привлекала фраза Ильича: «Вашему поколению предстоит жить при коммунизме».
Простым парням с рабочих окраин коммунизм рисовался в радужных тонах. Реальность же разительно отличалось от этих мечтаний, причём в худшую сторону. Богатые по-прежнему оставались богатыми, а бедные — бедными, за товары и услуги почему-то всё ещё требуют деньги, в общем, завет Ильича насчёт «коммунизма» был не исполнен.
В связи с этим родилась легенда, что Ленин на смертном одре завещал объявить всей стране, что коммунизм таки настал. Но никто не решился обнародовать эту благую весть.
Восстановить историческую справедливость необходимо было своими собственными руками. Путём экспроприации материальных благ у лиц, их имеющих. Чем фураги и занимались. А учитывая большое влияние в их среде тюремной романтики и воровских понятий, другого выхода они не видели.
Одним словом, совершаемые кражи и грабежи в понимании фураг были не просто возможностью разжиться чужим добром, но и маленьким шажком к обществу равноправия и победе коммунизма.
Конечно, далеко не все фураги занимались разбойным промыслом, но ходить под статьей о «хулиганке» считалось приметой «правильного пацана».
Некоторые фураги, как гласят легенды, даже носили значок с изображением Ленина на лацкане пиджака.
Дресс-код
Базис в лице определенной идеологии понятен. Теперь перейдем к надстройке — внешнему виду представителей субкультуры фураг. Тем более, что он не менее важен, чем идеология. Пойдем сверху вниз.
Голова. Волосы «правильных пацанов» должны быть предельно короткими. Допускается небольшой чубчик, но это уже для эстетов. Длинные волосы под строжайшим запретом как символ загнивающего капитализма и его вестников среди молодёжи — хиппи и прочих «низкопоклонников».
Уже на грамотно подготовленный череп надевался определенный головной убор, а именно — «бабайка». Помимо злого существа, которым пугают детей, это ещё и фуражка. Подобно джинсам для хиппи, это был обязательный элемент внешнего вида фураги.
«Бабайки» были как простые, так и изготовленные из жутко популярного (и дефицитного) в то время мохера. Обязательно на несколько размеров больше, чем нужно. У наиболее авторитетных людей она могла быть из каракуля.
Туловище. На этой части тела представлены белая рубашка, простой пиджак («лепень») и белый шарфик, который может носиться круглогодично. За исключением уж совсем жарких дней.
Помимо этого, «олимпийка». Трикотажная кофта, как правило, синего цвета с небольшой молнией. Большой популярностью пользовались такие, на первый взгляд, нетипичные для дворовой публики элементы костюма, как галстуки.
Ноги. Советская текстильная промышленность одаривала народ штанами преимущественно широкого покроя, что рождало протест в умах прогрессивной молодежи. В 1950-х — начале 1960-х годов стиляги их ушивали и зауживали.
Спустя десять лет мода сделала разительный разворот. Прогрессивная, уже хиппующая молодежь стала носить клеши, которые, как известно, чем шире, тем лучше. Фураги выбрали путь зауживания и ушивания.
Зауживать брюки необходимо было до такой степени, чтобы нога в них еле пролезала.
Ступни. Обувь фураги — «коры». По сути, это обычные ботинки, но их каблук с внутренней стороны срезался под углом 45 градусов. В чем сакральный смысл скашивания каблука — загадка. Тем не менее, многие сапожники той поры быстро освоили искусство изготовления «кор».
В каждом районе вышеозначенный ансамбль одежды и обуви мог немного варьироваться.
Добавим несколько изящных аксессуаров — «чилим» от зоновских умельцев и выкидной ножичек.
Кроме того, к внешним признакам фураг можно отнести манеру двигаться — походка вразвалочку, тембр речи — с лёгкой гнусавинкой, тягучим произношением слов и ударением на гласные звуки.
Нетрудовые будни
Жизненный путь большинства фураг проходил по следующему сценарию. 8 классов школы, приобретение трудовой специальности в ПТУ. Работа на каком-нибудь заводе. Хотя наиболее конкретные пацаны должны были жить на нетрудовые доходы.
Также одна из наиболее частых вех биографии — пребывание в местах заключения.
Свободное от всего вышеперечисленного время фураги проводили в типичных для той эпохи занятиях: танцы в клубах и на танцплощадках, киносеансы с билетами по 15 копеек, распитие спиртных напитков и песни под гитару. Добавьте сюда перчинку «гоп-стопа» и густо окропите солью борьбы с заклятыми врагами — «быками».
Наибольший процент концентрации фураг приходился на посёлки и районы, расположенные вдоль железнодорожной линии.
116-й километр, Запанской, Толевый, Киркомбинат, Чуваши, Юнгородок, Негритянский и Зубчаниновка. Ну а центром «производства» фураг была Безымянка.
В 1970-е годы как грибы после дождя росли новые микрорайоны. Балом там стали править опять же фураги. В общей сложности за ними было закреплено примерно 80% территории города.
Их противники — «быки» — были гораздо малочисленнее, не имели какого-либо чётко устоявшегося дресс-кода и несли более рыхлый месседж.
В большинстве своём они были жителями старого города. Но также к их числу мог быть причислен любой человек независимо от района проживания, если в его внешнем облике присутствовали чуждые пролетарскому глазу черты: длинные волосы, клеши, слишком яркая или дорогая одежда.
Почему жителей исторического центра назвали именно «быками» — неизвестно. Вероятнее всего, кличка эта была придумана фурагами.
Противостояние этих двух группировок имело сразу несколько причин:
— извечное противостояния центра и окраин;
— классовая вражда — пролетарии Безымянки против «золотой» молодежи старого города;
— вражда идеологическая — фураги с заветами Ильича и блатными понятиями против прозападно настроенных быков.
Противостояние фураг и быков
В историю города вошло одно из крупнейших сражений в войне этих двух враждующих лагерей. Это была заранее спланированная операция, в ходе которой большое количество фураг прибыло на различных видах транспорта ко Дворцу спорта, где они стали устраивать отлов всех «волосатиков» (и тех, кто просто подвернётся под руку) с последующим избиением.
Количество «правильных пацанов» достигало трёхсот человек.
По воспоминаниям очевидцев, имел место и такой забавный случай. Один самарский хиппи по злому стечению обстоятельств проживал на Безымянке. Ходить с «хаером» по этому району было весьма рискованно. В итоге, чтобы не получить черепно-мозговую травму, он имитировал её, ежедневно забинтовывая голову.
Так он мог безболезненно добраться до старого города, где снимал бинты и выставлял «хаер» на всеобщее обозрение.
Достигнув пика своей активности во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов, фураги как субкультура потеряли свои позиции во времена перестройки.
Безмятежное болото брежневского застоя и мрачные годы «гонок на лафетах» сменились гласностью и ускорением. Из-за потрескавшегося «железного занавеса» всё активнее проникали в широкие слои молодежи новые субкультуры с Запада — панки, брейкеры и металлисты.
Фураги уступили место обычным гопникам, без специфической идеологии и дресс-кода.
Бонус
В 2012 году в «Звезде» прошло ностальгическое «Фураги-шоу». Специально к этому мероприятию ВИА «Куйбышев» снял клип на песню «На сквер Калинина упал туман…».
В видео содержатся сцены курения. Потребление табака или никотинсодержащей продукции вредит вашему здоровью.
Автор фото: Елена Загороднева
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте